Акция «Ночь в музее» с каждым годом становится многолюднее

Музей как квест. Музей как машина времени. Музей как место чудес и необычных фантазий. Такие разные образы и метафоры предложили томские музейщики в свой профессиональный праздник участникам «Ночи в музее». В этом году в международной акции участвовали музеи Томска, Северска, Асина и Стрежевого.

А что это вы тут бродите?

…За спиной кто-то явственно сказал: «Ты не поверишь – я в музее! Ну, не все же по ресторанам и кафе…» Обернулась. Голос явно принадлежал молодому мужчине с фотоаппаратом в руках. Он все еще разговаривал по телефону с приятелем, описывая свои необычные ощущения от встречи с культурным достоянием Томска.

Фраза «Ты не поверишь…» с завидной регулярностью звучит каждый год во время акции «Ночь в музее». И хотя у томичей уже выработалась привычка посещать «кладовые» истории и культуры 18 мая, в Международный день музеев, а «Ночь в музее» ждут, как новогоднюю, тем не менее находятся такие счастливчики, кто впервые открывает для себя удивительный, непознанный, а иногда и потаенный мир, спрятанный за дверьми с табличкой «Музей». Но и у музейщиков тоже появилась потребность чем-то удивлять народ в эту ночь.

– Если и есть конкуренция между томскими музеями, то она проявляется именно в эту ночь, – признался Святослав Перехожев, директор Томского областного краеведческого музея.

«В прошлом году четыре тысячи, нынче – не менее пяти тысяч человек за ночь», – озвучил мечты областного департамента по культуре его начальник Андрей Кузичкин накануне 18 мая. И музейщики проявляли чудеса креативности, чтобы достичь намеченной цели.

Необычного в эту ночь на всех музейных площадках города и области было более чем достаточно. В художественном музее снимали черно-белое кино. В краеведческом создавали аудиопортреты посетителей. На Воскресенской горе в Музее истории Томска обучали фризлайту (рисованию светом) и мехенди (татуи­ровке хной), а ближе к ночи стали запускать в небо фонарики. В Северском городском музее полицейские Томска исполняли военные марши. А в Стрежевом зажигали пионерские костры и пели походные песни.

А сколько неожиданных встреч! Сколько удивительных метаморфоз! Разве можно было представить в иное время Василия Ханевича, директора музея «Следственная тюрьма НКВД», сына «врага народа», в форме майора госбезопасности?! Пожилые женщины из числа репрессированных чуть было физиономию ему не попортили. А у меня, честно признаюсь, ноги подкосились, когда на крыльце этого мемориального музея увидела молодых бойцов в форме НКВД с винтовками. «Только без фанатизма. Нагонять страх на посетителей специально не будем», – наставлял своих бойцов депутат городской Думы и руководитель клуба исторической реконструкции Алексей Кузьмин, также одетый в форму майора НКВД (с одним ромбом в петличке). Недавно созданный им клуб исторической реконструкции впервые участвовал в музейной акции.

– Мы просто оживляем здесь пространство, придаем жизненность ситуации. Мы хотим привлечь внимание людей к истории Отечества. Неважно, сколько тебе лет, 17, 30 или 50, важно познание истории своей Родины, – считает Алексей.

Но и обычные посетители в музеях занимались совсем не обычным рассматриванием экспонатов, а поиском их. Все музеи Томска и Северска, не сговариваясь, предложили взрослым и детям увлекательные квесты. Английское quest переводится как «поиск предметов, поиск приключений». Поскольку искать лучше вместе, то квесты (а по-русски просто бродилки) были адресованы прежде всего семьям.

На семьи были сориентированы и цены. Художественный и краеведческий предлагали льготный билет на все выставки семье из четырех человек за 350 рублей. И, как подтвердили кассиры обоих музеев, именно «семейные» билеты раскупались охотнее всего.

В стиле fusion

«В эту ночь в музее соединится несочетаемое: классика и авангард, традиции и современность», – гласил анонс. Реальность превзошла самые смелые ожидания. Комиссарша в черной кожаной тужурке и красной косынке (образ музы революции воплотила заслуженная артистка России Татьяна Угрюмова) призывала посмотреть «буржуазное искусство Пабло Пикассо за умеренную плату», читала стихи Пушкина и анонсировала выступление рок-музыкантов на открытой сцене. Она же направляла потоки посетителей то к наивной живописи Нины Строчковой, которая демонстрировалась в рамках уникального проекта «Живопись одной ночи», то предлагала заглянуть в мастерские профессиональных художников Дмитрия Курамшина и Леонтия Усова, то отправляла всех наверх алюминиевой ложкой гравировать логотип акции.

