В Сибири, как и по всей стране, завершился Год театра. На его последние месяцы пришлись самые яркие театральные события. В Новосибирске такими  стали фестиваль актуального театра «Хаос» и масштабный Рождественский фестиваль искусств. Алтайский край и Томская область отметились международными фестивалями, где были представлены спектакли для детей и спектакли театров кукол. Но, пожалуй, одно из главных событий Года театра, о котором много говорят журналисты, критики и театральные режиссеры, – это крутой перелом в развитии детского театра. Об этом рассказывает председатель правления центра «Культурный город» и участник томского фестиваля «Сибирский кот» Артем Свиряков.

 

 

Привет, интерактивный театр!

– Если говорить о международном фестивале «Сибирский кот», который прошел в Северске и Томске в ноябре этого года, то палитра спектаклей была очень разнообразной, – делится впечатлениями Артем Свиряков. – Разные по форме, по энергетике: спектакль-исследование «Пуп Земли, или Люди с другой стороны» от мариинского театра «Желтое окошко», спектакль «Сонландия» от кемеровчан, где свою собственную сказку маленькие зрители сочиняют с помощью теневого театра, спектакли для подростков из Нижнего Новгорода («Майя и К») и Прокопьевска («Чудаки и зануды»), новосибирские постановки – спектакль в формате ощущений «Невидимый слон» от независимого театра «Пилигримы» и в формате стомп-театра «Омлет с сахаром» от «Культурного города». Причем это постановки, которые не развлекают, а сподвигают маленького человека на размышления о серьезных вещах. Еще одно «приобретение» детского театра – то, что появились спектакли для современных подростков. И большой прорыв в том, что в театр пришла новая детская литература.

– Артем, чем вызваны эти перемены в детском театре?

– Конечно, такие изменения не возникают на пустом месте. Почти каждый городской ребенок проходит через театр кукол, через сказочный репертуар ТЮЗов и драмтеатров, но много ли их приходит потом в театр взрослый? А если и приходит – есть ли в нем вдумчивый, тонкий зритель, которого так ждут театры? Таким вопросом задались в новосибирском молодежном театре «Глобус», и осенью прошлого года в нем заработала лаборатория «Современная российская драматургия для подростков – путь к зрителю». Из лаборатории вырос ток-проект «ПодросТок»: в помещении театра «Глобус» проводятся показы эскизов спектаклей «Война» по пьесе Юлии Поспеловой в режиссуре Семена Серзина (Санкт-Петербург) и «Фото топлес» по пьесе Натальи Блок в режиссуре Георгия Суркова (Рига) с последующим обсуждением. А эскиз «Всем, кого касается» по пьесе Д. Сидерс дошел до полноценной премьеры уже нынешней осенью.

 

Младший театральный возраст

– Но ведь детская аудитория – это не только подростки. Есть ли что-то новое для детей младшего возраста?

– Театр для подростков – это отличная идея, но тогда встает вопрос: а что смотреть детям, которым от 7–8 до 12 лет? Сказки, которые в детстве смотрели их родители? Вероятно, этот запрос давно  витал в воздухе. А инициатива, как часто это бывает, возникла за пределами государственных театров. Еще в 2017 году мы с коллегами и друзьями задумались о том, чтобы делать интересные проекты вне театров, в которых мы работали. Так я решил открыть свою некоммерческую организацию. Государственный театр связан обязательствами: госзадание, план, наполняемость зала… Театр не готов идти на риск – ставить что-то неизвестное и нестандартное, тем более для детей. Есть несколько сказок в репертуаре, и слава богу. В 2018 году мы запустили театральный семейный проект «Детки и предки», в рамках которого было поставлено девять разножанровых спектаклей для семейного просмотра, в том числе и по современной литературе для детей (автор проекта – Алсу Фатыхова, экс-директор «Культурного города». – Прим. ред.).

– Для детей нет хороших пьес?

– Большинство пьес пишутся под новогодние представления. Идея ставить спектакли по современной детской литературе возникла из желания создать в театре настоящую хорошую движуху: вовлечь в пространство театра прежде всего родителей, например, для того, чтобы они могли получить ответы на свои вопросы и на вопросы, на которые трудно отвечать своему ребенку. Так, были поставлены спектакли «Бабушка на яблоне» М. Лобе, «Тоня Глиммердал» М. Парр в содружестве с молодежным драматическим театром «Первый театр», «Как курица лапой» Э. Файн с театром п/р Сергея Афанасьева, «Омлет с сахаром» Ж.Ф. Арру-Виньо, «Калечина-малечина» Е. Некрасовой с «Мастерской Крикливого и Панькова» и многие другие. Эти спектакли уже стали лауреатами и номинантами разных престижных фестивалей.

