Александр Таловский: о правилах игры в пищевой отрасли и звездах продовольственного рынка

Несмотря на кажущуюся простоту и приземленность пищевки, отрасль эта считается стратегической: от ее состояния во многом зависит благополучие и настроение жителей, а структура и объемы характеризуют уровень продовольственной безопасности региона. Знающие люди называют ее самой устойчивой, потому что спрос на продукты был, есть и будет всегда. А в наших реалиях – увы! – еще и самой тяжелой…

О сегодняшнем состоянии отрасли «ТН» рассказал начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области Александр Таловский.

– Мы живем в мирное время, межрегиональные связи, производственная специализация неплохо развиты – почему же часто говорят о продовольственной безопасности?

– Разве в нашей жизни мало потрясений? И кто может предсказать, как будут развиваться события в мире, стране? Регион, закупающий продовольствие, в большей степени подвержен рискам в случае резкого негативного изменения конъюнктуры рынка (например, из-за засухи, неурожая, что мы и наблюдали в прошлом году), нежели тот, кто имеет свою эффективно работающую отрасль со множеством игроков-производителей.

Армия кормильцев

– А у нас этих игроков достаточно?

– Пищевая отрасль Томской области – это более 500 предприятий, на которых трудится 12,5 тыс. человек, что составляет более 22% от общей численности занятых в промышленности и 3,7% от общего числа занятых в Томской области.

Это строгая статистика. Но надо понимать, что полтысячи предприятий – это и мелкие пекарни-коптильни в деревнях, и предприятия областного центра с огромными коллективами, серьезным оборудованием, своими лабораториями качества… Раньше сельская пищевка относилась к Минсельхозу, а индустрия – к Министерству пищевой промышленности. Теперь все производители продовольствия объ­единены в одну отрасль.

– Вероятно, большая часть из 500 – это небольшие частные пекарни? Еще несколько лет назад с ними ассоциировались целые букеты проблем…

– Ситуация в корне изменилась. Сейчас с ними, скорее, ассоциируются смотр-конкурс качества хлеба и выставка-ярмарка «Праздник хлеба», которые под эгидой администрации Томской области проводятся уже не в первый раз. Большинство хлебопеков региона стремятся освоить самые передовые технологии хлебопечения. Истинные мастера бережно хранят и приумножают богатейшие национальные традиции.

Пищевые гиганты

– Много ли в регионе крупных производителей пищевых продуктов?

– В томской Ассоциации пищевых предприятий – 15 членов. Среди них такие гиганты, как «Томские мельницы» – 70% томского рынка муки, пивзавод – 16 млн дал пива (160 млн литров), из которых 85% вывозится за пределы региона, это «Лама» со всеми своими структурами, «Кахети», вышедшее на первое место в СФО по производству сухих вин, «Сибирская Аграрная Группа» с ее колоссальными объемами производства…

– И как эта индустрия выглядит в региональной структуре экономики?

– Отлично выглядит! Доля пищевой промышленности в структуре выпуска обрабатывающих производств Томской области (без учета сырьевого сектора) составляет 22,2%, а налоговые отчисления формируют более 6% доходной части консолидированного бюджета области. Это немало.

Но главное – рост. Он сверхдинамичный. За 10 лет общий объем производства пищевых продуктов на территории суммарно увеличился в 3,2 раза, в то время как в целом по РФ – только в 1,5 раза. За 2000–2010 годы в регионе объемы производства мяса были увеличены в 8 раз, пива – в 6, мясных полуфабрикатов – в 5,6 раза, виноградных вин – в 4,3 раза, майонезов – втрое, колбасных изделий – в 2,6 раза, молочной продукции – на 86%, кондитерских изделий – на 50%, муки – на 15%. Более чем в 10 раз выросли объемы производства относительно новых для области товарных групп – растительных масел и плодоовощных консервов.

Никакой дискриминации!

– И томичи это в состоянии съесть?

– До 2000 года продовольственный рынок Томской области в основном формировался за счет импорта и поставок из других субъектов РФ. Вспомните: когда-то в Томске не было своей минералки, пива, колбасу везли из командировок… Теперь есть все. Импортное мясо и курятина практически вытеснены. По статистике, местная продукция сегодня составляет более половины областной продовольственной корзины (по колбасам и мясной продукции – более 90%, цельномолочной продукции – 80%, овощам – 75%, муке – 70%).

Замечу: в отличие от многих соседних регионов мы никогда не занимались региональным протекционизмом, не ограничивали иногородние поставки. Напротив, всегда старались оказать содействие желающим зайти на томский рынок, потому что если нет внешней конкуренции, ее надо создать. К примеру, присутствие на наших прилавках алтайской муки заставляет «Томские мельницы» постоянно заботиться о том, как удержать свои 70% рынка, применять новые технологии…

– Как реагируют наши на приход чужаков?

