Даниил Крапчунов, руководитель арт-проекта «Васильев вечер»: «В Масленице блины не главное»

— Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе. Такой запрос в обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто лет назад, единицы, их очень мало.

Те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия.

Это неумелые попытки передачи стереотипных представлений о празднике, сложившиеся в советский период (1950–1970-е годы), результатом которых может быть только уничтожение традиционной народной культуры.

Ведь что такое современная Масленица? В первую очередь, это блины как главный атрибут праздника. Ничего подобного в традиционной культуре не было: если мы возьмем мотивы масленичных песен, то блины там упоминаются реже всего – основными масленичными блюдами были сыр, яйца, масло, мед, хлеб. Сама символика блина, которой он наделяется в последнее время, в этнографических записях не встречается. Впервые сравнение блина с весенним солнцем сделал Куприн, но это был литературный прием, с таким же успехом он мог сравнить с солнцем сковородку или еще что-нибудь круглое. Блин – это наиболее архаичная форма хлеба, поминальная пища, которую пекли не только на Масленицу, но и в другие праздничные даты.

Масленицу принято считать языческим праздником, однако нельзя забывать, что она напрямую зависит от главного христианского праздника – Пасхи. И все масленичные обряды, которые фиксируются этнографами, связаны со значением этой недели как подготовительной недели к посту.

Традиционная Масленица очень многообразна: это театр Петрушки и катание с горы, масленичный столб и кулачные состязания, взятие снежной крепости и то, что было повсеместным, – величание молодоженов. А вот блины или сжигание масленичного чучела встречались далеко не везде.

Главное, что было у традиционной культуры, – это взаимное участие, когда нет деления на зрителей и исполнителей. Вот этого не хватает тем формам, которые возрождаются сегодня.

 

 

8 мыслей о “Даниил Крапчунов, руководитель арт-проекта «Васильев вечер»: «В Масленице блины не главное»

  1. Данииил сосредодичвает внимание на Масленице-Новоделе: «Масленицу принято считать языческим праздником, однако нельзя забывать, что она напрямую зависит от главного христианского праздника – Пасхи. И все масленичные обряды, которые фиксируются этнографами, связаны со значением этой недели как подготовительной недели к посту.»
    Масленица никак вообще НИКАК не связана с пасхой. Солнышко и астрономический календарь определяли сельскохозяйственный календарь: когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать. Ритмы природы важнее ритмов противоестественных мифологических пасхальных сюжетов. Потобу блин как символ солнца (ранее — ком, форма хлеба; отсюда первый блин — комом; ещё ранее первый блин — ко`му /вариация названия медведя/) и масленичные (обрати внимание!) трёхнедельные обряды заклички Весны, проводы Зимы и встреча Весны были важны для истосковавшихся по солнечному теплу людей. Правильнее назвать языческие традиции ведическими и всё станет на свои места. Вежество лучше невежества, потому праздник, если смотреть в корень, не языческий, а ведический.

    1. Простите, а вы Андрей,кто? Даниил Крапчунов специалист, кандидат наук, практикующий полевик-этнограф,а вы?

      1. Я — человек разумный, в отличие от тех, кто прикрывается чужими корочками. Аргумент «а вы кто?» от человека разумного?

        1. То есть вы не учёный. Хорошо. Откуда ваши сведения о русской культуре, если это конечно не секрет? Кстати, разумным, вроде считалось всегда, говорить о том, о чём знаешь…. Ну это так, не важное отступление..Вы сможете и захотите ответить на мой вопрос?

          1. Илья, если Вас интересует научное обоснование написанного Андреем Соколовым, то можно послушать лекции Светланы Жарниковой. Раз Вы козыряли чужими регалиями , то я тоже позволю себе это: Жарникова Светлана Васильевна — Профессор Доктор Исторических Наук. Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

  2. Жарникова С.В. : Древний праздник Масленица

    В древности Новый год (земледельческий) начинался с весеннего равноденствия — ночи с 21 на 22 марта. Именно к этому времени приурочены обряды Масленицы — «единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику и не получившего нового истолкования». Древность обрядов Масленицы подтверждается тем, что этот праздник (в том или ином виде) сохранился у многих индоевропейских народов.
    полная версия статьи: http://slawa.com.ua/lichnocni/zharnikova-svetlana-vasilevna/241-zharnikova-drevnij-prazdnik-maslenicza.html

    1. Прошу прощения, регалии не мои, я не совсем в них понимаю…Светлана Васильевна подписала свою статью так:С.В.Жарникова, к.и.н. искусствовед, этнолог. Мб, это давняя статья, и на данный момент регалии поменялись)))

Добавить комментарий для Тата Угрюмова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =