В жизни российской средней школы наступил интересный момент. В силу сложившихся в стране демографических процессов она оказалась как бы между двух эпох: только что выпустились в жизнь рожденные в нижней точке «ямы» 1993–1994-х, готовится сесть за парту первая волна бебибума – поколение 2006–2007 годов рождения. Подсчитано, что уже к 2018-му число школьников в области увеличится как минимум на 40%. Готова ли томская система среднего образования к такому мощному количественному приливу и выдержит ли она всевозрастающие требования по качеству? О некоторых точках отсчета и предстоящем развитии образования в регионе «ТН» рассказал глава областного департамента общего образования Александр Щипков.

– Мы можем смело заявить, что после трудных десятилетий безденежья и упадка наша система общего образования уже получила немалое развитие и здорово продвинулась вперед в материальном плане. Если в 2009 году общая субвенция областного бюджета на образование составляла 2,873 млрд рублей, то в 2012-м уже 3,763 млрд. В 2012-м школы области получили на создание условий для обучения детей свыше 1,3 млрд рублей – они пошли на капремонт (32 ОУ), строительство школ, на развитие материально-технической и учебной базы (более 350 млн рублей), инфраструктуры, на повышение квалификации учителей… Теперь 85% детей имеют возможность пользоваться интерактивным учебным оборудованием, 74% – учебно-лабораторным. В области уже сложно найти школу, которая бы не опробовала ведение электронных дневников и журналов…

– То есть можно сказать, что материальная база создана?

– Можно сказать, что удалось закрыть самую первую необходимость и заметно увеличить процент детей, обучающихся в нормальных, современных условиях. И речь здесь идет не только об умных машинах и интерактивных досках, но и о простых необходимых вещах: теплых туалетах в сельских школах, автобусах для подвоза детей в сельской местности, о спортзалах с душевыми, оборудованных вместительных столовых, о площади классов и температуре в них, об обеспечении учебниками…

– Когда проблема с учебниками будет решена?

– Мы близки к этому. Стопроцентная обеспеченность библиотечного фонда учебниками будет достигнута в нынешнем учебном году в Александровском, Асиновском, Верхнекетском, Парабельском районах и в Стрежевом. В Томске планируем поднять этот уровень с прошлогодних 57 до 80,2%.

– Один из главных измерителей качества знаний – ЕГЭ. Как мы смотримся тут по сравнению с соседями?

– К сожалению, открытый рейтинг по регионам сейчас не составляется. Мы лишь можем сравнивать свой уровень со среднероссийским и анализировать ситуацию в районах. В 2012 году среднестатистический тестовый балл ЕГЭ выпускников Томска был 55,54%, средний по РФ – 53,4%. Обошли областной центр Каргасокский район (56,34%) и Северск (56,49%), а лучше всех сдал ЕГЭ Молчановский район – там средний балл еще выше – 56,91%.

Кроме того, у нас за последние годы улучшились результаты участия детей во всероссийских олимпиадах (тут мы в лидерах по СФО, все больше школьников участвуют в различных конкурсах и фестивалях…

Нынче планируем создать единый областной региональный образовательный шлюз, который объединит на уровне области все данные об успехах школьников и педагогов. В первую очередь это делается для более точного понимания, что происходит в системе образования, как дети осваивают те или иные предметы, как меняется качество образования – все это нужно прежде всего для принятия более точных управленческих решений.

– Уже в следующем году в Томске ожидается существенная прибыль первоклассников, а новых школ не строили много-много лет… Что будем делать? Проблема-то будет поострее детсадовской – это дошколят можно оставить с бабушкой или няней…

– Пока в школах есть некоторые резервы наполнения, к тому же существует вторая смена (в Томске около 35% детей обучаются с обеда). Но напряженная ситуация уже наблюдается во многих районах, и мы понимаем, что нужно подготовить все, чтобы уже с 2014 года началось новое строительство. Здесь главное – не опоздать с созданием новых мест.

Уже составлена комплексная программа модернизации томского образования, ее дорожная карта на согласовании в обладминистрации и министерстве. Это очень серьезный документ, предполагающий масштабное финансирование и существенные изменения в образовании.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

42 − 39 =