Андрей Антонов: Фишка «ИНО Томска» – ориентация на людей

Антонов

Заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов в редакции «Томских новостей» доступным языком объяснил, что такое настоящее импортозамещение, в чем главное преимущество программы «ИНО Томск», чем ТОР отличается от ОЭЗ, есть ли в Томской области экономический кризис и почему ему приходится быть «универсальным солдатом».

Проблема хорошей базы

– Андрей Александрович, в команде главы региона Сергея Жвачкина есть заместители по инвестициям, по инновациям, по промышленной и агропромышленной политике, по строительству, по финансам – все они так или иначе касаются экономики. Существуют ли четкие границы между вашими сферами ответственности? Чем занимается заместитель губернатора по экономике?

– Так и хочется ответить «всем». За три года я осознал, что это универсальная должность, в которой ты должен понимать все сферы. Мы формируем гос-программы, к нам идут заявки от всех отраслевых блоков. Мы должны понимать, насколько эффективны проводимые мероприятия, как они влияют на показатели, характеризующие развитие Томской области. Мы отвечаем за мониторинг выполнения указов президента.

Пересечений с другими заместителями губернатора много: без инвестиций нет экономики и наоборот, развитие промышленности, агропромышленного комплекса – тоже в первую очередь экономика. В команде губернатора каждый несет ответственность за свою сферу, но периодически нам, экономистам, приходится вмешиваться: «у вас есть проблемы по показателям эффективности». Поначалу это вызывало определенный дискомфорт, но постепенно все осознали, что департамент экономики не пытается взять на себя дополнительную ответственность, а занимается своей работой.

Наша деятельность межведомственная, поэтому мы лучше видим целую картинку. Сейчас, например, я разбираюсь в ситуации с управляющими компаниями. Есть отраслевой заместитель, который этим занимается. Но мы увидели, что в УК есть проблемы с налогами, с серой зарплатой, а это уже наша ответственность. Поэтому получается, что я и вправду занимаюсь всем, но в той части, что касается сводной работы, аналитики и стратегии.

– Департамент экономики регулярно проводит мониторинг социально-экономического развития Томской области. В каком состоянии наш регион находится сейчас? Насколько проявляется у нас кризис или экономическая непогода?

– У нас стабильное социально-экономическое состояние. Среди других субъектов РФ мы примерно в середине. Могли быть и выше, но рейтинги регионов, которые составляет Минэкономразвития, учитывают не только абсолютные показатели, но и темпы роста. Дело в том, что у нас была хорошая база. Для нас ее удержание – это уже достижение. Мы не можем делать резкие скачки, как регионы, у которых изначально были куда более низкие показатели.

Надеюсь, Минэкономразвития будет учитывать этот момент. Но в целом по показателям за полгода мы и так смотримся хорошо. Индекс промышленного производства у нас – 99,5%, в среднем по России – 97,3%. Обрабатывающее производство – в Томской области 104,6%, в стране – 95,5%. Важный показатель развития экономики – инвестиции в основной капитал. Их индекс за шесть месяцев в среднем по России 95,2%, у нас – 108,2%.

Мы одни из лидеров в СФО по средней заработной плате. У нас нет критической ситуации с безработицей, как в некоторых других регионах. Мы проводим регулярный мониторинг задолженности предприятий по заработной плате – появляются только небольшие задержки. Речь ни в коем случае не идет об остановке больших заводов, высвобождении людей, как, опять же, в некоторых регионах европейской части России.

– Министр финансов Антон Силуанов недавно сказал, что экономика в стране достигла своего дня и вот-вот начнет подъем. Ваш прогноз по развитию ситуации в России и в Томской области.

– Уже можно наблюдать положительную динамику. Темпы инфляции снижаются. В начале года было резкое падение по продажам, кредитам – и экономика начала сужаться. Сейчас потребительский рынок оживает, выдается больше кредитов, в том числе и ипотечных. Для малого и среднего бизнеса банки начали снижать процентные ставки.

Если же говорить о Томской области, падения объемов не было вообще, был момент, когда мы жили на старых запасах, но сейчас снова можно говорить о развитии. У нас улучшается ситуация по консолидированной прибыли. Проблемные предприятия (таких очень мало) ушли в стадию банкротства, остальные стали думать о повышении эффективности. Большой рост дает, как я уже сказал, обрабатывающая промышленность. К тому же реализация дорожных карт с такими крупными компаниями, как «Газпром», ОАО «Интер РАО», ОАО «Россети» и ПАО «СИБУР Холдинг», стала дополнительным стимулом для развития томских предприятий.

