Виктор, Елена, Любовь, Андрей, Мария, Евгений, Наталья. Начальные буквы этих имен легли в название самодеятельного театра – «ВЕЛАМЕН».

14 лет назад его основала выпускница Семипалатинского училища культуры имени Абая Елена Чеботару. В село Александровское на север Томской области она приехала по семейным обстоятельствам. Планировала на месяц, а оказалось – навсегда. По крайней мере пока.

Чем заняться профессиональному режиссеру в северной глубинке? Таких вопросов перед чернявой красавицей не стояло. Руководство районного Дома культуры, принимая в штат, поставило перед ней две задачи: возобновить работу самодеятельного театра и детско-юношеской студии. Взрослую труппу получилось набрать практически мгновенно.

Ищу таланты

Своих актеров она искала, развесив объявления в поликлинике, аптеке, магазинах. И народ откликнулся. В течение двух недель режиссер проводила конкурсный отбор, и уже на этом этапе определила, кто обязательно останется.

– Это интеллигенция нашего села, – признается Елена Николаевна. – Например, Андрей Буров работал детским врачом, сейчас перепрофилировался в офтальмолога. Евгений Руденков трудится в филиале компании «Газпром трансгаз Томск», а Любовь Лымарь – в ЖКХ. В труппе немало педагогов – Сергей Филатов, Елена и Максим Кочетковы. Я всегда говорю, что театр строится на людях, умеющих мыслить, у кого прекрасная память.

Дальнейшая работа показала, что и у самодеятельных артистов образ жизни расписывается на несколько месяцев вперед – командировки ведь никто не отменял. А вдруг спектакль? Так что во все свои планы они обязательно посвящают режиссера.

– Если артист куда-то выбыл, заменить его очень сложно, – признается Елена Чеботару. – Помимо того, что дублеру предстоит текст выучить, нужно знать все мизансцены. Это коллективная работа: даже если захочешь ввести новичка, потребуется немало времени.

Классика в десятку

Дебютным спектаклем «ВЕЛАМЕНа» стала народная комедия «Любовь и голуби». Правда, режиссер сильно изменила канву фильма, прописав в своей постановке больше эмоциональных монологов героев. С этого показа к актерам пришла зрительская любовь, ведь на сцене они нисколько не уступают в мастерстве столичным служителям Мельпомены. И комедию, и драму играют всегда с душой и полной самоотдачей. В год александровцы ставят два спектакля.

– Я могу один раз показать спектакль, второй, и все. Потом вынуждена положить его на полку, потому что население у нас небольшое, в репертуар его не поставишь, – объясняет руководитель театра. – Только новыми постановками можно удержать сельского зрителя.

В активе самодеятельного театра немало классических спектаклей. Обожаемый режиссером Николай Гоголь не мог пройти мимо сибиряков. Когда ставили «Вия», на сцене Александровского ДК гроб на колесиках выезжал, и летал, как во всех приличных спектаклях и кинофильмах.

Но все-таки основную часть театрального репертуара занимают современные авторы. На счету коллектива уже три пьесы английского драматурга и актера Рея Куни, известного отечественному зрителю по постановке «Слишком женатый таксист». Весь мир обожает его за искрометный современный юмор.

 

Примерно 30 спектаклей поставили за 14 лет артисты из «ВЕЛАМЕНа».

 

Но литературные вкусы у пуб­лики разные: кто-то любит зарубежные пьесы, кто-то нет, а вот отечественная классика, по глубокому убеждению Елены Николаевны, это всегда попадание в десятку. В следующем году она обязательно вернется к военной тематике. У александровских актеров такого опыта за 14 лет накоплено предостаточно. Среди сильных постановок – спектакль по пьесе Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

– Мы его сделали так трогательно, что зрители нам поверили, – вспоминает удачную постановку режиссер. – Так хорошо были подобраны актрисы, внешне они сильно походили на тех утонченных героинь из фильма. Взять хотя бы Лизу Бричкину, которую сыграла Юля Сукач. Это яркая комедийная актриса, находка для нашего коллектива.

