Билет до вокзала потерянных снов

Фото: Алена Абрамова

Александр Банщиков - foto Татьяна Абрамова

Ключевым жанром в своих литературных предпочтениях директор магазина комиксов и настольных игр Александр Банщиков называет фантастику. Научившись читать в четыре года, он от домашних книжных полок перешел на школьные, но там фантастического ассортимента хватило ненадолго. Какое-то время выручала муниципальная библиотека «Фламинго», однако к середине школьного возраста сотрудники стали с трудом подыскивать что-то новое для ненасытного читателя. Условно Александр делит представителей любимого жанра на глупых и неглупых.

– Глупая фантастика – это та, которую ты прочитал и забыл. Сейчас, например, на рынке русскоязычной фантастики популярны сюжеты с так называемыми попаданцами. Они все строятся по одному шаблону: человек нашего века попадает в прошлое, желательно в ключевой для российской истории период, и, используя современные знания, помогает России победить. Подобное чтиво одноразовое, и тот факт, что оно сейчас представлено на полках книжных магазинов десятками наименований, – большая проблема.

Без рояля в кустах

– Фантастическая литература существует не только для того, чтобы на время уйти от реальности. Ее инструментарий куда шире, чем у реализма, который ограничен рамками действительности. Неглупая фантастика позволяет поместить любую проблему в экзотический или гротескный антураж, который помогает взглянуть на нее под другим углом и заставляет задуматься.

К примеру, мой любимый британский автор Чайна Мьевиль, один из основоположников движения «Новые странные». Воображение здорового человека не смогло бы породить такие миры и города, которые он создает в своих произведениях. Но в сценариях, которые он разыгрывает, например в самой известной книге «Вокзал потерянных снов» (где рядом сосуществуют люди, водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы), узнаешь проблемы нашей собственной реальности.

Конечно, «неглупая» не означает «с глубоким смыслом». Можно писать приключенческую фантастику, как это делал Гарри Гаррисон, с интересным сюжетом, прекрасно прописанными персонажами и неожиданными поворотами. А можно написать книгу о бессмертном терминаторе, который толпами валит врагов, чтобы в следующем томе делать то же самое с противниками посильнее.

Русский с русским акцентом

– Как-то так получилось, что все мои любимые авторы, пишущие на русском языке, не из России. Например, украинские писатели-фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, много лет совместно пишущие под псевдонимом Генри Лайон Олди. Неглупая фантастика с потрясающе вкусным и ярким языком. Не знаю, можно ли говорить об акценте в письменной речи, но мне кажется, что это особенность людей, живущих за рубежом: они могут писать на русском так, как сами русские писать не могут. В своей прозе украинцы продолжают традиции советской фантастики. Как из книг братьев Стругацких о приключениях Максима Каммерера, богатых на экшн, всегда можно было сделать какие-то выводы, также это удается Генри Лайону Олди.

Другой русскоязычный фантаст, которого я люблю, – Вера Камша. Ее цикл исторического фэнтези «Отблески Этерны» легко может составить конкуренцию популярной сегодня «Игре престолов» Джорджа Мартина. Очень драматичная вещь, с минимумом магии, большим количеством жестокости и полусотней важных для сюжета персонажей. Легко узнаваемы в сюжете исторические аллюзии, к примеру война Алой и Белой розы. Правда, не рискну рекомендовать эту серию всем. Дело в том, что Вера Викторовна изначально задумывала пять томов. Потом пятую книгу она разделила на две части. Однако даже этот ход не помог ей уместить все сюжетные линии, поэтому вторая часть пятого тома выйдет в трех частях. Эта история тянется уже 10 лет…

В целом от фантастики я еще не устал. Жанр не исчерпал себя и не скатился в самоповторы. И пока есть такие авторы, как Чайна Мьевиль, можно смело сказать, что это не скоро случится.

Выросли из смешных костюмов

– Комиксы – это не литература. Как человек, их продающий, я совершенно этого не стесняюсь и готов на этом настаивать. Это совершенно отдельный способ рассказывать истории, как кинематограф или театр.

