Ангелы бюджета и стражи внешней торговли

Фото: Анатолий Тетенков

Шишкин

Российские таможенники наполняют казну государства и борются с контрабандой

25 октября российские таможенники отмечают свой профессиональный праздник. Какие задачи выполняют сотрудники таможенной службы? Чем занимаются таможенники в Томской области? Об этом и многом другом рассказал «ТН» начальник Томской таможни Андрей Шишкин.

Служба миллионеров

– Андрей Михайлович, какие функции выполняет таможня?

– Основная наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития внешней торговли нашего государства с другими странами. Соответственно, через нас проходит весь экспорт и импорт России.

Таможенная служба выполняет две основные функции. Первая из них фискальная – по наполнению федерального бюджета за счет сбора таможенных пошлин. И тут стоит отметить, что для большинства граждан оказывается сюрпризом тот факт, что бюджет страны больше наполняется за счет таможни. В прошлом году, например, наша служба принесла в федеральный бюджет 6,6 трлн рублей – 51% всех доходов!

А если учесть, что во всех органах российской таможни работают всего 58,8 тыс. человек, то получается, что каждый таможенник принес в государственную казну больше 112 млн рублей. Согласитесь, неплохой результат.

Доля Томской таможни в общем объеме составила 1,1 млрд рублей. Если учесть, что у нас работают чуть меньше 250 человек, то каждый томский таможенник принес в федеральный бюджет 2013 года в среднем примерно 4,5 млн рублей.

Вторая функция таможни правоохранительная. Мы следим за тем, чтобы границу России не пересекали запрещенные к ввозу или вывозу предметы, в том числе оружие, наркотики и так далее.

– Чем занимается таможня в Томске, который находится далеко от всех государственных границ?

– Это не совсем так, ближайшая государственная граница находится в воздушном пункте пропуска в аэропорту Томска. Правда этот таможенный пункт открылся только в прошлом году.

Томская таможня относится к категории внутренних таможен, она занимается таможенным оформлением грузов, которые уходят от нас за рубеж и поступают к нам из-за рубежа. Это очень удобно для всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так как люди и организации, находящиеся или зарегистрированные в Томской области, производят таможенное оформление груза здесь, а не на границе. Внутренние таможни, в том числе Томская, были созданы в начале 1990-х годов, когда президент России Борис Ельцин своим указом разрешил заниматься внешнеэкономической деятельностью всем субъектам Российской Федерации.

Томско-финская аномалия

– Какие объемы товаров проходят через Томскую таможню? Продукция из каких стран занимает самую большую долю?

– В физическом выражении объем товарооборота за 9 месяцев 2014 года составил более 683 тыс. тонн, в денежном – 410,5 млн долларов. И на первом месте, как ни странно, у нас стоит не Китай, а Финляндия. Наш товарооборот с этой страной составил 124,9 млн долларов – 30,4% от общего внешнеторгового оборота за 9 месяцев этого года. Причем за аналогичный период прошлого года доля Финляндии во внешней торговле нашего региона была почти в два раза меньше – 16,3%.

Экспортно-импортные операции в Томской области осуществлялись с 68 странами мира. Второе место после Финляндии занимает товарооборот с Китаем – 79,5 млн долларов. Объем торговли с Германией составил 53,6 млн долларов, с Узбекистаном – 39,6 млн, с Францией – 18,5 млн, с Бельгией – 17,9 млн. Дальше идут Украина, Польша, Нидерланды, Киргизия.

– В этот объем входят нефть и газ, которые добываются на территории области?

– Нет. Нефтью, газом, электроэнергией и всеми прочими энергоносителями занимается специально созданная для этого Энергетическая таможня, которая расположена в Москве.

– Сколько предприятий и организаций в нашей области занимаются внешней торговлей?

– За 9 месяцев 2014 года экспортно-импортные операции в зоне деятельности Томской таможни осуществляли 258 участников ВЭД. По сравнению с прошлым годом их количество снизилось на 13 организаций.

Отдельный пункт у нас есть в особой экономической зоне технико-внедренческого типа «Томск». ОЭЗ была создана в 2005 году, а первая таможенная декларация там была выпущена в начале 2009 года. На сегодняшний день там работают порядка 60 компаний-резидентов, свою внешнеторговую деятельность они осуществляют по льготным условиям.

– Взаимные санкции России, Евросоюза и США оказали влияние на внешнюю торговлю Томской области?

– Конечно, оказали. По сравнению с 9 месяцами того же периода прошлого года внешнеторговый оборот нашего региона сократился на 30,5%, в денежном выражении он снизился на 179,8 млн долларов. В основном этот спад связан со снижением поставок в США (на 211,8 млн долларов) и импорта товаров из Австрии (на 15,5 млн долларов). Правда это слегка компенсировалось ростом товарооборота с Финляндией и Бельгией. Сократилась и наша торговля со странами СНГ, это произошло из-за снижения на 64% товарооборота с Украиной.