Государственные театры (если не считать столичные театры) на почву современного детлита ступают очень осторожно.

 

Рисковать или не рисковать, вот в чем вопрос

– Казалось бы, почему? Ведь есть ресурсы.

– Есть ресурсы. Но есть и риск не получить полного зала, получить недовольного зрителя. Кому нужны скандалы? Мы тут изучали статистику по детской литературе: рекорды по продажам бьют книги, которые известны всем и давно: Чуковский, Маршак, Драгунский, Линдгрен. Родители предпочитают покупать то, что сами читали в детстве. У некоммерческих организаций или частных театров нет ресурсов, но есть смелость и свобода в выборе. И, возможно, заниматься проектной деятельностью гораздо удобнее, чем заниматься стационарным театром.

– За счет продажи билетов вряд ли можно выжить – где брать деньги для проектов независимым театрам?

– Нам повезло: проект «Детки и предки» сразу получил президентский грант. Но гранты – это всегда лотерея.  В конкурсе президентских грантов – уклон в социальную сторону, хотя,  по сути, театр – это социальный институт, но это еще надо доказать экспертам. Есть, конечно, краундфандинговые платформы, но мы пока не пользовались таким способом добывать средства.

– На какие средства живет некоммерческая организация – привлекает спонсоров?

– Все, кто связан с нашей организацией:  учредители, директор, волонтеры, – все эти люди работают где-то и не получают никакой зарплаты за свою текущую работу в НКО. Со спонсорами мы, конечно, работаем, ведем переговоры, но находимся пока в начале пути.

– Насколько перспективно развитие частных инициатив? Смогут ли стать успешными частные театры и конкурировать на равных с государственными?

– Хочу подчеркнуть, что центр «Культурный город» не является  частным театром, да и вообще театром не является. Театральная деятельность – лишь одно из наших направлений. Можно сказать, что мы  – центр, который реализует разные проекты: культурные, образовательные, социальные – все они направлены на то, чтобы жизнь в Сибири стала лучше, интереснее. Частные инициативы должны приветствоваться, это развитие, ведь зачастую именно за счет независимых коллективов или необычных  проектов происходит рывок в той или иной области.  Театр не исключение. Больше активности, больше идей и проектов! А кто успешнее – покажет только время и… зритель. Он в театре сегодня главное лицо.

 

Справка «ТН»

Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и реализации проектов в области культуры, спорта и образования «Культурный город» создана в 2017 году.

За два с половиной года было реализовано два проекта: «Творческая лига» – два сезона турнира по мини-футболу среди творческих работников (принимали участие теат­ры и другие коллективы, сыграно 80 игр) и теат­ральный семейный проект «Детки и предки», в рамках которого было поставлено девять спектаклей для семейного просмотра.

Награды:

  1. Гран-при «За лучший спектакль большой формы» V Международного фестиваля спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» в Томске, специальный приз детского жюри «За самый семейный спектакль» получил «Омлет с сахаром» (АНО «Центр «Культурный город», реж. Е. Кузнецова, В. Кузнецов).
  2. Обладателями главного приза в конкурсе «Театр для детей» XXX Новосибирской профессиональной премии «Парадиз» стали режиссеры Елена и Владимир Кузнецовы «За особый подход к детскому театру» в спектаклях «Омлет с сахаром» по книге Ж.Ф. Арру-Виньо (АНО «Центр «Культурный город») и «Невидимый слон» по рассказу А. Анисимовой (театр «Пилигримы»).
  3. Специальный приз в конкурсе «Театр для детей» XXX Новосибирской профессиональной премии «Парадиз» достался спектаклю «Калечина-малечина» по роману Е. Некрасовой, поставленному в рамках проекта «Детки и предки» («Мастерская Крикливого и Панькова», реж. А. Крикливый).
  4. Спектакль «Тоня Глиммердал» по книге М. Парр, поставленный в рамках проекта «Детки и предки», стал лауреатом фестиваля «Артмиграция детям», а также номинантом нацио­нальной премии «Арлекин» (молодежный драматический театр «Первый театр», реж. О. Обрезанова).

Алла Волгина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

42 + = 45