Появились заказы, и предприятия начинают по ним работать. Например, ТЭМЗ планирует развитие литейного производства, чтобы производить не только приводы, но и сами задвижки. В планах также использование продукции томских компаний в реализации крупного инвестиционного проекта на территории Западной и Восточной Сибири – в строительстве газопровода «Алтай».

TNews798_11

Где импортозамещение?

– Вы недавно принимали участие в семинаре по результатам внедрения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Агентстве стратегических инициатив. Что там обсуждалось? Какие позиции в этом рейтинге занимает Томская область?

– Позиции хорошие: мы входим во вторую группу регионов из пяти – «регионы с комфортными условиями ведения бизнеса». Однако на семинаре как раз обсуждался парадокс: мы в числе лидеров по многим количественным показателям, однако имеем не самые высокие оценки удовлетворенности предпринимателей эффективностью предоставления услуг.

Выяснилось, что население, малый бизнес мало знают о том, что было сделано за последний год. В частности, речь идет о сокращении времени ожидания выдачи разрешений на строительство эталонных объектов. Или, например, процедура регистрации юрлиц никак не изменилась. А бизнес оценил, что стало хуже. Начали разбираться: в налоговой инспекции очереди, а центр для малого бизнеса, который мы открыли совместно со Сбербанком, где можно все сделать быстро и без очереди, не загружен.

Просто люди пока недостаточно информированы о том, что там и как. Кстати, в сети многофункциональных центров по всей Томской области можно получить большое количество государственных и муниципальных услуг, в том числе предпринимателям.

– Правительство РФ выпустило распоряжение, в котором наконец указало, что же такое импортозамещение и какие товары можно считать отечественными. В частности, с 2016 года в них должно быть не менее 30% отечественных комплектующих, к 2020 году – не менее 70%. Производителям обещают хорошую мотивацию: госзаказ, субсидии. Вы оценивали, какая доля производимых в Томской области товаров хотя бы на 30% состоит из отечественных комплектующих? Насколько вообще регион активно работает по импортозамещению?

– В Томской области есть план по импортозамещению, и он успешно реализуется. Наше главное достижение – дорожные карты с крупнейшими госкомпаниями. Они приводятся в пример на федеральном уровне. Томские предприятия поставили для нужд Газпрома продукции почти на 3 млрд рублей – вот самое настоящее импортозамещение.

Мы поддерживаем импортозамещение в сельском хозяйстве. «Деревенское молочко» начинает производить мягкие сыры. Компания вкладывает в реконструкцию 130 млн рублей, наше участие в виде субсидии – порядка 10 млн рублей. Запуск в октябре 2015 года.

Огромный пласт импортозамещающей продукции планируется поднять в рамках территории опережающего развития (ТОР), которую мы хотим создать в Северске уже в следующем году. Там будут развиваться, в частности, высокотехнологичные производства на базе фторидных технологий, например производство пигментов для лакокрасочной промышленности. Как ни странно, в России для этого используются только зарубежные компоненты. Кроме того, планируется разместить производство полимерных сорбентов, востребованных в гидрометаллургии, энергетике, биотехнологиях, что снизит технологическую зависимость от зарубежных аналогов.

Росатом создал дочернюю структуру для развития науки и инноваций, активно участвует в концепции «ИНО Томск», у нас с ними отличные отношения. Они отработали несколько технологий, которые уже можно запускать в производство. Эти направления мы и намерены развивать в ТОРе на площадях СХК, которые освободились после реконструкции. В данном случае речь идет не просто о красивом слове «импортозамещение», а о продукции, которая на самом деле необходима в России, о направлениях, поддерживаемых Минпромторгом.

Вторая идея Росатома – разместить в ТОРах в ЗАТО цепочку поставщиков для собственных нужд. Представители бизнеса, институтов развития часто говорят, что необходимо обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к госкорпорациям. Мы вместе с Росатомом делаем именно это: даем возможность предприятиям войти в ТОР, получить действительно существенные льготы и иметь преференции при поставке продукции Росатому.

Доступное опережающее развитие

– Что благодаря ТОРам получит регион, какие льготы они предусматривают для предприятий?

