Эту профессию частенько называют хлебной, хотя напрямую она и не относится к аграрной отрасли. Сразу скажем, что дается она отнюдь не всем, а только мозговитым и рукастым технарям – сегодня речь пойдет о специальности «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», основы которой преподают в Томском промышленно-гуманитарном колледже (ТПГК).

 

 

Чисто мужской профиль

О важности самой автоматизации лучше всего говорит один показательный пример: мы еще не забыли мягкую зиму, когда энергетики топили так, как будто это были их последние премиальные дни. И если владельцы современных высоток могли регулировать тепло, не выходя из собственных квартир, то жители советских многоэтажек поневоле делились подаваемым ресурсом с улицей. В таких домах регулировать тепло можно в подвалах домов только так: вкл. и выкл. Уйти от топорной автоматики к более гибкой, легко регулируемой, как видим, процесс не быстрый и весьма дорогостоящий. Но в век технического прогресса она нуждается в наибольшей модернизации. Именно таких профессионалов готовят в ТПГК.

– Специальность «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств» пришла на смену специальности «автоматизация технологических процессов», – поясняет председатель цикловой методической комиссии профессий и специальностей промышленной автоматики, преподаватель ТПГК Дмитрий Числов. – Проще говоря, это более высокий уровень слесаря КИПиА, который только выполняет работы по обслуживанию и эксплуатации средств автоматизации контрольно-измерительных приборов, а техник, помимо этих функций, занимается еще и компьютерным моделированием элементов систем автоматизации, осуществляет выбор оборудования и элементной базы в соответствии с требованием технической документации, организует монтаж, наладку, техническое обслуживание систем и средств автоматизации, ведет текущий мониторинг состояния систем автоматизации.

В текущем учебном году конкурс на специальность техника составлял 3,52 человека на место, а на мастера контрольно-измерительных приборов (КИП) – 3,2. Это чисто мужской профиль, постичь который пытаются вчерашние одиннадцатиклассники. География абитуриентов включает в себя всю Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую области, Якутию, Казахстан.

В группе техников сегодня обучается 25 человек. Образовательный процесс длится стандартные два года и десять месяцев. А мастера КИПиА учатся на год меньше – это первый набор с 10-месячной программой.

 

Вопрос с хитринкой

Сюда поступают ребята с разными характерами и уровнем знаний. В процессе обучения они начинают осознавать важность выбранной специальности – не случайно же она попала в топ-50 самых востребованных на сегодняшнем рынке труда.

– Бывает, учеба начинает поддаваться не с первого курса, – не скрывает Дмитрий Числов. – А на втором, глядишь, глаза загорелись, и студент пошел в гору. Обучение по специальности подразумевает освоение достаточно большого объема информации. Поэтому качество знаний необходимо регулярно проверять, а это делается только через постоянный контроль. Причем жесткий, ведь, если ты не освоил программу сейчас, на производстве период адаптации затягивается, формируется определенное мнение о работнике. Конечно, режим самоизоляции в связи с пандемией коронавируса внес существенные коррективы в методику преподавания. Все студенты колледжа учатся удаленно, многие даже успели уехать к себе на родину. В современных реалиях предоставляем студентам материал в файлах, а также прикладываем имеющиеся у нас видеодемонстрации по тематике занятий.

Удаленный контроль заключается в выполнении письменных заданий – мини-проектов, которые требуют к проверочному материалу присовокупить полученные ранее знания. Не забываем и традиционный устный опрос с использованием видеоконференций. Только так можно заработать положительную оценку.

Но, замечает преподаватель, живого общения не заменит ни одна дистанционная технология. Тем более что во время видеоконференций часто возникают проб­лемы со связью: то изображение теряется, то звук.

 

Надежда на грант

Любая техническая специальность в современном образовательном процессе требует наличия достойного оснащения профильных мастерских и аудиторий. Так, лаборатория электротехники укомплектована специальными учебными стендами, различными специализированными устройствами, например, генераторами, осциллографами, источниками питания, платами для беспаечного монтажа электрических схем. По соседству располагаются слесарно-механическая и электромонтажная мастерские, а также лаборатория по ремонту, сборке, регулировке КИПиА.

