Как готовятся кадры для индустрии красоты

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что самой красивой специальностью в системе профессионального образования страны по праву считается «стилистика и искусство визажа». В рамках обучения она позволяет осваивать сразу несколько рабочих профессий – мастера по маникюру и педикюру, визажиста, стилиста.

Востребованность в специалистах такого рода сегодня очень большая: в модных парфюмерных или косметических салонах крайне редко встречаются профессионалы, способные не идти на поводу у покупателя, рассказывая ему лишь о новинках его любимых брендов, а готовые предложить им свой вариант парфюма или косметической линейки, исходя из возрастных особенностей и финансовых возможностей посетителя.

Диплом с довеском

– Специальность «стилистика и искусство визажа» позволяет готовить некоего наставника, который способен подобрать клиенту стиль в самом широком смысле слова, начиная от парфюмерии и косметики и заканчивая выбором одежды и позиционирования клиента, – утверждает директор колледжа индустрии питания, торговли и сферы услуг Николай Воеводин. – Это опять история, отчасти связанная с технологией опережения, потому что на сегодняшний момент пока у нас в Томске нет салона или магазина, где бы могли оказывать подобную услугу. Эта ниша еще свободна, поэтому спрос на будущую специальность высокий – четыре года подряд у нас идет активный набор. Правда, выпуски по новым федеральным государственным образовательным стандартам начнутся только со следующего года: в июне 2021 года мы выдадим дипломы первым специалистам, которые уже будут владеть несколькими перекрестными рабочими профессиями и смогут устроиться туда, где применительно понятие имиджа.

Создаем образ первой учительницы

– Мы все привыкли, что имидж­мейкер – это что-то обязательно из области шоу-бизнеса, на самом деле всё совсем не так, – продолжает Николай Воеводин.

В качестве аргумента он приводит интереснейший пример сотрудничества с коллегами из Томского педагогического колледжа, когда будущие стилисты-визажисты отрабатывали навыки создания стиля на будущих учителях начальных классов и воспитателях детских садов. Выгода получилась обоюдная: первые не просто набили руку, у них выросла доля практической подготовки, а вторые примерили на себя образы, в которых смогут гармонично смотреться, а значит, увереннее входить в класс или в группу.

Скрываем недостатки, подчеркиваем достоинства

Эта специальность трансформирована и в движение WorldSkills Russia, входит в перечень RU-компетенций и называется «Визаж и стилистика». По мнению Николая Воеводина, и здесь ФГОС не опоздал: он четко идет в канве философии WorldSkills Russia, являясь на сегодняшний момент основой, фундаментом системы профессио­нального образования в РФ.

– Рассматриваемая специальность не искусственно, не натянуто, а вполне органично и четко вписалась в направление WorldSkills Russia, благодаря которому в колледже создана инфраструктура, позволяющая готовить специалистов, владеющих не одной, а целой серией рабочих профессий. И все они связаны с созданием имиджа, позиционирования, облика специалиста, который будет работать с людьми, – подчеркивает руководитель образовательного учреждения. – Параллельно мы стали развивать еще одну компетенцию – «Фотография». Согласитесь, в данном случае она является спутником этого направления, ведь если мы посмотрим на современного визажиста-стилиста, то продвижение его деятельности, мастерства, возможностей реально воплотить только через Интернет. А это прежде всего картинка, в данном случае – фотографические снимки работ из серии «было – стало». Одним словом, чтобы позиционировать себя в социальных сетях, правильные фотографии, правильная подача крайне необходимы. И здесь мы снова видим, как гибкость ФГОСа позволяет педагогам менять и добавлять образовательные модули для того, чтобы выпускник был более успешен на рынке труда и, самое главное, востребован.

Штучный товар

Работа стилиста-визажиста строится на профессионализме, а значит, на доверии. На нем по большому счету и держится вся сфера услуг. Неслучайно, когда клиент в первый раз приходит в салон красоты или парик­махерскую, испытывает волнение до последнего штриха в работе мастера. Счастье, если он попал к профессионалу, который с ходу может распознать, увидеть, а затем преобразить клиента так, что тот уходит счастливым и довольным. Поэтому понятие «успешность» здесь очень важно.