Важно понять, что это не какой-то отдельный жанр, а целое направление, включающее в себя две стороны: авторское повествование и графику художника. В нем есть короткие и объемные произведения, есть что-то для детей и что-то для них совсем не предназначенное, есть про приключения, а есть про подумать.

Те же комиксы про супергероев – это давно уже не просто истории про людей со сверхспособностями, которые бегают и дерутся в смешных костюмах. Работы классиков Алана Мура и Фрэнка Миллера в конце 1980-х годов ярко обозначили другой подход к супергероике. После этого периода в работах о Супермене или Бэтмене раскрываются проблемы коррупции, загрязнения окружающей среды, а каждый персонаж, герой или злодей – личность со сложным психологическим портретом.

Проза в графике

– Графические романы – это арт-хаус мира комиксов. В нашей стране интеллектуальную прозу в графике выпускает издательство «Бумкнига». Самой известной работой в этом жанре, пожалуй, является «Маус» Арта Шпигельмана. История Холокоста, где евреи изображены мышами, а фашисты кошками. Подобная стилистика позволяет по-новому взглянуть на одну из главных трагедий XX века, осознать всю абсурдность фашизма. За это комикс удостоен Пулитцеровской премии.

Или «Священная болезнь» Давида Бошара. Автобиографическая вещь о семье, в которой один из детей болен эпилепсией. Давид предельно откровенно рассказывает о жизни рядом с любимым, но больным человеком.

Мощное произведение «Фотограф». В нем соединяются три начала: авторское повествование, графика и фотография. Благодаря объективу фотожурналиста Дидье Лефевра и произведению блестящего графического писателя-романиста Эммануэля Гибера мы становимся очевидцами жестокой войны в Афганистане. Лефевр описывает, как сопровождал операцию «Врачи без границ» по оказанию срочной помощи поглощенным войной жителям.

Все равно чтение

– Ажиотаж вокруг комиксов в нашей стране начался не так давно. Совпали несколько факторов. Выросло поколение, которым это интересно, и в последние годы произошел настоящий издательский бум. До него магазин с ассортиментом, как у нас, не мог существовать, просто потому что столько наименований не издавалось. А сегодня индустрия растет, выходит много и переводных вещей, и отечественных.

Можно ли назвать поклонника комиксов человеком читающим? Есть мнение, что комиксы ограничивают воображение, все образы: персонажей, атмосферы – за нас уже придумал художник. Если смотреть с этой точки зрения, то да, это чуть меньше чтение, чем чтение Литературы с большой буквы. Но назвать этих людей «рассматривающими» комикс тоже нельзя.

«Новые странные» – свободная группа авторов, впервые сформулировавшая свою литературную позицию в 90-х годах прошлого века. Основная творческая цель группы – «спасти фэнтези из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина».

Что читаете

Ким АндрейАндрей Ким, директор Томского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «Мегафон»:

– Профессия менеджера заставляет постоянно заниматься самообразованием, поэтому одной из последних прочитанных книг стала «Карьера менеджера» Ли Якокки. Еще прочитал биографию Стива Джобса. Убедился, что это был гениальный менеджер, который смотрел на десятилетия вперед. Продукция его компании меняет не только мир, но и нас самих.

Виктор ЛобановВиктор Лобанов, доцент Томского государственного педагогического университета:

– Мариам Петросян «Дом, в котором…». В художественно-педагогическом произведении армянской писательницы обрисована жизнь коллектива «особенных» подростков в собственном мире детского Дома, наполненном мифами и легендами. С каждой страницей вдумчивый читатель погружается в их вселенную – жестокую, реальную и сказочную одновременно. Глубочайшая проработка фона, уникальность характеров героев, безусловная правдоподобность их взаимоотношений заставляют меня вновь и вновь перечитывать эту книгу.

Топ книг в июле

По данным интернет-магазинов «Амазон», «Озон» и «Лабиринт», самой популярной книгой из классики стала «Убить пересмешника» американской писательницы Харпер Ли. Также в топе держится новая книга из фандоринского цикла Бориса Акунина «Планета Вода». Из нехудожественной литературы нашла своего читателя книга Василия Лыткина «Гвардия советского футбола» с биографиями 11 выдающихся футболистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − четыре =