Управляющий Томским отделением № 8616 ПАО Сбербанк Алексей Зарубин – о тенденциях на ипотечном рынке, государственной поддержке и бесконтактном бизнесе

 

– Алексей Евгеньевич, расскажите, как сейчас ведет себя бизнес в целом и рынок жилищного кредитования в частности. За эти полгода произошло столько всего…

– Начиная с марта не то что мы, а весь мир оказался в совершенно новых условиях. Были ли мы готовы к другой реальности? И да, и нет. Никто не закладывал такие риски, пандемия стала самым серьезным испытанием и проверкой на прочность для Сбербанка, банковского сектора и всей экономики. Реагировать на событие нужно было не просто быстро, а в моменте, поэтому так важны оказались меры поддержки, разработанные государством, ЦБ и банками. Есть еще одна составляющая – развитие дистанционных каналов обслуживания клиентов, и тут Сбербанк смог адаптироваться к изменениям в максимально короткий срок, так как начал цифровизацию бизнес-процессов, сервисов и услуг задолго до пандемии.

Это все в полной мере касается и спроса на недвижимость, сейчас можно говорить о его восстановлении. Томское отделение в первом полугодии 2020 года на 24% увеличило объем выданных ипотечных кредитов по сравнению с прошлым годом, а по количеству заявок нам удалось не просто вернуться к докризисным показателям, но и сработать с опережением.

– Как повлияло на ваш бизнес неоднократное снижение ключевой ставки Центробанком в течение 2020 года?

– Это стало одним из ключевых драйверов роста, потому что позволило нам также пересмотреть условия по всем основным программам ипотечного кредитования в сторону уменьшения процентных ставок. В среднем сейчас ставка на 2,8% ниже, чем год назад, а по некоторым продуктам снижение еще более внушительное.

Отдельно стоит остановиться на программе ипотеки с государственной поддержкой, которая стала настоящим двигателем рынка. Очень показательный пример: в июне мы получили в 2,5 раза больше заявок на ипотеку по сравнению с июнем прошлого года. С начала действия программы выдано более 450 жилищных кредитов, а общий объем превысил 1 млрд рублей. Успели одними из первых откликнуться на предложение Президента РФ об увеличении вдвое максимальной суммы кредита по господдержке, и, кроме того, Сбербанк снизил ставки на 0,5 п.п. по всем основным ипотечным программам. Нам важно поддерживать клиентов в желании решить квартирный вопрос, поэтому мы будем и дальше стремиться делать ипотеку более выгодной и доступной.

– Исходя из вашей статистики, что у сибиряков в приоритете – квартиры в новостройках или вторичное жилье?

– Сейчас соотношение первичного и вторичного жилья составляет примерно 40 на 60 в пользу вторичного рынка, хотя в начале года этот показатель был 17/83. Очень весомый вклад в спрос на новостройки внесли и продолжают вносить специальные ипотечные программы с партнерами-застройщиками, которых становится все больше, и, конечно, господдержка.

– Вы упомянули дистанционное обслуживание как один из двух ключевых драйверов роста рынка. В чем заключается его важность?

– Отвечу наглядным примером. Когда мы подводили итоги полугодия в 2015 году, среди достижений говорили о том, что через наш сервис по поиску недвижимости «ДомКлик» клиентами самостоятельно было подано 10% от общего количества ипотечных заявок. Прошло каких-то пять лет, и этот показатель увеличился до 43%. Скачок просто гигантский, и он отражает в том числе высокий уровень качества того сервиса, который мы сделали, и уровень доверия к этому сервису со стороны клиентов. Был бы процент больше 10, если бы эта работа не была проделана в полном объеме? Парадоксально, но все равно да. Но удалось бы добиться роста до более чем трети от общего объема поступаемых заявок? Конечно, нет.

– Наверняка произошел огромный рост во время пандемии…

– Я бы не сказал, что она и сопутствующая ей самоизоляция резко сдвинули спрос на ипотеку в пользу онлайна. Наши клиенты по достоинству оценивали возможность улучшить жилищные условия без посещения офисов и до пандемии и, уверен, будут оценивать после. Но, конечно, именно сейчас очень важно предоставить людям как можно больше возможностей дистанционного обслуживания. И в настоящий момент могу сказать, что и в части ипотечных продуктов, и во всех остальных направлениях деятельности у нас все работает. Клиенты, причем как физические, так и юридические лица, пользуясь нашими мобильными приложениями, получают абсолютно тот же набор услуг, что и те, кто посещает наши физические офисы.

– Как вы думаете, когда все клиенты уйдут в онлайн?

– Вы знаете, я не думаю, что это произойдет. По крайней мере скоро. Да, мы отмечаем бурный рост онлайн-услуг, но в наших офисах не стало меньше клиентов. Людям по-прежнему важны контакт и человеческое общение, им все так же нравится ходить в наши отделения и консультироваться у специалистов. Даже сейчас мы не закрываем, а, наоборот, открываем новые офисы с полным соблюдением всех рекомендаций. Потому что понимаем: успешен и гармоничен тот, кто развивает и онлайн, и офлайн, и стирает между ними четкие границы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 57 = 59