– Во-первых, Северск получит новые высококвалифицированные рабочие места. Во-вторых, для развития производств планируется предоставлять серьезные льготы: существенное снижение налога на прибыль и главное – понижение почти в четыре раза взносов в страховые социальные фонды. Это очень выгодно для предприятий, имеющих большой штат сотрудников и высокий фонд оплаты труда. Третье преимущество – таможенные льготы. Четвертое – в то время, пока индустриальные парки мы только строим, в Северске уже есть готовые промышленные площадки с готовой инфраструктурой и всеми коммуникациями, да еще и расположенные на охраняемой территории.

– Список видов деятельности, которыми можно заниматься в ТОРах, как-то ограничен интересами Росатома?

– Все виды деятельности прописаны в соглашении. Есть ограничения: предприятие не должно иметь дочерней компании или филиала за пределами ТОРа, заниматься игрой на фондовом рынке и подобной деятельностью. Для нас главное, что туда могут попасть любые промышленники.

На недавнем совещании с Рос-атомом был озвучен список из 15 проектов, которые планируется там развивать. По ряду из них уже определились инвесторы. По остальным – ждем предложений от томского бизнеса, ведем переговоры с Минпромторгом. Осенью губернатор Томской области Сергей Жвачкин проведет в Москве встречу с потенциальными инвесторами, которым интересно развивать предлагаемые Росатомом технологии. У ТОРа есть требование – создание не менее 3 тыс. рабочих мест. Мы отобрали проектов на 900 рабочих мест, нужно подобрать производства еще на более чем 2 тыс. рабочих мест.

– У областной власти были планы создания в Северске третьей площадки особой экономической зоны, как она будет уживаться с ТОРом?

– Работа по созданию третьего участка ОЭЗ уже ведется, ТОР еще в проекте, поэтому, пока не принято новое решение, действует старое. Но мы проводили сравнение: с точки зрения льгот ТОР выигрывает. Однако не всем выгодно создавать производство в ЗАТО – есть ограничения пропускного режима, санитарных требований. Так что изучаем различные варианты. Например, есть возможность расширить индустриальный парк Томска за счет развития индустриального парка Северска и в будущем тоже объявить его ТОРом. Законодательство позволяет так сделать. Как в Китае: все начиналось с идеологии экономических зон за колючей проволокой, но со временем они стали современными районами города с развитой, в том числе и социальной, инфраструктурой. Мы сейчас думаем о подобном развитии ОЭЗ: разработки, мелкое производство, R&D-центры, а рядом – спортплощадки, дома, школы. А ТОР – это чисто промышленный кластер.

«ИНО Томск» для людей

– Что для вас значит концепция «ИНО Томск»?

– Это объединяющий вектор развития, оболочка, связка всех проектов, которые есть на нашей территории. Это модель, которая нашла не только поддержку, но и последователей на федеральном уровне. Сейчас Федеральное агентство научных организаций вводит все свои программы поддержки в одну концепцию, Минпромторг высказывает подобные мысли. Для нас работа в этом направлении уже кажется привычной, а для других субъектов, для ряда министерств это новый взгляд, новый подход в проектном управлении. Не каждый инвестор читает стратегию социально-экономического развития региона. «ИНО Томск» – это выжимка, которая ей соответствует, но включает в себя конкретные мероприятия и цифры. Так сказать, план реализации стратегии.

– Какие самые важные направления вы выделяете в реализации этой концепции?

– Мы, как и все, занимаемся развитием промышленности, программами поддержки. Но я должен сказать спасибо бизнесменам и членам рабочей группы из федеральных министерств за то, что они в ходе стратегической сессии по «ИНО Томску» спросили: «Дороги, промышленность – хорошо, но людям-то где жить?» Посмотрите, что сейчас происходит на Дальнем Востоке: ТОР, высокая зарплата, но люди все равно уезжают. Потому что им нужно современное жилье, социальная инфраструктура, библиотеки, рестораны, места отдыха, велосипедные дорожки. Поэтому в «ИНО Томске» есть раздел «Комфортная среда» – это «Томские набережные», реконструкция набережной Ушайки, проекты, связанные со спортом, и многое другое. Кроме того, мы понимаем, что нужно развивать кампусную среду, межвузовские объекты. Сейчас большинство научных открытий происходит на стыке различных дисциплин. И большинство проектов – совместные. Важно создавать среду, где талантливая молодежь из разных вузов может общаться – спортплощадки, кафе, лужайки, центры обучения. Это наша фишка, которую отметили в том числе и заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, и другие федеральные чиновники. Они в нас поверили, потому что мы подумали не только о том, как привлечь средства, но и о людях.