– Мы берем всего по одной группе в год, – констатирует директор. – Потому что это точечный, адресный товар. Поступить на специальность «стилистика и искусство визажа» совсем непросто: ежегодно конкурс составляет больше пяти человек на место, у всех претендентов высокий балл аттестата. В основном поступают томичи. Абитуриенты сдают рисунок – все они являются выпускниками художественных школ, причем оканчивают их с отличием. Это рисующие дети, изначально понимающие, что такое цвет, стиль.

Обучение длится два года и десять месяцев только на базе 11 классов. Это сделано в связи с тем, что практические занятия начинаются с первого курса уже в сентябре, а девятиклассники ни морально, ни эмоционально еще не готовы к таким переменам.

На первом же занятии педагоги задают студенткам (все-таки это девчачье направление) всего два тестовых вопроса: «О чем мечтаешь?» и «Что ты умеешь делать лучше, чем другие?». Судя по ответам, около половины студентов являются выходцами из семейных династий индустрии красоты. Они с детства видели изнанку этой красивой творческой профессии и хотели бы ее продолжить. Причем их не смущает перспектива самозанятости и фриланса, когда ты работаешь не с восьми до пяти, а 12 часов в сутки и в выходные и праздничные дни ездишь с тяжелым чемоданчиком от одного клиента к другому.

Таблетка счастья

Помимо чисто профессиональных навыков, педагоги стараются прививать будущим стилистам умение деликатно и быстро решать возможные проблемы или недоразумения с потенциальными клиентами, ведь им придется столкнуться не только с «мягкими и пушистыми», но и с людьми зажатыми, неуверенными в себе, порой с психологическими травмами. Здесь важно настроиться на одну волну с заказчиком, чтобы после работы стилиста-визажиста тот почувствовал себя счастливым и раскрепощенным.

– Для достижения такого результата мы ввели в учебный план дополнительную дисциплину, которая называется «Психология общения», – рассказывает Николай Воеводин. – В рамках этой образовательной программы мы, и я в том числе, проводим для будущих специалистов целую серию тренингов, чтобы они могли легко распознавать, какому психотипу какой подход требуется, как подобрать ключики доверия к клиенту, мечтающему о смене образа. Не секрет, что человек, получивший такую таблетку счастья, пусть даже кратковременную, готов горы свернуть.

Стартовая зарплата – от 30 тыс. рублей и выше.

Без права на ошибку

Немаловажным аспектом в обучении этой специальности является сотрудничество с партнерами-работодателями. Без них, признается Николай Воеводин, полноценное погружение в профессию вряд ли могло осуществиться. Колледж в рамках образовательного процесса работает как с представителями малого бизнеса, так и с крупными компаниями, какими как «Спурт» и «Эстель-Томск».

Понятно, что в самом начале, когда формируются навыки, ошибок не избежать. Студенты тренируются на себе, стараясь пошагово выполнять все рекомендации мастера. В этой индустрии исключено слово «пробовать», потому что ты работаешь с человеком и в случае ошибки можешь нанести ему огромную травму. Чтобы подобного не допустить, девчата оттачивают навыки сначала друг на друге, потом за символическую плату переходят на своих соседок и знакомых, а дальше начинает работать сарафанное радио и Интернет.

А еще эта специальность вовлечена в проект ранней профессио­нальной ориентации школьников «Билет в будущее». Ученицы 8–11-х классов проявляют к ней огромный интерес, и многие из тех, у кого хорошо развита творческая жилка, возвращаются сюда уже в качестве студентов.

Впереди у колледжа очень ответственное мероприятие – в ноябре на его базе будет проходить чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Визаж и стилистика». Для этого здесь создана лаборатория, на ее площадке студенты продемонстрируют свои лучшие навыки. Остается пожелать всем его участникам и педагогам полета творческой фантазии, удачи и, конечно же, победы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • коррекция и окрашивание бровей, окрашивание ресниц;
  • выполнение салонного и специфического макияжа;
  • выполнение фейс-арта, боди-арта;
  • создание индивидуального стиля заказчика в соответствии с запросами, историческими стилями и тенденциями моды;
  • выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям.

Автор: Татьяна Александрова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 2