Леонид Анатольевич Карпов – советский деятель железнодорожного транспорта, первый начальник Московской железной дороги Министерства путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда, дважды почетный железнодорожник СССР. Так о нем написано в энциклопедии.

А еще он трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, награжден многими государственными наградами – тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, причем один из них был вручен ему в 1942 году, хотя на фронте он не был. Он не воевал, но удостоен ордена Красной Звезды. Еще у него девять медалей и других наград. Вот такой он наш земляк, которым нельзя не гордиться.

Томский след

Жизнь Леонида Анатольевича многогранна, трудна и интересна. Родился он в Томске в многодетной семье (имел двух братьев и двух сестер) врача, работавшего в Томской губернии с 1901 года до своей смерти в 1941 году. В 1917 году десятилетний Леонид остался без матери.

Вот как описывает его раннее детство биограф Валерий Воробьев: «Леонид Карпов воспитывался в большой семье, которая проживала в одном из красивейших уголков Томска – 8-м Заисточье. Деревянный большой дом стоял в окружении огромных тополей, во дворе возвышалась красивая голубятня. С детства и до конца своей жизни он увлекался разведением очень ценных и редких пород голубей. Леонид Карпов не пошел по стопам своего отца, врача, а в 1923 году после успешного окончания средней школы подал документы в Томский железнодорожный эксплуатационный техникум НКПС, который считался самым престижным и перспективным среди средних специальных учебных заведений Томска».

Учиться, к слову, тогда было непросто. Напомним, что это начало 1920-х годов, учащихся поддерживали продовольственными пайками, но их получали лишь 10% от общего числа обучающихся. Первые студенческие стипендии, которые выделила Томская железная дорога, появились только в 1924/25 учебном году.

Но Леонид Карпов не жаловался на трудности. Учился прилежно, уделял много внимания общей физической подготовке. А еще именно в это время увлекся шахматами и настолько преуспел в этой интеллектуальной игре, что играл в командных соревнованиях высших учебных заведений Томска, а в первые годы на производстве давал рабочим предприятия сеансы шахматной игры на 12 досках. После прохождения учебной практики и завершения обучения в сентябре 1926 года он получил диплом техника первого разряда эксплуатационной специальности.

Успешное начало

Свою трудовую деятельность Леонид начал в 1926 году сначала дежурным по станциям Бачаты и Белово, затем диспетчером Топкинского отделения. Спустя три года его призвали в РККА, где он проходил службу в 9-м железнодорожном полку Забайкальского военного округа. Отслужив срочную, вернулся в Томск, работал на Томской железной дороге старшим диспетчером. С мая 1932 года – заместитель начальника отдела эксплуатации Топкинского отделения. Это отделение играло важную роль на Транссибе, когда создавалась новая угольно-металлургическая база в Кузбассе. В августе 1934 года Карпов назначен начальником отдела движения, в 1936 году – заместителем начальника станции Болотная. В 1937 году он уже начальник станции Тайга. Кстати, в это время он был награжден медалью «За трудовое отличие».

Война в его судьбе

Карьера стремительно продвигалась вверх – в 1939 году он уже начальник службы движения Южно-Уральской железной дороги, но тут – война… Да, Леонид Анатольевич не сражался с винтовкой в руках, но это не значит, что он не был на фронте. Уже 15 августа 1941 года его назначают заместителем начальника этой железной дороги, который отвечает за продвижение составов.

Времена наступили тяжелые. Огромная ответственность за судьбу страны легла на плечи железнодорожников. С востока на запад и с запада на восток беспрестанно шли эшелоны, люди работали почти бессменно, отдыхали лишь 3–5 часов в сутки. В конце 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, когда он был назначен начальником службы движения на фронтовой Московско-Донбасской железной дороге, а вскоре стал заместителем начальника железной дороги, ему не раз приходилось бывать под бомбежками. Перемещение грузов в этот горячий район шло под его контролем. Кстати, именно в 1942 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А в 1943 году Леонид Карпов организовывал переброску войск и вооружений после Сталинградской битвы на Курскую дугу. С 1945 года он участвовал в восстановлении подмосковного угольного бассейна, на угле которого работали паровозы центрального региона.

Самая лучшая дорога

В послевоенные годы он уже возглавлял Московско-Донбасскую железную дорогу, а с 1953 по 1959 год был заместителем министра путей сообщения СССР.