– Как на деятельность Томской таможни повлияло создание Таможенного союза?

– Да почти никак. Основное влияние это оказало на таможенные органы, расположенные на границе с Казахстаном и Белоруссией. Их пришлось сократить, так как после введения беспошлинной торговли с этими странами надобность в таможне там отпала.

Интернет в помощь

 – Как происходит процесс растаможивания грузов?

– На сегодняшний день мы пришли к тому, что все декларации о таможенном оформлении мы принимаем в электронном виде по сети Интернет. Причем любой участник ВЭД, находящийся в любой точке страны, имеет возможность подать декларацию по Интернету в тот таможенный орган, который кажется ему наиболее удобным. Например, груз пришел в Новосибирск, а получатель оформляет его в Томской таможне.

– Как такое возможно?

– Процедура такого оформления называется удаленным выпуском. У нас хорошо развита внутриведомственная сеть между таможенными органами. Если участник ВЭД подает нам по Интернету декларацию, в которой указано, что груз находится в Новосибирске (или в другом регионе России), то мы направляем информацию об этом в Новосибирскую таможню. Она проводит проверку груза и подтверждает нам наличие этого груза, его объем, наименование, количество и стоимость. После этого мы проводим проверку сопроводительных документов, взимаем платежи и отправляем информацию об этом новосибирским коллегам, после чего они выдают груз его владельцу.

– Какой смысл владельцу груза в Новосибирске оформлять его в Томской таможне?

– Потому что Новосибирская таможня загружена больше, чем Томская. Соответственно, и сроки оформления там больше, чем у нас.

– А каковы сроки таможенного оформления?

– В дорожной карте развития страны до 2020 года есть пункты, касающиеся развития таможенной службы. Там определены параметры, которых мы должны достичь, в том числе по срокам таможенного оформления. Например, для оформления таможенной декларации на импортные грузы там устанавливается срок в одни сутки, а на экспортную декларацию – всего четыре часа.

Так вот, Томская таможня, как и многие другие органы таможенной службы, эти показатели уже перекрыли. Например, сейчас средний срок оформления экспортной декларации у нас составляет всего полтора часа. А импортную декларацию мы оформляем не больше шести часов. Срок регистрации деклараций у нас составляет сейчас в среднем 24 минуты.

– Грузы проверяются все полностью или выборочно? И как это происходит?

– В том или ином виде проверяются все грузы, причем самыми разными способами. Тут надо понимать, что процесс таможенного оформления начинается не с того момента, когда груз прибыл и его владелец подал нам декларацию, а еще до того, как груз пересечет границу. Участник ВЭД должен дать нам предварительную информацию о грузе. По этой информации на момент поступления груза на границу оформляется документ контроля доставки. Полностью груз на границе не проверяется, но пограничные таможенники проводят сверку документов, номеров транспортных средств и контейнеров, их веса и тому подобного.

Что касается способов проверки, то у таможенной службы есть на вооружении очень много серьезных технических средств. Например, на пограничных пунктах есть стационарные инспекционно-досмотровые комплексы. Это большие здания, куда въезжают фуры с прицепом, и там они полностью сканируются, как багаж в аэропорту. Есть и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, которые могут выезжать на любые участки и сканировать автомобильные фуры, железнодорожные и морские контейнеры.

Так что нам хватает средств и возможностей, чтобы провести проверки грузов на всем пути их следования.

 Спорить бесполезно

– Владельцы грузов на таможню жалуются?

– По срокам оформления жалоб нет, а вообще жалуются, конечно. Например, возвращается человек из отпуска, счастливый, отдохнувший. А его в аэропорту останавливает таможенник и говорит: «У вас предметы, запрещенные к ввозу на территорию РФ». Ну не все же перед выездом за рубеж изучают таможенные правила и знают, что можно ввозить, а что нельзя. Вот и везут в качестве сувениров холодное оружие, например. А сотрудники таможни оформляют акт об административном нарушении и изымают эти «сувениры». Естественно, что людям это не нравится.

Есть и другая категория жалоб. Например, когда мы выявляем несовпадение декларации с реальным содержанием груза, устанавливаем превышение товара по весу или количеству. Предприятие уже рассчитало, сколько заплатит за таможенное оформление груза, вписало эту сумму в расходы, и вдруг оказывается, что в реальности надо заплатить больше. Разумеется, что с их стороны это вызывает недовольство, и они пытаются обжаловать наше решение в суде.

– И часто они выигрывают в судах?

– Крайне редко. Подавляющее большинство таких жалоб не подтверждается, потому что наша деятельность полностью регламентирована законодательством, которое четко определяет, что является нарушением, а что нет. Ну как, например, можно опровергнуть тот факт, что в декларации указано 10 тонн, а в реальности груз весит 11 тонн? Или, допустим, как можно оспорить, что тот или иной предмет или вещество не входят в список запрещенных для ввоза или вывоза, если они в этом перечне значатся? Все эти вещи очень легко проверяются.

