Безликий алкоголь. Одинаковые бутылки дадут бой пьянству?

Алкоголь

Общественная палата России предложила новый способ борьбы с алкоголизмом: унифицировать этикетки алкогольной продукции, лишить их индивидуальности и яркого бренда. По словам председателя координационного совета по защите граждан от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости ОП Султана Хамзаева, после запрета рекламы алкоголя его производители стали привлекать внимание потребителей красочными этикетками, а также изображением государственного флага и георгие­вской лентой. Руководители Минздрава отметили, что привлекательная упаковка действительно стимулирует спрос на алкоголь. Предложение Общественной палаты обсудили эксперты «Томских новостей».

Ритуал – враг пьянства

Бохан
Николай Бохан, директор НИИ психического здоровья

Николай Бохан, директор НИИ психического здоровья

– В чем соглашусь с Общественной палатой, так это с тем, что нельзя на алкогольной продукции использовать государственную символику, а также символы и даты, эмоционально значимые для населения. Нельзя, например, водку называть «Победа» и помещать на этикетке георгиевскую ленту.

Но в целом унификация этикеток – это неправильный способ решения проблемы. Существуют социально приемлемые формы и ритуалы приема алкоголя, которые являются частью давней культурной традиции. В европейских странах алкоголь употребляют не меньше, чем в России, но там нет эксцессивных, то есть запредельных форм приема спиртного, направленных просто на достижение состояния алкогольного опьянения. Этому препятствует культурная традиция потребления, основанная в том числе на брендах и внешнем виде бутылок со спиртным. Если убрать различия в оформлении бутылок и сделать этикетки неинтересными, то внимание человека будет сосредоточено только на оглушающих и опьяняющих свойствах этилового спирта. И прием алкоголя из эстетически красивого ритуала превратится в примитивное «соображение на троих».

Освященный культурными традициями ритуал снижает объемы потребления алкоголя. Дорогое спиртное в изящно оформленной емкости стаканами не глушат. С небольшим количеством хорошего коньяка можно просидеть весь вечер, смаковать его вкус, получать эстетическое удовольствие от красивого вида бутылки, стремиться к достижению такого уровня наслаждения процессом, который соответствует уровню бренда данной марки коньяка.

С точки зрения психологии, нельзя лишать человека эмоциональной и эстетической насыщенности от самого ритуала потребления алкоголя, связанного с какими-то важными событиями и датами в его жизни.

Обезличивание этикеток и бутылок может даже дать отрицательный эффект, так как переключит внимание с эстетической составляющей на собственно опьяняющую.

Начать надо с князя Владимира

Владимир Миронер, полковник милиции в отставке, бывший первый заместитель начальника УВД Томской области.
Владимир Миронер, полковник милиции в отставке, бывший первый заместитель начальника УВД Томской области.

Владимир Миронер, полковник милиции в отставке, бывший первый заместитель начальника УВД Томской области

– Это такая же очередная дурь, как переименование ГАИ в ГИБДД, а милиции в полицию. Бюджетных денег было истрачено немерено, а толку никакого.

Пьют и будут пить независимо от того, какая этикетка – белая или черная. Это человеческая психология. Если я употребляю, то мне нет разницы, что там нарисовано – Кремль или просто какая-нибудь стена. А чтобы изменить психологию россиян, надо поменять всю нашу историю и традиции, начиная с князя Владимира. Да и пьем мы на самом деле не намного больше других, англичане и финны пьют больше нас.

Кроме того, у производителей винно-водочной продукции такое мощное лобби, что в качестве законопроекта это никогда не пройдет, там слишком большие деньги.

Такая идея чем-то напоминает мне введение сухого закона в 1985 году. По этому вопросу я тогда выступал на бюро томского обкома КПСС и предупреждал, что породим очереди, самогоно- и браговарение, а народ будет травиться суррогатами. Так и вышло. Возникли позорные алкогольные очереди, а милиция стояла и регулировала их. Вдобавок вырубили сотни гектаров виноградников, нарушили традиции, связанные с проведением праздников и торжеств. А какую дыру в государственном бюджете сделали!

Идея с этикетками, конечно, не приведет к такой масштабной трагедии, но уровень идиотизма у нее примерно тот же.

Водку – пожалуйста, вино не трогайте!

