Алексей Пашков – единственный педагог-мужчина в детсадах города

Четырехлетний Никита Сухушин удивил так удивил: на блок-флейте мальчик самостоятельно играет уже второй год. Пашков не скрывает, что гордится юным учеником, да и Никита в Петровиче души не чает

«Он у нас один такой», – с гордостью говорят коллеги о музыкальном руководителе детского сада № 72. Женский коллектив не преувеличивает: Алексей Пашков – единственный педагог-мужчина в детсадах города. И педагог необычный: игрой на блок-флейте он начинает заниматься с ребятишками двухлетнего возраста!

Блок-флейта – разновидность продольной флейты: духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок).

Чтобы прийти в детский сад, Алексею Пашкову понадобилось время. Он не собирался связывать свою жизнь с творчеством, хотя с детства занимался в музыкальной школе. Как многие старшеклассники, под давлением родителей и стереотипов планировал получить доходную профессию. Четыре года изучал теплоэнергетику, душа к профессии не лежала, но поставить точку не решался. Останавливало то, что поступок не оценит мама, которая, разумеется, хотела, чтобы сын получил достойное образование и смог зарабатывать на кусок хлеба с маслом.

Случайность или нет, но жизнь свела Алексея Пашкова с музыкальным педагогом Юрием Капитоновым – в детском саду № 72 Юрий Петрович занимался с ребятней по своей методике «живые нотки», сам мастерил инструменты. Это знакомство круто изменило судьбу Пашкова.

– Ушел с 4-го курса факультета теплоэнергетики, и единственное, о чем жалею, что не сделал этого раньше, – говорит Алексей. – В музыкальной среде, которую создал Юрий Петрович, у меня впервые возникло ощущение, что я на своем месте, – интересно, хочется внести что-то свое, увидеть результат.

Начать с имитации

Юрий Капитонов ушел из жизни. А Пашков решил продолжить его доброе начинание: он пришел в детский сад №72 и предложил свои услуги.

Алексей Пашков, музыкальный руководитель детского сада №72.

– С детьми раньше не работал, поэтому многих вещей не понимал. Не представлял, что занятия с малышами способны так наполнить взрослого человека. Пока сам не стал музыкальным руководителем, для меня оставалась загадкой фраза Юрия Капитонова «воздействовать через эмоции на интеллект». Только в процессе понял: слушая музыку, растворяясь в ней, ребенок находится в гармонии, ему легче найти себя.

Пашков пошел дальше своего учителя: Капитонов обучал игре на флейте детей с 4 лет, Алексей начал приобщать к творчеству ясельную группу.

Методика состоит из двух ступеней. Сначала фоновая музыка. Под «минусовку», уже готовый фон музыкальной композиции (от детских песен до классики), Алексей берется за блок-флейту и начинает свою игру.

– Все начинается с имитации звука. Понаблюдайте за детьми, слушающими музыку: кто-то просто в ней растворяется, другие начинают впитывать и имитировать – перебирать пальчиками, иногда подходят, смотрят, откуда именно летят звуки и что я для этого делаю. Процесс познания провоцирует их на имитацию звука – первый шаг к освоению инструмента.

Помимо работы в детском саду и центре «Звездочка» Алексей Пашков дает частные уроки, но уже за плату.

Второй – уже «живые нотки». Малышам раздаю флейты. Для начала каждый инструмент со своей нотой – так постепенно дети начинают изучать нотную грамоту, потихоньку переходят от простого к сложному (от блок-флейты с одной нотой до инструмента с более широким спектром возможностей).

Детский сад, где работает Пашков, однозначно может гордиться сплоченностью музыкального коллектива: музицируют воспитатели, пожелавшие освоить инструмент, с большим желанием творчеством занимаются дети средней и старшей группы. Появление Петровича (так малыши называют Пашкова) вызывают бурную радость среди воспитанников ясельной группы.

Заразить творчеством

– Дети мне очень многое дают, и, наверное, это какая-то обратная реакция: я вижу, что несу им радость, что музыка помогает им раскрываться, – продолжает Алексей. Но где-то год назад понял, что, заложив музыкальный фундамент в детском саду, не имею права на выходе из дошкольного образовательного учреждения лишать их этой возможности. Мне показалось, что я должен дать им возможность искать и реализовывать себя дальше. Если они этого хотят.

Пашков устроился в центр «Звездочка», где тоже обучает детей игре на блок-флейте. Среди учеников есть и те, кто пришел к нему с детсадовской скамьи. Некоторые ребятишки перешли на другие духовые инструменты – благо аппликатура позволяет.

Алексею очень хочется, чтобы и у детей из других садов была возможность приобщиться к методике «живых ноток», ведь вовлечение ребятишек в музыкальное пространство таким способом не только формирует эстетический музыкальный вкус, но и носит оздоровительный характер: игра на блок-флейте способствует развитию моторики, артикуляционного аппарата, слуха.

Пашков пытался внедрить методику дальше 72-го сада, но столкнулся с инертностью в системе дошкольного образования: заведующим проще работать по накатанной. И все же Алексей верит, что идея Юрия Капитонова, продолжателем которой он является, найдет единомышленников и «живые нотки» наполнят и другие детские сады.

– Надеюсь, это произойдет до того, как у меня возникнет ощущение «осла системы» – когда делаешь дело только потому, что нужно, – откровенен Пашков. – Перестану испытывать от процесса радость – пойду искать себя в чем-то другом.

«Какая у меня зарплата как у музыкального руководителя? Скромная. В среднем 7 тысяч. Но пока у меня нет семьи, я могу себе позволить прислушиваться к своему внутреннему камертону и заниматься тем, что радует и вдохновляет».


«Понаблюдайте за детьми, слушающими музыку, кто-то просто в ней растворяется, другие начинают впитывать и имитировать – перебирать пальчиками, иногда подходят, смотрят, откуда именно летят звуки и что я для этого делаю, – рассказывает Алексей. – Процесс познания провоцирует их на имитацию звука – первый шаг к освоению инструмента»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 11 =