Андрей Бурлуцкий: О новой схеме общественного транспорта Томска

БурлуцкийАндрей Бурлуцкий, старший преподаватель кафедры автомобильных дорог ТГАСУ

Сейчас томичи активно обсуждают проект новой схемы маршрутной сети, который по заказу городской администрации сделала пермская компания «Радар». Горожане высказывают к авторам проекта много претензий. С моей точки зрения, некоторые из них явно несправедливы, а некоторые совершенно обоснованны.

Стремление мэрии изменить транспортную схему я поддерживаю. Потому что процесс стихийного формирования автобусных маршрутов Томска был продиктован коммерческими интересами перевозчиков. В результате возникло многократное дублирование маршрутов на центральных улицах с наибольшим пассажиропотоком и, как следствие, конкуренция между перевозчиками. Пытаясь перехватить друг у друга пассажиров, водители маршруток усугубляют аварийную ситуацию на томских дорогах. Как следствие, снижается общая скорость автомобильных потоков, нарушаются регулярность движения и технологическая дисциплина общественного транспорта. То есть снижается эффективность всей транспортной системы города.

Сотрудники «Радара» проделали очень большую и важную работу по исследованию и анализу пассажиропотока маршрутной сети Томска. Предложенные ими мероприятия позволят снизить степень многократного дублирования маршрутов на отдельных участках, и это, возможно, снизит загруженность некоторых магистралей.

Говорю «возможно», потому что в схеме, представленной на сайте администрации для публичного обсуждения, маршруты представлены не полностью, указаны только их конечные пункты. А без подробной и полной схемы анализировать и обсуждать этот проект в принципе невозможно.

К сожалению, по ряду причин снижение загрузки центральных магистралей не будет глобальным.

Большим минусом проекта стало недостаточно подробное исследование мнения пассажиров. Его надо было проводить массово и по всем правилам, путем профессиональных социологических опросов с большой выборкой. Причем в первую очередь среди жителей Степановки, Академгородка, Солнечного, Восточного и прочих блокированных районов с затрудненной транспортной доступностью. Им и сейчас довольно сложно добираться до центра города, а с введением новой схемы станет еще сложнее.

Конечно, сейчас можно выслушать предложения томичей и внести корректировки. Но глобально ситуацию это не исправит, потому что такие основополагающие вещи необходимо делать до создания общей модели.

Сокращение общего количества автобусных маршрутов не критично, так как некоторые из существующих маршрутов явно избыточны. Но сократить их можно только в том случае, если одновременно будет повышена дисциплина среди перевозчиков, чтобы они работали по расписанию и интервалы движения у них составляли не больше 5–7 минут, а не 15–17, как сейчас на отдельных маршрутах. Если организация процесса останется на нынешнем уровне, то сокращать количество маршрутов нельзя.

Не вижу также смысла в том, чтобы полностью менять номера всех маршрутов. Это можно сделать только для тех, которые очень сильно поменялись. А привычные томичам маршруты лучше оставить под их старыми номерами. Кроме того, надо было рассматривать не маршрутную схему отдельно, а всю транспортную систему с учетом личного автотранс-порта.

У меня есть еще ряд профессиональных замечаний к проекту (например, по поводу ряда левых поворотов). Но все эти замечания можно объединить в одно: зря иногородние авторы новой схемы не воспользовались опытом и наработками томских специалистов. Например, мы работу по корректировке маршрутной схемы выполняли около десяти лет назад, наша кафедра создала тогда комплексную модель транспортной схемы Томска, которая сейчас морально устарела, но содержит многие вещи, которые можно было использовать для создания новой схемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − три =