Беспилотники на службе у картографов

Фото: Артем Изофатов

_J0A5818

-Вон! Летит! – показывает пальцем в небо на юго-восток начальник отдела геодезии и картографии администрации Томска Алексей Романцов. – Сбросил высоту, готовится к посадке.

– Точно, летит, – согласился водитель «Томских новостей» Игорь Крылов, подняв голову вверх и прикрывая ладошкой глаза от яркого утреннего солнца.

Ночью шел дождь, погода была нелетной, но утром небо очистилось, и пойма Томи и Курьи заполнилась океаном солнечного света.

БПЛА запускают в небо с помощью специальной катапульты
БПЛА запускают в небо с помощью специальной катапульты

Наш фотокор Артем Изофатов молча прицелился объективом в указанный участок неба и стал быстро щелкать затвором. Я, мысленно ругая себя за то, что забыл взять очки, пытался рассмотреть приближающийся самолет невооруженным глазом. Не увидел ничего, кроме нескольких точек. Они вполне могли оказаться соринками на сетчатке моих глаз.

_J0A5665

Авиаимпортозамещение

Одна из точек начала расти в размерах и вскоре превратилась в силуэт небольшого самолета, больше похожего на игрушку авиамоделиста, чем на настоящий беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Оказавшись почти над нашими головами, беспилотник выпустил оранжевый купол парашюта и стал медленно опускаться примерно в 30 метрах от нас.

– Не совсем точно, – заметил Игорь. – Немного не долетел.

– Согласно полетному заданию. Как запрограммировали, так он и приземляется. Мы не пытаемся посадить его точно – себе на головы или на крышу своего автомобиля, – пояснил пилот БПЛА Александр Савиных и пошел подбирать самолет.

Александр по образованию специалист по твердым веществам и материалам. Но все детство занимался авиамоделизмом и в итоге поступил на работу в группу компаний «Геоскан» на должность оператора БПЛА. Так любимое хобби превратилось в профессию.

Из родного Санкт-Петербурга в Томск Савиных приезжает не в первый раз. Городская администрация заключила с петербургской компанией муниципальный контракт об аэрофотосъемке Томска для создания ортофотоплана и 3D-модели города.

_J0A5704

– Мы третий год летаем вместе с «Геосканом», – рассказывает Алексей Романцов. – Это единственная российская компания, которая имеет полный производственный цикл. Она сама производит беспилотники с наземным комплексом и компьютерное обеспечение для них, сама проводит аэрофотосъемки, а потом с помощью собственной компьютерной программы создает карты, ортофотопланы и 3D-модели местности. Практически полное импортозамещение получается.

– Только камеры иностранные ставим да крылья делаем из немецкого материала, а остальное все свое, – говорит пилот Александр Шевкунов.

Александр – юрист, окончил Екатеринбургский институт МВД, некоторое время работал геодезистом, а в начале года по приглашению знакомого переехал в Петербург, чтобы работать в «Геоскане». Новая профессия ему нравится интересной работой, общением с новыми людьми и постоянными командировками. До поездки в Томск он проводил аэрофотосъемки в Крыму.

Управлять БПЛА оба Александра учились в компании, постигая эту науку на практике буквально за несколько дней. Но по новым правилам они будут вынуждены пройти профессиональную подготовку на специализированных курсах и получить лицензию.

Цена и качество

– Картографирование Томска не проводилось уже больше двух десятилетий, за это время накопилось много изменений. Мы имеем о них довольно приблизительное представление, – рассказывает Алексей Романцов, пока пилоты готовят свои аппараты к новому полету. – А для правильного использования городского пространства при проектировании, строительстве, благоустройстве и выполнении других задач требуется точность.

Проводить картографирование классическими наземными методами долго, дорого и неэффективно. Космическая съемка дешевле, но не дает нужной степени детализации. Аэрофотосъемка с помощью пилотируемых летательных аппаратов дает хорошие результаты, но слишком дорого стоит. А беспилотники позволяют совместить отличное качество снимков, точность их географической привязки на местности и низкую стоимость.

– Наиболее интенсивные съемки мы проводили в 2014 году, эти работы стоили 3,5 млн рублей, – вспоминает Алексей Романцов. – А в Красноярске, где аэрофотосъемка проводилась пилотируемыми аппаратами, такой же объем работ обошелся бюджету в десятки миллионов рублей.

– Эта маленькая черная коробочка внутри корпуса – бортовой компьютер, самая дорогая деталь беспилотника, – показывает Александр Шевкунов. – Она стоит 600–700 тыс. руб­лей. Фотокамера стоит 160 тыс. Сам планер дешевый и очень легко ремонтируется в полевых условиях.

Маленькая черная коробочка в центре – электронный мозг беспилотника, его бортовой компьютер
Маленькая черная коробочка в центре – электронный мозг беспилотника, его бортовой компьютер

С высоты птичьего полета

Каждый полет длится примерно 50 минут. Аккумулятор позволяет летать полтора часа, но пилоты оставляют определенный запас на случай непредвиденных обстоятельств.

– Эти самолеты уже хорошо обкатанные, нештатные ситуации с ними происходят очень редко, – говорит Александр Савиных. – Но когда только начинали, года четыре назад, отказы бывали гораздо чаще. Впрочем, даже в случае аварии ничего страшного не случится: аппарат перейдет в планирование, выпустит парашют и совершит мягкую посадку. Учитывая его малый вес, больших бед он не натворит.

Полет беспилотников операторы Александр Шевкунов (на переднем плане) и Александр Савиных (на заднем плане) контролируют дистанционно, с помощью ноутбуков. В любой момент они могут взять управление на себя
Полет беспилотников операторы Александр Шевкунов (на переднем плане) и Александр Савиных (на заднем плане) контролируют дистанционно, с помощью ноутбуков. В любой момент они могут взять управление на себя

Съемки города беспилотники проводят на высоте 100–300 мет­ров, в зависимости от того, какая точность в данный момент нужна. Работу БПЛА операторы контролируют с помощью ноутбуков, на экране которых отражаются все текущие параметры полета. В любой момент они могут взять управление на себя и посадить беспилотники вручную.

Несмотря на кажущуюся безопасность полетов, для них требуется большое количество разрешений и согласований. Для проведения аэрофотосъемки нужны разрешения Генштаба, ФСБ, Росатома (для полетов возле Северска), зонального центра авиационной безопасности и ряда других компетентных организаций. А во время празднования Дня Победы небо над Томском было вообще закрыто для полетов.

Свою работу в Томске в этом году петербургские пилоты завершают съемками окрестностей Лагерного сада и площади Южной, поэтому поляну для старта они выбрали за Томью.

Заменив аккумуляторы и введя новое полетное задание, оба Александра устанавливают свои аппараты на специальные катапульты и поочередно запускают их в небо. Беспилотники устремляются ввысь, быстро уменьшаются и превращаются в неразличимые точки над головами томичей, гуляющих по уютным дорожкам Лагерного сада.

Катапульта

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала председателя комитета геоинформационного обеспечения департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска Сергея Сидоренко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 − 1 =