– Чтобы исключить возможность ассортиментной дискриминации местных пищевых производителей при работе с крупными торговыми сетями, нами введена практика заключения трехсторонних соглашений со всеми вновь входящими на территорию области сетями. Там четко прописывается минимально допустимое присутствие томских товаров на полках. Регулярно проводим трехсторонние встречи пищевиков, представителей торговли и власти для снятия особо острых вопросов…

Прежде чем пойти к соседям…

– Как себя чувствуют наши на чужих рынках?

– Судя по всему, неплохо. Можно сказать, что многие наши предприятия ориентированы на внешний рынок: вывозим 40% продукции. Наибольших успехов на иногородних рынках добились «Сибирская Аграрная Группа», «Томское пиво», птице­фабрика «Межениновская», конфетная фабрика «Красная звезда», «Сава», «Томские мельницы», «Кахети». Это по-настоящему современные высокотехнологичные предприятия мирового уровня, которым удалось занять достаточно твердые позиции на основных рынках сбыта.

– За счет чего?

– Благодаря реализации детально проработанных стратегий развития. Всем им помогла грамотная политика на перевооружение. Ведь старое советское оборудование было очень ресурсоемким, с ним успеха не достичь. За последние годы свое оборудование томские пищевики поменяли, теперь технически и технологически они оснащены на уровне лучших мировых и отечественных предприятий, имеют большие резервы по наращиванию объемов производства и расширению ассортимента. Вместе с этим они совершенствовали маркетинговую деятельность, бизнес-процессы, старались снижать издержки, внедрять современную идеологию управления качеством.

Без потерь не обошлось

– Но вот кризис, увы, пережили не все…

– Да, в 2009–2010 годах значительно снизился покупательский спрос на продовольственные товары, потребительские предпочтения сдвинулись в сторону более дешевой продукции. Ужесточилась конкуренция, дестабилизировались рынки сельхозпродукции. Как следствие – снизилась общая рентабельность производств, пошатнулась финансовая устойчивость отдельных пищевых предприятий. Хуже всего пришлось тем, кто взял кредиты на перевооружение…

Без потерь не обошлось: в 2010–2011 годах было остановлено производство на пяти значимых пищевых предприятиях: птицефабрике «Томская», «Томском кондитере», «Томь-экстре», ЗПП «Томский», «Губинском масле». В связи с этим пищевая промышленность области в течение всего 2011 года демонстрировала отрицательную динамику основных производственных показателей. Сейчас ситуация постепенно выправляется.

На пороге открытий

– Стоит ожидать в ближайшее время каких-либо заметных открытий?

– Конечно. До конца года ИП Семкин планирует сдать в эксплуатацию молокозавод на 30 тонн в сутки, там будет производиться буквально все, кроме сыра (наши травы не могут обеспечить молока соответствующего качества). Заработает современный логистический центр в Зоркальцеве мощностью на 300 тыс. тонн в год с высочайшим уровнем хранения. «Лама», которая также недавно открыла современное овощехранилище, обещает порадовать дважды: запустить новый мясной цех и пекарню с немецким оборудованием на 30 тонн в сутки.

Можно утверждать: приторможенное кризисом развитие отрасли успешно продолжится.

 

За последние годы множество видов томской пищевой продукции по критериям качества было удостоено различных наград как на российских, так и на международных конкурсах. 28 видов томской пищевой продукции стали лауреатами, а более 110 видов – дипломантами программы «100 лучших товаров России».

 

При реализации инвестпроектов государство субсидирует предприятиям часть процентной ставки по кредитам, долю затрат по договорам лизинга и франчайзинга, а также оплаты за технологическое присо­единение к энергетическим мощностям. Инвестируя в свое развитие, предприятия также получают льготы по налогам на имущество и прибыль. Действует механизм гос­поддержки экспортных товаров: финансовая помощь оказывается при сертификации продукции и продвижении ее на иностранные рынки.Многие победители конкурсов предпринимательских проектов «Бизнес-старт» и «Первый шаг» относятся именно к сфере пищевого производства.

 

Хлебопекарная и кондитерская отрасли Томской области представлена 12 хлебозаводами, 158 пекарнями и более чем шестью десятками кондитерских цехов. Этого достаточно для ежегодной выработки свыше 120 тыс. тонн печеного хлеба. Реальный объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий в области составляет 98 тыс. тонн в год, или 260 тонн в сутки. В Томске – 31 тыс. тонн в год, или 84 тонны в сутки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + тринадцать =