Артем Рыкун: О «бородатой» толерантности

Юрий РыкунАртем Рыкун, проректор ТГУ по международной деятельности, доктор социо­логических наук

На музыкальном конкурсе «Евровидение-2014» телезрители и жюри отдали победу австрийцу Томасу Нойвирту, который выступал в образе гламурной бородатой женщины Кончиты Вурст.

Услышав о победе на «Евровидении» бородатой женщины, я сразу вспомнил фельетон Ильфа и Петрова «Рождение ангела» о том, как восемь киносценаристов создавали положительного героя. Долго обсуждали, какими качествами он должен обладать. Вдруг кто-то сообщил, что своими глазами видел женщину с бородой.

Кстати, – задумчиво сказал Семен Агентов, – не сделать ли нам женщину с бородой центральной положительной фигурой нашего фильма? Но уже, конечно, не в героическом плане, а в разрезе бытовой комедии.

– Женщина с бородой может иметь место, – возвестил двенадцатилетний консультант-вундеркинд, выученик Академии пространственных искусств при Мостропе, – только надо избежать комикования, чтобы не вышло, как у Чарли Чаплина. 

– Ты, мальчик, не бойся, – рассудительно заявил Голенищев-Кутузов 2-й, – как у Чаплина, не вый­дет. За это можно поручиться. 

И. Ильф, Е. Петров «Рождение ангела»

Так рождаются поп-герои. И мне странно, что люди делают из результатов «Евровидения» (в котором с 1974 года, с момента победы в нем группы ABBA, не было ничего путного) далеко идущие выводы. Типа таких: «До чего докатилась аморальная Европа» или «Так они хотели показать кукиш России». Во-первых, не вижу здесь никакой политики – только политкорректность, доведенную до своих пределов. Во-вторых, это вряд ли мнение среднего европейца, ведь в голосовании участвуют лишь люди, погруженные в поп-культуру, и их выбор в пользу самого эпатажного участника конкурса точно такая же попса, иначе победитель обладал бы художественными достоинствами, а не только бородой в сочетании с платьем. Я сомневаюсь, чтобы в отдельных странах типа Германии, Франции, Ирландии народ в массе своей проголосовал бы за трансвестита. Все-таки Европа консервативна – достаточно вспомнить многотысячные акции протеста против разрешения однополых браков во Франции. Что в Европе, что в Америке фундаменталистское лобби достаточно сильное. Наглядный пример: несколько лет назад журналисты программы Top Gear решили проехать на автомобилях от Майами до Нового Орлеана, раскрасив их в радужные цвета и написав на дверях вызывающие лозунги типа «Мужская любовь – хорошо» и «Я – бисексуал». И где-то в американском захолустье их чуть не побили – от местных жителей пришлось спасаться бегством…

Радует одно: и те, кто голосует за Кончиту Вурст, и те, кто готов избивать гомосексуалистов, – это не большинство. И тех и других не больше 10–15%. Они и создают шум. Остальным мало дела до всего этого, разве что лишний повод улыбнуться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 3 =