Понятно, что от преподавателей таких сложных дисциплин требуются не только глубокие знания. Главное, еще уметь полноценно доносить столь замысловатую науку до своих питомцев. Сегодня в колледже с группой техников занимаются пять педагогов.

– Во-первых, у нас все преподаватели имеют опыт работы по специальности, – заостряет внимание Дмитрий Числов. – Во-вторых, чтобы не отставать от веяний времени, они много времени посвящают самоподготовке, а также постоянно стажируются по ведущим программам. В частности, в прошлом и текущем году все мы прошли курсы повышения квалификации по программе WorldSkills Russia (WSR). Своими собственными руками производили монтаж средств автоматизации, реализовывали алгоритмы работы систем управления. Сейчас доносим полученные нами обновленные практические знания до студентов.

По словам преподавателя, эта специальность в рамках движения WorldSkills относится к компетенции «Промышленная автоматика». Но пока такого центра в Томске нет, а ближайший находится в Красноярске. Так что предстоящий демонстрационный экзамен студенты ТПГК будут сдавать по иной, смежной компетенции. И если по другим дисциплинам движения WorldSkills колледж хорошо продвинулся, то специальность «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств» находится лишь в стадии становления.

– Это направление требует очень больших затрат, здесь каждая единица оборудования – вещь дорогостоящая, – не скрывает преподаватель. – Сейчас мы формируем пакет документов для получения гранта, на эти средства планируем оснастить лабораторию промавтоматики. Только с ее вводом можно будет и проводить демоэкзамен, и осуществлять подготовку в полном соответствии со стандартами WSR по этой компетенции.

А пока студенты колледжа демонстрируют получаемые знания, принимая участие во Всероссийской олимпиаде профмастерства по укрупненной группе специальностей 15.00.00 «Машиностроение». За три года парни становились и победителями, и лауреатами регионального этапа этого престижного состязания. Например, в марте текущего года на региональном этапе олимпиады ребята заняли второе место.

 

ЦИФРА

Заработная плата техника 23–100 тыс. рублей в зависимости от предприятия.

 

Преддипломные смотрины

Сразу же после завершения теоретического обучения первокурсники проходят производственную практику, во время которой будущие молодые специалисты знакомятся с реальным сектором экономики. Аналогичная практика ждет и второкурсников. А вот у студентов третьего курса начинается самый важный и ответственный момент: без пяти минут молодые специалисты на протяжении неполных двух месяцев проходят одновременно и производственную, и преддип­ломную практику. Под наблюдением наставников студенты стажируются на таких предприятиях, как «Газпром», «Транснефть – Центральная Сибирь», «Томскнефть», СИБУР, «ЭлеСи», «Томская генерация», в томском филиале компании «Автоматизация производств».

Не остается в стороне и агропромышленный комплекс Томской области. Будущих специалистов ждут на Межениновской птицефабрике и свинокомплексе «Томский». Студенты колледжа проходят практику на золотодобывающем комбинате «Полюс» в Красноярске. Из стен ТПГК выпускники выходят с дипломами и разрядными удостоверениями. Стандартным является третий разряд, а вот обладателями четвертого становятся лишь те, кто особо потрудился в течение всего периода учебы.

У специалистов этого направления большое будущее, нужно успевать впитывать знания в своей альма матер, которые с лихвой окупятся во взрослой жизни. Главное – не опоздать, ведь автоматика такая быстроменяющаяся вещь.

 

 

 

 

Обязанности техника:

  • собирать, группировать и анализировать исходные данные, необходимые для проектирования технических систем и модулей их управления;
  • оценивать значимость, перспективность и актуальность объектов, над которыми ведется работа;
  • проектировать ап­паратно-программные комплексы автоматизированных и автоматических систем;
  • контролировать проекты на соответствие стандартам и иной нормативной документации;
  • выполнять и уметь понимать различную конструкторскую документацию;
  • оценивать уровень брака созданной продукции, выявлять его причины, разрабатывать решения, которые предупредят отклонения от нормы;
  • сертифицировать разработки, технологические процессы, программные и аппаратные средства;
  • совершенствовать средства автоматизации и системы выполнения определенных процессов;
  • обслуживать технологическое оборудование;
  • настраивать, налаживать и регулировать системы автоматизации, диагностики и контроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 6 =