Дави на нефть!

Замгубернатора традиционно начал с сырьевого сектора. Не сказать, что нефтегазовый комплекс «наше все, и только», но справедливости ради добавим, что добыча углеводородов приносит более четверти (27%) годового валового регионального продукта (ВРП) и 20% налогов в бюджеты всех уровней, а потому эта отрасль заслуживает особого уважения. К сожалению, результаты опять не радуют: производство ценного сырья продолжает падать: объем добычи нефти в Томской области в 2019-м сократился до 9 млн тонн (в 2014-м добыто 10,8 млн тонн), добыча газа осталась на прежнем стабильном уровне – 6,5 млрд кубометров. Причины в основном объективные: легкой нефти много не бывает. Обнадеживает, что нефтяники с этим не мирятся: возрос объем геологоразведки – на баланс поставлено до 11 млн тонн, а значит, ситуация будет постепенно выправляться.

На следующий год компании закладывают на геологоразведку 5,5 млрд рублей, также продолжается перспективный проект «Палеозой» с компанией «Газпромнефть-Восток». Работы по поиску и добыче извлекаемой нефти идут в графике.

И, кстати, буквально на прошлой неделе «Газпромнефть-Восток», Mubadala Petroleum, РФПИ и технологический центр «Бажен» ТПУ открыли новую залежь палеозойской нефти на Урманском месторождении в Томской области. Прирост геологических запасов может составить около 5 млн тонн нефтяного эквивалента, прирост извлекаемых – более 1,5 млн тонн углеводородов.

Капитал – это не деньги, а производство

В свою очередь стабильный рост дает обрабатывающее производство – 4% прироста по сравнению с 2018 годом с увеличением на 12% отгрузки готовой продукции. Общей суммой все произведенные томскими предприятиями изделия высокой добавленной стоимости потянули на 200 млрд рублей.

Согласитесь, это неплохой показатель для региона, где нет титанов металлургии, большой химии или крупных заводов ВПК. Зато есть семь дорожных карт для совместной работы власти региона и крупных корпораций – «Газпрома», «Газпромнефти», «Россети», «Интер РАО», «Сибура» и «Роснефти». Благодаря этой работе портфель заказов для томских предприятий промышленности уже на этот год составил 19 млрд рублей. А помнится, еще недавно инновационная продукция томичей не дотягивала до миллиарда рублей. Но трудом и знаниями томское оборудование мирового уровня качества (sic!) востребовано и заслужило самую высокую репутацию. Оно поставляется для нужд вертикально интегрированных компаний. Кстати, за 12 лет суммарный объем поставок корпорациям и аффилированным компаниям превысил 44 млрд рублей. География поставок по стране и миру.

Есть и самые настоящие лидеры и герои труда. Достаточно сказать, что беспрецедентный по масштабам проект, завершенный в декабре прошлого года (газопровод «Сила Сибири»), и строился томичами, и оснащался оборудованием с берегов Томи. Манометровый завод «Манотомь» – единственный завод в России, поставляющий оборудование для новейших производств СИБУРа и «Микрана», изготавливает сложнейшее оборудование для российской сети формата 5G (в это трудно даже поверить, но это факт). Одним из лидеров российского кабельного производства стал «Сибкабель». Продолжается строительство новейшего беспрецедентного проекта «Прорыв» в Северске при помощи технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом. Согласно срокам строительно-монтажные работы должны завершиться к 2026 году.

Надо сказать, что нынешний год тоже обещает быть благополучным для промышленного кластера области, ибо вложенные год назад 9 млрд рублей на модернизацию производства, несомненно, увеличат возможности предприятий. Остается ждать серьезного технологического рывка. Есть и новые проекты, которые должны выстрелить в ближайшее время.