В это время для улучшения организации обслуживания железнодорожного транспорта Московско-Рязанская, Московско-Окружная и Московско-Курско-Донбасская железные дороги были объединены в одну Московскую железную дорогу (МЖД). В нее вошло 15 отделений. Возглавить новое объединение предложили Карпову.

«Этот человек всю свою жизнь проработал на железной дороге. Он был и дежурным по станции, и диспетчером, и начальником станции, и заместителем министра путей сообщения. Пройдя по всем ступенькам служебной лестницы, он знал о железной дороге всё. И вот этот человек, занимавший к 1959 году почти семь лет должность замминистра путей сообщения, вдруг добровольно идет работать начальником только что созданной Московской железной дороги. «Это же понижение в должности», – скажете вы. Но Леонид Анатольевич так не считал: он видел перспективы новой, объединенной, МЖД и не боялся решать самые сложные вопросы. Его уважали не только на Московской железной дороге, но и во всей отрасли», – напишет о нем еженедельник «Аргументы и факты».

Магистраль успеха

На дороге был сформирован комплекс из 22 крупнейших сетевых сортировочных станций. Огромные производственные мощности, сосредоточенные здесь, позволили применить наиболее эффективную систему управления перевозками. Многие технические новшества получили путевку в жизнь на столичной магистрали. С укрупнением она, по существу, пережила свое второе рождение. Коллектив дороги насчитывал тогда 350 тыс. человек. За всю историю московской железной дороги ее возглавляли четыре руководителя. Леонид Карпов был одним из наиболее успешных. В должности начальника Московской железной дороги он трудился 20 лет.

По мнению специалистов, он превратил Московскую магистраль в передовую на сети дорог, а Московский железнодорожный узел – в подлинную лабораторию передовых методов, передовой технологии и передовой техники. При нем широкое внедрение получили научная организация труда, сетевые графики ремонта подвижного состава, автоматизированные системы управления производственными процессами. Его называли архитектором столичной магистрали, которая существенно изменилась благодаря таланту этого руководителя и хозяйственника. Эта магистраль стала лучшей в Советском Союзе. За образцовое выполнение заданий и высокие производственные показатели 29 июня 1966 года коллектив Московской железной дороги был награжден орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железнодорожного транспорта, Леониду Карпову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Что с детства полюбил…

Много написано о стиле управления и увлечениях Леонида Анатольевича. По общему мнению, он отличался высокой культурой общения, обладал мужской харизмой, нравился женщинам, беседовал с людьми обычно в мягкой, интеллигентной манере. Даже в приватных и телефонных разговорах избегал резкой ненормативной лексики. На еженедельных оперативных совещаниях обычно уступал председательское место во главе стола своему первому заместителю, а сам вместе с коллегами сидел сбоку стола, по правую руку от председательствующего. Нередко во время докладов почитывал газету, однако продолжал внимательно слушать выступающих, задавая вопросы и высказывая точные короткие замечания. Отчетный селектор Карпов проводил не чаще одного раза в месяц.

Леонид Анатольевич пристально следил за тем, что происходило в мире шахмат. Поэтому не отказал себе в удовольствии в 1972 году накануне исторического матча за мировую шахматную корону в Рейкьявике между Борисом Спасским (членом ДСО «Локомотив») и Робертом Фишером принять в своем кабинете советскую делегацию. В качестве поддержки выписал Спасскому и его тренерам премию по 150 рублей. «Встреча была очень теплая, душевная. Меня поразило, что собеседник не только напутствовал нас добрыми словами, но и прекрасно разбирался в предмете обсуждения», вспоминал впоследствии о приеме шахматистов тренер Спасского международный гроссмейстер Николай Крогиус. Из деликатности и скромности Леонид Анатольевич ни словом не обмолвился, что в молодости сам участвовал в шахматных соревнованиях.

Еще одно детское увлечение, которое он сохранил до конца своей жизни, – голуби. Выйдя на пенсию, он увлекся голубеводством, разводил редкие и ценные породы птиц. Еще посещал матчи футбольной команды «Локомотив», поклонником которой был.

Экспресс имени Карпова

Умер Леонид Анатольевич в июле 1989 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище. С 1999 года с Курского вокзала Московской железной дороги курсирует экспресс Москва – Тула, носящий имя «Леонид Карпов». А 26 января 2007 года состоялось открытие памятной доски, посвященной 100-летию со дня рождения Карпова.

Наведи камеру на QR-код и посмотри на YouTube-канале «Памяти героев» короткий видеорассказ о герое, записанный волонтером.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 34 = 37