По мотивам реальных историй

В свое время народная труппа показала местному зрителю и «Судьбу» Петра Проскурина – опять тема войны, тема деревни. Работа продвигалась очень сложно, но, раз уж александровцы замахнулись на этот спектакль, в итоге с достоинством его отыграли. В одном из эпизодов немцы приходят в деревню. На сцене нужно было показать их силу. У режиссера получилось создать правдоподобную обстановку за счет выверенной формы немецких солдат и офицеров, а вот с мужской массовкой вышла заминка. Дело в том, что мужчины в Александровском работают вахтами. Этот момент был взят на карандаш, и все потенциальные артисты по мере возвращения домой приглашались на репетиции. В итоге и эту постановку зритель оценил по достоинству.

А на 75-летие Победы Елена Чеботару планирует взять за основу драму Константина Симонова «Русские люди». Она прекрасно отдает себе отчет в том, насколько это большое и трудное произведение. Тем не менее обязательно включит отдельные эпизоды в юбилейную постановку.

На вопрос, какой спектакль ей особенно дорог, Елена Николаевна ответила после небольшой паузы.

– Скорее всего, значимой стала пьеса «Вечно живые» по Виктору Розову. Наверное, потому, что мой отец был участником Великой Отечественной войны. Он старше моей мамы на 19 лет. В молодости был художником, а с войны пришел раненый, уставший человек. Я родилась, когда ему было 50, поэтому здоровым не помню совершенно. Я просто знала его фронтовую судьбу. Однажды в Белоруссии его подобрали местные старики – у него уже были признаки гангрены. И спасли от смерти. Когда он мне про это рассказал, сюжет сложился сам собой. Отца уже давно нет в живых, но я захотела восстановить этот правдоподобный эпизод из военной истории, нашла актера Максима Кочеткова, такого же высокого, чернявого, каким был мой отец в молодости. Так реальный сюжет лег в основу спектакля «Вечно живые». Эта тема, уверена, будет актуальной всегда.

Сама себе режиссер

Такая тяга к искусству, считает Елена Николаевна, идет из семьи.

– Мой отец замечательно пел и играл на гитаре. В семье вообще все пели, я с самого детства играла в театр: спрячусь в шифоньер и оттуда появляюсь в отцовской шляпе с пером, – вспоминает руководитель народного театра. – И потом начиналось представление: усаживались взрослые, а я перед ними танцевала. Одним словом, артисткой была с детства. Я хорошо училась в Семипалатинском училище культуры имени Абая. Окончила его с красным дипломом. Правда, никогда не думала, что уеду так далеко от дома и надолго задержусь в Западной Сибири. Но теперь-то я понимаю, что другого места для жизни и работы мне и не надо – это то, что я хотела найти. Здесь такие люди! И театр здесь живет потому, что ко мне приходит вот такой сильный, работоспособный и ответственный состав.

Елена Чеботару, несмотря на артистические данные и яркую внешность, сама в постановках не участвует. И объясняет это вполне резонно:

– Во-первых, я пою на концертах, и мне этого достаточно. Понимаете, в чем дело: играть – не проблема. Но на сцене я хочу видеть своих актеров, следить за их игрой. Когда я рядом с ними, некоторые начинают тушеваться – я это чувствую. Мне же хочется передать им свой артистический багаж.

Премьеры Елены Чеботару всегда ожидаемы. Нарядная пуб­лика заранее занимает места, кто-то заказывает цветы для своих любимых артистов. И для режиссера, конечно.

– К нам приходит грамотный зритель, который умеет принять постановку и дать ей оценку, – заявляет Елена Николаевна. – После спектакля меня встречают александровцы, а я живу в центре села, и каждый остановит, чтобы высказать свое мнение. В городе никто бы меня не узнал, а здесь мы все на виду. В такие минуты я понимаю, что моя задача как режиссера выполнена: зритель ушел с моего спектакля с размышлением. Иногда ловлю себя на мысли, как он все правильно понял, прочувствовал. И еще оно наблюдение: к нам на спектакли приходят не только рядовые зрители, но и руководители района.

За 14-летнюю историю «ВЕЛАМЕН» трижды подтверждал звание народного театра. Пожелаем, чтобы и в свои 15 он мог указывать его на своих афишах.

Автор: Валентина Артемьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1