«Ночь» стартовала во всех музеях одновременно, в 20.00. Но в ­ТОХМе начали разминаться на два часа раньше. Среди молодежи, которая пришла послушать музыку, заметила группу странных людей. С ног до головы они были раскрашены в черно-белые цвета.

– Мы снимаем кино о краже картины из музея, – пояснила Елизавета Домогалова из группы «Перформанс». – Сценарий примерно как в «Стариках-разбойниках». Сами его и писали. Ребята, которые заняты в этом анимационном проекте, уже снимались в рекламных роликах, прошли кастинг на сериал «Ботаники» или работают в модельных агентствах. Почему участвуем в «Ночи»? Это весело и интересно. Лично я из музеев и театров практически не выхожу. Мне интересна культура, тем более что она создается именно нами.

По словам заместителя директора Томского художественного музея Юлии Варчак, в «ночной вечеринке в стиле fusion» приняли участие более 30 творческих коллективов города, в том числе лауреаты рок-фестиваля MUZ-online. Не повредит ли картинам громкая музыка?

– В принципе, огромный поток посетителей за ночь – это уже стресс для картин, – поясняет Юлия. – Повышение температуры, духота… Но мы идем на это сознательно раз в год. Ради своих посетителей мы готовы организовать даже кражу картин. Кстати, на «криминальную» идею подвиг нас… Эрмитаж. Как только объявили, что Эрмитаж приезжает в Томск, многие компании звонили нам и спрашивали: «Какие меры принимаете, чтобы обеспечить безопасность? А у вас были кражи в музее?»

За пять часов в художественном музее не только сняли кино, украли и вернули картину, удивили файер-шоу, но и нарисовали огромный натюрморт маслом. Авторы его – все обычные томичи, некоторые впервые взяли кисть в руки. Я тоже оставила свои три мазка красной краской на полотне.

Все в сад!

«Музей – это машина времени», – убежден директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев.

На пр. Ленина, 75, в прошлое отправляли основные экспозиции и временные. Одна открылась именно 18 мая, в День музеев. «Гроза 1812 года» посвящена национальной памяти о подвиге русского оружия.

В эту ночь экскурсию на два столетия назад устроил… пехотинец Томского пехотного полка. От имени героя Отечественной войны выступал Всеволод Ситников, один из трех членов клуба исторической миниатюры «Стрелец», которые своими руками сделали макет Бородинского сражения и передали музею.

– Это батарея Раевского, которую французы прозвали редутом смерти, – пояснял Всеволод мальчишкам, сгрудившимся вокруг солдатиков. – Здесь батальон Томского пехотного полка, и здесь… Томичи стоят в каре, это специальное противокавалерийское построение, чтобы всадники не могли вам в спину ударить. А здесь французская пехота штурмует редут…

– А здесь, – указывала на витрину экскурсовод Елена Андреева, – выставлены подлинные серебряные медали Отечественной войны. Одна из фондов музея, другая – из частного собрания. На одной видим знаменитую надпись: «Не нам, не нам, но Имени Твоему» – и око Всевышнего. На другой – профиль с лавровым венком, это медаль за взятие Парижа в 1814 года.

В принципе, любой посетитель мог почувствовать себя русским солдатом 1812 года, надев специально сшитый мундир. И сфотографироваться в исторической одежде. Пока желающие фотографировались в киверах, мимо них спокойно, как у себя дома, прошлепал парень в пижаме. А этот что тут делает? «Так ночь же! Время сна», – пояснила еще одна милая особа в ночной сорочке с мишкой тедди под мышкой.

На роль «пижамных» были приглашены аниматоры из клуба «Пингвины» ТГАСУ. Они исполняли роль проводников. Вслед за ними я сначала оказалась во дворе краеведческого музея, где зажигали барабанщики знаменитой группы Percussion project. И все, что происходило здесь и в залах музея, где учили делать обереги и расписывать пасхальные яйца, – это была территория настоящего. А музейный сад, куда до этой ночи не ступала нога посетителя, был превращен усилиями промогруппы Ants-zoom в территорию будущего. Музыкально-световое шоу началось, когда стемнело. Более всего сад будущего пришелся по душе детям до 12. Они резвились под лучами прожекторов, удивляясь тому, что при каждом их движении луч менял цвет и даже звук…

Как показывает практика, «Ночь в музее» дает резкий всплеск посещаемости. Но, согласитесь, статистика статистикой, а живые впечатления важнее.

 Татьяна ВЕСНИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

95 − = 91