Белый квадрат Наташи Юдиной

Статей на сайте: 16652

В томском Государственном центре современного искусства завершается холодная белая выставка уникальной томской художницы

Мастер перформанса, мистификации и декоративно-прикладного искусства Наташа Юдина умеет преподать себя. Вот она, вся в белом, по крещенскому морозу босиком презентует свою новую выставку «Нимфа у фонтана ушла» из почти мифического цикла-проекта «Страшные сибирские сны». Да и выставка-то вся – четыре объекта. Нимфа в мехах и стеклянном кубе, чтобы не трогали, две вышивки черным по белому и нимфа, уходящая по белой стене в белый, морозный, «еще не самый длинный день». Собственно, чем мы, сибиряки, можем удивить художественный мир, кроме морозов?

Вот Юдина морозами и удивляет, укутывая голых нимф в шерсть и мех.

– Искусство в Сибири требует утепления, – говорит она. – Его нужно заворачивать в шерсть, кутать в шкуры, утеплять мехом. Сам акт укутывания в мех, обшивание мехом – это прямой, непосредственный, тактильный, рукотворный, чувственный контакт с материалом. Высокое искусство, с которым я так мечтаю встретиться, увы, эфемерно в Сибири. Брутальная Сибирь очень холодна, и всякое искусство здесь обречено замерзнуть. Встреча с искусством становится моим тайным, личным достоянием, почти сновидением. Из сновидений я создаю свою белоснежную, стерильную, абсолютно герметичную матрицу…

Сложно создавать стерильное искусство, если ты живешь, к примеру, на Каштаке, в панельной пятиэтажке, куришь на холодной лоджии дешевые сигареты и у тебя ребенок и муж, «негодяй суровый». Прекрасно понимая опасности творца чистого искусства, Наташа шифрует свою личность, уходя от личного общения: от вопросов про возраст, семейное положение, место работы и прочие бытовые глупости. Достаточно того, что она томичка и пока не мыслит себя в другом месте:

– Я подозреваю, что классическая теория тяготения Ньютона тяготеет здесь, в Сибири, несоизмеримо сильно. Я возвращаюсь в Томск, потому что мне просто не удается преодолеть закон всемирного тяготения.

Анастасия Куклина (на снимке внизу), культуролог, такую позицию художницы понимает и принимает. Юдина интересна как феномен, как синтез художественного и человеческого. Но пока вместо человеческого – белое безмолвие, а вместо художественного – белый квадрат. Казимир Малевич и правда бы содрогнулся.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

89 + = 98