В принципе, сейчас жалуются на нас не очень часто, тем более в Томске, но дополнительную нагрузку эти жалобы создают. Нам приходится отчитываться перед многочисленными надзорными инстанциями и контролирующими органами, отстаивать нашу правоту в судах.

– Российское законодательство меняется так часто, что уследить за всеми изменениями очень трудно. Для вас это создает дополнительные трудности?

– Конечно. Специфика нашей работы такова, что приходится отслеживать изменения не в каком-то одном сегменте права, а практически везде, от Гражданского кодекса до Уголовного. Но мы с этой задачей справляемся. А вот многие участники ВЭД не всегда успевают реагировать на изменение законов и правил. Поэтому каждый раз перед подачей декларации стоит внимательно ознакомиться с правилами. Если что-то непонятно, можно проконсультироваться с нашими специалистами.

Лицо государства

– Многие таможенники говорят, что на их выбор профессии повлиял образ Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни». А как вы стали таможенником?

– Случайно. Я окончил транспортный факультет Тюменского индустриального института, 15 лет работал по специальности. На момент распада СССР занимал должность заместителя директора нефтяного предприятия по транспорту. Но в начале 1990-х годов, когда экономика стала рушиться, наше предприятие тоже развалилось. В стране тогда царила неразбериха, хаос, какое-то время я даже был безработным. Надо было как-то выживать, и я устроился работать таможенным инспектором.

Что касается киногероя Верещагина, то это красивый, добротный образ, который мне очень нравится. Но современная служба в таможне не имеет ничего общего с романтическим представлением о перестрелках с контрабандистами.

– Ваши представления о таможне совпали с реальностью или вы сделали для себя какие-то открытия?

– Я до этого никогда не сталкивался с таможенными органами и вообще не представлял, чем они занимаются. Поэтому вся деятельность таможни стала для меня открытием. Это очень интересная работа, которая не дает застаиваться. Нам постоянно приходится обучаться, повышать свой уровень.

Кстати, одно важное сходство с Верещагиным у современных российских таможенников все-таки есть. Это ощущение того, что мы представляем лицо государства. Отсюда и особая ответственность за то, что мы делаем. Конечно, среди таможенников есть люди, которые относятся к своей службе как к обычной работе. Но таких людей у нас очень мало, и они, как правило, долго у нас не задерживаются.

Например, в Томской таможне есть сотрудники, которые проработали в ней много лет. В том числе и в те времена, когда у нас была мизерная зарплата даже по сравнению с другими государственными учреждениями. Но они не ушли из профессии, хотя могли бы, квалификация позволяет. Работали за идею. Значит, для них есть что-то важнее денег.

Как мне в свое время жена сказала: «Работаешь за триста рублей, зато глаза у тебя горят».

– Как вы будете отмечать свой профессиональный праздник?

– В коллективе. Проведем праздничное собрание. Пригласим всех своих ветеранов, которых в Томске очень много. Поздравим друг друга, наградим отличившихся, хотя у нас все работают достойно. С моей точки зрения, те работники таможенных органов, которые дают столько средств бюджету и делают так много для своей страны, достойны уважения. Они тихо и мирно делают свою работу, за что я хочу сказать им большое спасибо. И не только я. В этот день нас поздравляют и многие участники внешнеэкономической деятельности. По-моему, это тоже о многом говорит.

справка «тн»

  • Андрей Шишкин возглавил Томскую таможню в ноябре 2013 года. До этого был первым заместителем начальника Челябинской таможни по таможенному контролю. Полковник таможенной службы. В послужном списке награды:
  • Почетная грамота Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России),
  • благодарности ГТК России,
  • Почетная грамота Федеральной таможенной службы (ФТС) России,
  • медали «За службу в таможенных органах» III и II степени,
  • медаль «За усердие»,
  • нагрудный знак «Отличник таможенной службы»,
  • медаль «За укрепление таможенного содружества».

По указам царя и президента

День таможенника Российской Федерации ежегодно отмечается 25 октября. В этот день в 1653 году царь Алексей Михайлович подписал указ о взимании таможенной пошлины «в Москве и городах российских». С этого момента таможня стала государственной службой, предназначенной для защиты экономических интересов страны. А 25 октября 1991 года по указу президента России Бориса Ельцина был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

 На основе этих исторических событий 25 октября было выбрано официальной датой профессионального праздника таможенников и закреплено Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года № 811 «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации».

 В 2004 году была создана Федеральная таможенная служба России. Она осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, административными правонарушениями и другими преступлениями. С 2006 года Федеральная таможенная служба находится в подчинении правительства России.

TNews756_11_2 TNews756_11_1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *