Аккредитив позволяет свести риск коммерческой сделки к минимуму

директор продаж продуктов транзакционного бизнеса филиала ВТБ в г. Томске Татьяна Мороцкая

Одна из главных проблем бизнеса – риск неисполнения обязательств по оплате или по поставке товара. Обеспечить юридическую безопасность коммерческой сделки можно с помощью аккредитива. О том, как эта форма расчетов помогает минимизировать риски при взаиморасчетах между бизнес-партнерами, нашей газете рассказала директор продаж продуктов транзакционного бизнеса филиала ВТБ в г. Томске Татьяна Мороцкая.

Безопасные сделки

– Татьяна Викторовна, в каких случаях у предприятий возникает необходимость обезопасить сделку?

– Как правило, при работе с новыми партнерами, а также с зарубежными коммерческими организациями. В этом случае главные риски заключаются в риске непоставки товара, его неоплате, несоблюдении сроков поставки и оплаты товара, невыполнении импортных формальностей и требований к оформлению документов. Если возникнут какие-либо проблемы с зарубежной коммерческой структурой, то судиться придется в другом государстве по нормам его законодательства. Понятно, что у российского предприятия шансы выиграть суд за рубежом невелики. Обезопасить сделку в подобных случаях можно при помощи аккредитива, эта форма расчета и предназначена для того, чтобы свести риски к минимуму.

– Что такое аккредитив?

– Это любое соглашение, в силу которого банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), действуя по просьбе и в соответствии с инструкциями своего клиента (приказодателя), должен произвести платеж другому предприятию (бенифициару) или акцептовать и оплатить переводные векселя бенефициара при предоставлении указанных в соглашении документов.

Все под контролем

– Каким образом аккредитив гарантирует юридическую безопасность коммерческих сделок?

– Чтобы понять механизм этого финансового инструмента, рассмотрим конкретный пример. Допустим, томская компания хочет купить товар у поставщика из Москвы, с которым до этого еще ни разу не сотрудничала. Покупатель и поставщик договариваются, что товар будет оплачен с помощью аккредитива. Они составляют, но пока не подписывают контракт, в котором описываются абсолютно все условия сделки вплоть до мелочей, а также указан перечень всех документов, при предоставлении которых поставщик получает оплату.

Мы рекомендуем своим клиентам перед подписанием контракта и открытием аккредитива приносить нам проект контракта для согласования платежных условий, для того чтобы в процессе работы по аккредитиву у сторон не возникло дополнительных расходов по внесению изменений в текст контракта и, соответственно, аккредитива.

Как правило, у другой стороны, в данном случае поставщика из Москвы, тоже есть свой банк, который участвует в расчетах. Этот исполняющий банк также дает рекомендации своему клиенту по условиям контракта. Затем эти условия согласовываются всеми сторонами – и банками, и предприятиями. Когда контракт полностью согласован, оба предприятия его подписывают и начинают по нему работать.

– Как происходит сам расчет?

– Сумма аккредитива изначально аккумулируется на отдельном счете в исполняющем банке. Деньги на этот счет переводятся со счета нашего клиента (покупателя) или предоставляются нашим банком в качестве кредита. Когда продавец производит отправку товара в Томск, он представляет своему банку полный комплект указанных в контракте документов (транспортные документы, счета, сертификаты и т.п.). Если эти документы полностью соответствуют условиям аккредитива, исполняющий банк перечисляет средства своему клиенту и раскрывает аккредитив.

– А если с документами что-то не так?

– Если пакет документов представлен не полностью или какие-то документы оформлены неправильно, то у предприятия есть два варианта: либо внести изменения в документы, либо направить весь пакет документов в банк-эмитент с расхождениями на базе одобрения эмитентом. Окончательное решение об оплате документов принимает эмитент аккредитива.

Этот механизм позволяет гарантировать, что если продавец отправил товар покупателю и предоставил пакет документов в соответствии с условиями аккредитива, то он точно получит указанную в аккредитиве сумму.

Банк подскажет

– Можно ли провести расчет с помощью аккредитива в том случае, если оба предприятия держат счета в одном и том же банке?

– Конечно. Причем это самый простой вариант, так как условия контракта согласовывают филиалы одного и того же банка по одним и тем же требованиям. Кроме того, аккредитив можно использовать и в тех случаях, когда оба предприятия расположены в одном городе. Но чаще всего аккредитивом в нашем банке пользуются при международных расчетах. Преимуществами работы с ВТБ по международным аккредитивам являются высокая репутация ВТБ, многолетний опыт проведения расчетов по международным аккредитивам, высококвалифицированные специалисты в сфере документарного бизнеса, широкая сеть банков-корреспондентов, дочерних банков как в России, так и за рубежом.

– Условия аккредитива могут быть какими угодно? От чего они зависят?

– Существуют общие для всех нормативные требования к аккредитиву как внутрироссийские, так и международные, которые необходимо соблюдать. Также в практике документарных аккредитивов встречается очень много разных их форм, в том числе комбинированные, с привлечением других форм расчетов и финансирования.

Но в любом случае должен соблюдаться главный принцип – оплата по аккредитиву производится только при предоставлении в исполняющий банк полного комплекта документов, соответствующих условиям аккредитива. Это главная гарантия юридической безопасности сделки.

– Что вы можете посоветовать предприятиям и организациям Томска при работе с аккредитивом?

– Многие компании боятся использовать при расчетах со своими контрагентами такую форму расчетов, как аккредитив, объясняя это сложностью проведения и отсутствием необходимых знаний. Но для того и нужны банки, чтобы обеспечить своему клиенту должным образом составленный контракт, текст аккредитива и все необходимые консультации по его использованию.  Для клиента главное – в обязательном порядке все возникающие вопросы по аккредитиву (срокам, документам, процедуре работы и т.д.) согласовывать со своим банком. И тогда все будет замечательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + восемь =