– В вашем ведении находится не только департамент экономики, но и департамент тарифного регулирования. Как на его работе и на тарифах на энергоресурсы скажется упразднение Федеральной службы по тарифам?

– Особых изменений не предвидится. Во всем, что касается тарифов, у нас жесткие рамки. За каждым тарифным решением следят ФСТ (теперь это будет делать ФАС), Правительство РФ и органы прокуратуры. Возможны некоторые сложности (надеюсь, временные) в документообороте, переговорах, ведь ответственные службы и специа-листы будут меняться. Но все правильно: мне кажется, органы, которые занимаются контролем, периодически нужно обновлять.

Мои университеты

– Андрей Александрович, что вам нравится в работе заместителя губернатора, от чего получаете профессиональное удовлетворение?

– Мне нравится постоянно расширять свой кругозор. Благодарен Сергею Анатольевичу за то, что он пригласил меня в свою команду. Себя в будущем я видел в бизнесе, но он сказал: «Поверь, благодаря тому, чем тебе придется заниматься, с кем тебе придется общаться, ты вырастешь». И это на самом деле так. Картина мира отсюда выстраивается абсолютно по-другому. Ты видишь не частности, а целое. Кроме того, я теперь имею представления о животноводстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и множестве других вещей. Человек должен быть в чем-то профессионалом, но, когда он хотя бы частично понимает, что и как происходит в других областях деятельности, это полезно.

– Вам как-нибудь помогает в вашей сегодняшней деятельности опыт работы в ТДСК?

– Это была серьезная школа – профессиональная и жизненная. Так случается, что меня ставят на определенную должность чуть раньше, чем я готов ее занять по накопленным знаниям, опыту.

Одно из главных преимуществ ТДСК – сильный инструмент планирования. Генеральный директор каждый день лично проводит селекторные совещания и выслушивает, что происходит на стройках. Перед его глазами – график, сводка. Это я перенял. Стараюсь по всем направлениям иметь план действий хотя бы на полгода. Первое время после вступления в должность замгубернатора я каждый день проводил аппаратные совещания не только с руководителями департаментов, но и с председателями комитетов. Мне нужно было понимать, чем они занимаются, и чтобы они понимали мой настрой, мои планы. Сейчас такие совещания проводятся раз в неделю.

– Вы успели 2,5 года проработать и в другой ветви власти – в Думе города Томска…

– И это во многом изменило мое мировоззрение, взгляды. Работая в ТДСК, в мощной компании, я не задумывался о многих проблемах: аварийное жилье, состояние социальных объектов, да много чего… Депутатская деятельность – это глубокое включение в городскую жизнь, постоянное общение с людьми, которые приходят с самыми разными проблемами. И это поиск эффективных решений даже в самых тяжелых ситуациях. Кстати, и для себя понимаешь, что какие-то твои личные проблемы не такие уж и серьезные. Так что работа депутатом – исключительно положительный опыт.

– Как вы отдыхаете?

– Отдых если и начинается, то в пятницу часов в семь вечера, когда я приезжаю с работы, моментально снимаю костюм, надеваю спортивную одежду и иду гулять по городу. В последнее время люблю пройтись по лесу – природа дает возможность почерпнуть энергию. Стараюсь посещать бассейн, люблю летом кататься на велосипеде, зимой – на горных, а в последнее время и на беговых лыжах. Плюс к этому живу в частном доме, поэтому всегда есть чем заняться: летом – косить траву, зимой – кидать снег…

справка «ТН»

Андрей Антонов – заместитель губернатора Томской области по экономике с сентября 2012 года.

Родился в Северске 13 ноября 1978 года.

В 2001 году окончил с отличием факультет экономики и управления в строительстве Томского государственного архитектурно-строительного университета. В 2003 году окончил с отличием Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

С 2001 по 2011 год работал в ОАО «ТДСК», где прошел путь от экономиста до коммерческого директора и заместителя генерального директора по менеджменту качества.

2011–2012 годы – директор ООО «Томская строительная сервисная компания».

В 2010 году был избран депутатом Думы Томска, где возглавил постоянную комиссию по экономическому развитию и поддержке бизнеса. Сложил полномочия в связи с переходом на должность заместителя губернатора.

Член партии «Единая Россия».

TNews798_11_2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − четыре =