Энергия для жизни

Программа газификации области совместно с большим «Газпромом» продолжается: в 2019 году было выделено 300 млн рублей и подключено к самому комфортному топливу 1 900 домовладений. В этом же году благодаря построенному газопроводу высокого давления бытовая цивилизация придет в восточные районы области – Асиновский, Первомайский и Зырянский. По плану газ станет обогревать 16 тыс. домохозяйств. Также обзаведется газовой инфраструктурой новая часть Шегарского района – возрадуются новому качеству жизни жители правобережных поселков Оби.

По словам Игоря Шатурного, энергетика – это та сфера экономики области, которая вызывает меньше всего тревог и беспокойств. Профессионализм томских специалистов-энергетиков так высок, что, кажется, нет задач, с которыми бы они не справились. Бесперебойная работа мощностей, безупречное проведение отопительных сезонов, надежное подключение потребителей. Например, 44 МВт электроэнергии получило энергоемкое тепличное производство в Трубочеве. В этом году модернизации подвергнется Северская ТЭЦ, которая попала в федеральную программу обновления энергетических мощностей, а это значит, что области можно смело добавлять новые производства, не беспокоясь о возможном дефиците энергии.

Прокол? Нет, развязка!

Ну и ключевой, а вернее, архиважный для развития области вопрос – дорожное строительство и ремонт. К радости томичей, он тоже радует и вдохновляет перспективами. Прежде всего цифрами, за которыми качественный асфальт и безопасные пешеходные переходы: в прошлом году Дорожный фонд Томской области составил 6,3 млрд рублей, и это на 70% больше, чем в 2018 году.

Да, это беспрецедентно, хотя вот он, прецедент, и в этом году власти ожидают уже, возможно, больше 7 млрд рублей. Прошлогоднее выполнение задач по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (отремонтировано 138 километров трасс) выдвинуло наш регион в число лидеров страны, а значит, в число кандидатов на повышенные преференции и дополнительные ресурсы. А они нам очень нужны, ведь аппетиты растут во время еды. Также нельзя не отметить, что хорошо сработали органы власти и бизнес по губернаторской дорожной программе: на 500 млн рублей из местных бюджетов отремонтировано 100 километров муниципальных дорог и 5,5 километра пешеходных дорожек. Передовики – Асиновский район, Северск, Стрежевой, Тегульдет, Парабель.

И наконец о главной дорожной стройке века. Развязка на 76-м километре в этом году будет завершена. Благодаря активной позиции губернатора и добытым финансовым средствам долгожданная стройка вступила в завершающую фазу. На крайний этап объявлен конкурс, и с появлением подрядчика работа пойдет на финиш. По словам вице-губернатора, всё необходимое есть. Также неплохие перспективы строительства у 15-километрового участка Северной широтной дороги. Разделенный по времени на три года участок будет строиться по 5 километров в год.

Новую жизнь в этом году получат пять мостов. Кстати, принято решение, что новый мост через реку Яю будет капитальным, остается подождать попадания в федеральную программу.

Не забыт и воздушный транспорт: в прошлом году пассажиропоток достиг постсоветского рекорда – 760 тыс. человек (советский рекорд – 1,2 млн в год). К 75-летию томской авиации будут выполняться рейсы в Москву, Екатеринбург, Казань, Иркутск, Красноярск, Тюмень, добавятся Новокузнецк и Кызыл. К процессу появления возрожденных местных авиалиний на Каргасок, Кедровый и Васюган присоединятся Колпашево и Парабель. А главным залогом развития авиации в нашем регионе станет реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) томского аэропорта, которая будет производиться в 2020 году. Стройка не помешает приему и отправке самолетов, поскольку подрядчик будет в основном работать по ночам, в ходе работ ВПП будет удлинена на 300 метров.

И последний, но очень важный крупный успех этого сегмента народного хозяйства, который отметили все томичи, – плавный, безболезненный и прекрасно организованный переход на цифровое телевидение.

В целом можно сказать, что область хорошо знает свою дорожную карту промышленного развития: движется, куда надо, прибавляет, сколько необходимо, и полна новыми замыслами амбициозных маршрутов.

Автор: Григорий Шатров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 5