Почему плеяда блестящих актеров заслуживает большей памяти

Алевтина Сахно, томичка

Кто же в детстве не мечтает стать актрисой! И я мечтала: после школы – только в театральный! Забегая вперед, скажу, что  театральные подмостки  уступили место другому антуражу. Я окончила филологический факультет ТГУ, работала по другой специальности. Однако вкус театра все-таки ощутила.

Еще школьницей записалась в студию при Томском драматическом театре. Это был такой кружок, где, как бы сказали по нынешним временам, актеры давали нам мастер-классы. Мы разучивали роли, ставили спектакли, а наши наставники делали разбор полетов. Незабываемые дни! По прошествии времени я понимаю, что нас, влюбленных в театр малолеток, тогда научили ценить  настоящее искусство, и не только театр. Я, например, и живопись люблю. А главное,  довелось ощутить ауру великих мастеров.

С нами непосредственно занимались заслуженный артист РСФСР Георгий Лесников и народная артистка Украины Наталья Юргенс, чья дочь Дарья сейчас успешно играет в телесериале «Морские дьяволы». В труппе в то время были заняты блестящие и известные актеры. Это всеми любимая, поистине народная Тамара Лебедева, чье исполнение главной роли в спектакле «Из племени кедра» по роману А. Шелудякова  помнит не одно поколение зрителей. Это также народные артисты РСФСР  Людмила Долматова, Александр  Ратомский, заслуженный артист РСФСР  Аркадий Аркин – золотой фонд театра и гордость всех томичей.

Томский театр в то время гремел, томичи показали три спектакля в Кремлевском дворце.

О работе театра много писали столичные газеты и журналы. А мы, томичи, стремились обязательно познакомить с томскими постановками приезжающих гостей. Мы гордились нашим театром, нашими артистами, в театр шли как на праздник, и спрос на лишний билетик уже не был прерогативой только столичных театров.

Не берусь судить о сегодняшнем театре, хотя сравнение не в пользу современных постановок. Может, кто-то и упрекнет меня в ностальгии по прошлому. Мол, тогда и трава была зеленее… Вполне возможно.  Но очевидно одно: мы как-то стали забывать великие имена. Теряется связь поколений. Год театра мог бы ликвидировать эту прореху, но, на мой взгляд, этого не случилось. А жаль. Плеяда прекрасных актеров заслуживает того, чтобы память о ней передавалась из поколения в поколение.

 

 

О том, почему не стоит впадать в пессимизм

Светлана Айрапетова, зритель

Я не разделяю пессимистических взглядов части зрителей, которые утверждают, что современный театр умер. Так считают, как правило, приверженцы классического театра. А я театр люб­лю во всех его проявлениях. Я театральный человек и живу театром, стараюсь не пропускать ни одной постановки.

Вот недавно была на закрытии театрального конкурса «Маска», где подводились итоги года. Очень рада, что мои предпочтения совпали с мнением жюри, и мой любимый ТЮЗ взял большинство наград. Отмечены талантливые постановки и других театров.

Что касается классики, то она не умерла. Недавно в театре драмы поставили «Недоросля», где играет одна из моих любимых актрис Елена Саликова. Очень впечатляющая постановка. А в ТЮЗе поставили «Чайку». Казалось бы, ну что тут может быть нового? Ее уже ставили сотни раз на разных подмостках. Но в театре юного зрителя нашли новые краски, и спектакль заиграл, именно он стал победителем «Маски», а поставил его талантливый актер этого театра Дмитрий Гомзяков, который тоже отмечен жюри.

Я обожаю ТЮЗ. Не раз была на читках в драмтеатре, в «Скоморохе», узнаю многих актеров и актрис по голосам, но ближе всего мне все же ТЮЗ. Может быть потому, что я душой прикипела к этому театру. ТЮЗ как одна семья: актеры любят зрителей, а зрители обожают своих актеров.

В ТЮЗе в этом году было много премьерных постановок. Очень сильным мне показался спектакль «Музыка ночью», который пробирает до костей. Из семьи один за другим на фронт уходят трое детей. И на всех трех приходят похоронки. Но одна оказывается ошибкой, и сын возвращается живым. Что может чувствовать мать в это время? История семьи, где трагическое перекликается со смешным, не отпускает зрителя до самого окончания спектакля.

Я также ходила на «Ходжу Насреддина», где играет мой любимый артист Кирилл Фриц. У него есть роли в других спектаклях: «Дубровский» и «Женитьба», но поставлены они по-новому. Театр вообще ломает привычные рамки. Вопреки устоявшемуся мнению, что ТЮЗ – это театр для детей, здесь много постановок и для детей, и для подростков, и для взрослых. Характерный пример – «Малыш и Карлсон», который я смотрела с большим удовольствием.

А премьера года «СтуденТы», в основе которой – реальные рассказы томичей о своих студенческих годах? Все сидели и поддакивали: «Да-да, именно так и было…» Зрители словно вернулись в свою студенческую юность. Совершенно потрясающий спектакль «Маугли», замечательная постановка то ли для взрослых, то ли для детей известного произведения «Братец Лис и/или Братец Кролик».