Беляев
Дмитрий Беляев, специалист по маркетинговым коммуникациям

Дмитрий Беляев, специалист по маркетинговым коммуникациям

– Смешно думать, что такими нелепыми акциями кто-то сможет отучить потребителей от привычек и сложившихся предпочтений. Это антимаркетинговая акция, абсолютно не учитывающая наличие потребительских уровней в России. О ком конкретно заботятся авторы идеи? Если о тех, кто пропивает все, что получает, и в связи с этим находится на грани нищеты, то им и так все равно, чем напиваться.

Этикетка существует не для заманивания, а для идентификации, то есть для отличия одного продукта от другого. Представьте полки в магазине «Братья Коцоевы», к примеру. И что, на всех двух или трех тысячах видах продукции должны быть белые бумажки с одинаковыми черными буквами?

Кроме того, надо различать, о каких напитках речь. Это принципиально, так как алкоголиков «винных» или «текильных» в десятки тысяч раз меньше, чем «водочных».

Думаю, водочные этикетки можно было бы обезличить, это даже было бы логично. Потому что это, в принципе, один продукт и потребители отличают его только по брендам и ценовым уровням. А по качеству водка за 250 рублей практически ничем не отличается от водки за 1000 рублей. И вообще, водка – это стопроцентное зло. Но положительного эффекта от унификации водочных этикеток все равно не будет, пить меньше не станут. Просто начнут больше времени проводить в магазинах у водочной полки в спиртном отделе, так как дольше придется искать и выбирать продукцию, к которой привык.

А вот вино сильно различается по вкусу и качеству, поэтому клеить на все бутылки одинаковые этикетки неправильно. Да и зачем, если вином наш народ не спивается?

Кроме того, в частных винных дворах как раз такие белые простые бумажки к бутылкам приклеены. И что? Есть какая-то проблема? Напротив, все прекрасно раскупается, потому что скромное оформление этикетки считается признаком солидности и вкуса, отличающим известные марки вина от дешевого пойла с яркими и пошлыми этикетками.

Возникает также вопрос о том, как наши чиновники и депутаты собираются с импортом расправиться? Попытаются заставить иностранных производителей делать этикетки по установленному в России образцу? Или оригинальные этикетки будут переклеивать на стандартные у нас в стране?

Такими примитивными способами социальные причины пьянства не устранить. Но зато все эти новшества ударят по тем, кто работает, зарабатывает и иногда хочет выпить за ужином с семьей и друзьями.

Качество важнее этикеток

Елена Редченкова, главный врач ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер»
Елена Редченкова, главный врач ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер»

Елена Редченкова, главный врач ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер»

– По способу потребления алкоголя население делится на две группы. Те, у кого уже сформировалась алкогольная зависимость, пьют невзирая на этикетки и бренды. У них тяга к алкоголю основана на неуправляемом здравым смыслом сознании, они просто не могут себя контролировать. Поэтому унификация внешнего вида спиртного на них никак не повлияет.

Вторая категория – это люди, которые употребляют алкоголь разумно, они могут себя контролировать.

Я, как человек из второй категории, могу выпить рюмку коньяка в приятной компании или бокал шампанского на Новый год. И мне бы не хотелось, чтобы этикетка на бутылке, из которой я пью, была какого-нибудь грязно-зеленого цвета, где простыми печатными буквами было бы написано «Коньяк армянский. Пять звезд». Это все равно что пить не из бокала, а из граненого стакана. Чисто психологически это создает ощущение принадлежности к группе алкоголиков.

Работать в наркологии начала еще в советское время и прекрасно помню, как в стране проводилась антиалкогольная кампания. Я всегда потребляла очень умеренно, борьба с алкоголизмом является моей профессией. Но даже у меня эта оголтелая борьба с алкоголем в любых его формах, в том числе самых цивилизованных, вызывала отторжение и сомнение. Я не понимала, почему уничтожают саму культуру пития, которая является сдерживающим фактором для пьянства. Ведь в основе этой культуры лежит не стремление одурманить мозги алкоголем, а приятно провести время в хорошей компании и с хорошим настроением.

Так что я бы посоветовала членам Общественной палаты не уничтожать элементы культурной традиции потребления спиртного, а обратить внимание на то, что сейчас идет снижение качества алкогольной продукции. По просьбе граждан мы на своем оборудовании иногда проверяем состав спиртного, который кажется им сомнительным. И находим, например, 12 единиц ацетона, которого быть там вообще не должно. Это неизмеримо опаснее для здоровья населения, чем красивые этикетки.

Попробовать стоит

Максим Степаненко, сотрудник миссионерского отдела Томской епархии РПЦ

– Я люблю эксперименты, поэтому попробовать стоит. А там посмотрим, что получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 10 =