Кто-то утверждает, что современный театр умер. Да вы что? Театр жив, он развивается. Меняются и предпочтения. Если раньше ведущим считался театр драмы, то сейчас всё больше о себе заявляет ТЮЗ. Он ищет интересные формы, например, встречи со зрителем перед спектаклем. Или проект «Дыши глубже», где сами актеры могли поставить спектакль и показать его зрителям. Аналогичный проект «Открыто», когда актер ищет какое-то открытое пространство и ставит там свой спектакль. Это, как правило, необычные, актуальные постановки, которые заставляют зрителя взглянуть на окружающую действительность по-иному. Одновременно и возможность роста для актера. В театр пришли молодые, талантливые, которые стали звездами. Например, Мария Суворова, которая к тому же и великолепно поет и вполне могла бы украсить своим голосом музыкальный театр.

Кстати, о музыке. Я бы с удовольствием наслаждалась постановками Северского музыкального театра. Этому городу вообще повезло, там четыре театра, но, к сожалению, нам, томичам, иногда проблематично туда попасть. Я использую всякую возможность, когда театр выступает в Томске. Очень меня впечатлил спектакль «А зори здесь тихие…». Поставлен по известному произведению и исполнен прекрасно.

А в театре драмы мой любимый спектакль «Деревья умирают стоя» с Ольгой Мальцевой в главной роли. Но это уже классика…

 

 

Почему «мой» театр остался в прошлом

Вячеслав Новицкий, профессор, почетный гражданин города Томска

К сожалению,  в последнее время хожу в театр крайне редко.  И связано это с тем, что  я, как человек старшего поколения, несколько разочарован и даже обескуражен подходами некоторых режиссеров к театральным постановкам. 

Ловлю себя на том, что меня  все чаще и чаще стала раздражать так называемая модернизация театральной классики. Я воспитан на классическом театре, и если уж вносить какие-то авангардистские начала в пьесы Горького, Чехова,  то делать это надо сверхгениально, как это делал  художник такого масштаба, как Марк Захаров. Упрощения, которое позволяют себе современные режиссеры,   я не понимаю и не принимаю. Мне такой театр неинтересен, я в нем разочарован.

В свое время  я предпочитал театр Товстоногова, БДТ, где Горький был Горьким, Чехов –  Чеховым, диван – диваном, а комод – комодом. А вся эта круговерть… Должны быть либо гениальная пьеса, и тогда зритель прощает не ахти каких режиссеров и актеров, либо великий режиссер, который из любого материала может сделать конфетку. Либо потрясающий актер, который может проявить себя в самой заурядной роли. Раньше в театр ходили на актера. В наш томский театр, на последние спектакли, я тоже ходил на проверенных актеров – Ольгу Мальцеву, Валентину Бекетову, некоторых других.

Дни театра, Год театра  нужны. Их надо проводить как раз для того, чтобы пропагандировать этот вид искусства,  прививать вкус к хорошим постановкам, приобщать к ним молодежь. Если молодой человек увидит талантливо поставленную пьесу Островского, он запомнит ее навсегда и захочет прийти посмотреть еще. Но убогой, извращенной постановкой, чем все чаще грешат театры, особенно столичные, от нее можно отвратить.

Я очень давно, с 1970–1980-х годов, ловлю себя на том, что предпочитаю любительские театры. В них есть какая-то искренность, они стремятся к чему-то возвышенному. И люди, которые не имеют специального образования, подчас настолько талантливы и искренни в том, какой хотят представить образ, что это значительно лучше, чем когда посредственный  актер мнит о себе, что он гений. Я люблю самодеятельность… Недавно посмотрел один из спектаклей на страничке в сети Юлии Ратомской, не мог оторваться. Прекрасная пьеса, отличная игра актеров, отличная режиссерская работа…

Сейчас порой можно слышать о том, что, может, вообще не стоит ходить в театры, а смотреть постановки на «Ютубе», в планшетах, в записи на телевидении? Смотрим же мы так фильмы.  Лучшие постановки, безусловно. Но все-таки в театр люди идут на общение с настоящим талантливым актером. Это совершенно неповторимое ощущение.

Мне довелось видеть на сцене великих актеров – Стржельчика и Смоктуновского. В памяти остались эти потрясающие имена и созданные ими роли. Стржельчик прекрасен в фильмах, но то, что он делает на сцене, потрясает.  Впечатление восторга осталось на всю жизнь.

И в томском театре были такие актеры. Вспоминаю спектакль, где играли Олег Афанасьев и Алевтина Буханченко, актриса высочайшего уровня по томским меркам. Потрясающий получился «Сирано де Бержерак»! Помню  работы необыкновенно талантливого режиссера Феликса Григорьяна, прекрасную коллективную игру в «Соленой пади». Сейчас нет спектаклей такого масштаба и актеров такого уровня. Из старых, пожалуй, осталась Валентина Бекетова.

Современная тенденция такова, что люди сейчас идут в маленькие камерные театры, в основном не на актеров, а на пьесы. Такие театры пользуются определенной популярностью, у них есть своя аудитория. В Томске это театр Веры Тютриной (и до недавнего времени – театр «Интим» Алевтины Буханченко). Там ставят легкие комедии, и на них есть спрос. На этих спектаклях люди хотят получить заряд бодрости, эмоциональный комфорт. И это тоже примета времени. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 8 =