В декабре Колпашевский народный драматический театр открыл свой 65-й творческий сезон. Впрочем, этот год ознаменован еще одной юбилейной датой – 95-летием Валентина Пикалова, создателя театра, чье имя сейчас носит коллектив. Пожалуй, немногие театральные объединения из глубинки могут похвастать такой биографией – долгой, интересной, насыщенной событиями.  Об этом мы беседуем с главным режиссером Ириной Меркуловой, с 2000 года возглавляющей прославленную труппу.

 

Люди, годы, жизнь

– Ирина Николаевна, лично для вас этот год тоже знаковый. Ровно 35 лет назад вы пришли в театр к Валентину Пикалову. Расскажите, при каких обстоятельствах это произошло.

– После окончания культурно-просветительского училища мне довелось поработать методистом агитационной культбригады. Не помните, что это такое? Коллектив чтецов, певцов и музыкантов объезжает совхозы и леспромхозы, поднимая культурный уровень жителей села и развлекая их различными формами работы. Затем меня пригласили на должность сотрудника методического отдела в городской Дом культуры. И судьба практически за руку привела меня в народный театр.

В 1984 году Валентин Иванович поставил яркий спектакль «Встать, суд идет!». Там было задействовано очень много народа. На прогоны приезжали корифеи томского драматического театра, в частности знаменитый актер Дмитрий Киржеманов, заведующий музыкальной частью Сергей Королёв. Они по собственной инициативе шефствовали над колпашевским театром, были его добрыми друзьями. Что-то подсказывали, помогали в меру сил. Кстати,  Королёв, как и наш Пикалов, был участником войны.

На июньском повторе спектакля оказалось, что требуется замена: кто-то из участников уехал в отпуск, кто-то – на сессию, кто-то – поступать в вуз. И чтобы не подвести коллектив, многие сотрудники ГДК, в том числе и я, буквально «с корабля на бал» вошли в этот спектакль и работали в нем.

Потом Валентин Иванович пригласил меня в спектакль «Дачный роман» по пьесе Владимира Константинова и Бориса Рацера, который мы играли десять лет. Главные роли в этой лирической комедии исполняли Юрий Клочан и Зарема Никитина, прекрасный дуэт. Мы, все остальные, были актерами второго плана. На нашем стенде есть фотографии той постановки. На них видно, что зрительный зал был заполнен до отказа.

Потом последовала постановка «По соседству мы живем» (автор пьесы Степан Лобозёров)… Валентин Иванович ставил спектакли очень часто. И неоднократно повторял их. Ведь чем дольше живет спектакль, тем интереснее становится. Образы всё более насыщаются. Бывает, и состав меняется, что позволяет раскрываться новым актерам.

Последней постановкой Пикалова стал «Камень на дороге» по актуальной на то время пьесе Давида Медведенко. Очень хорошая, добротная работа. Там блистали Виктор Шипунов, Борис Терентьев, Галина Ворошилова, Татьяна Роготнева.

 

Сложный, но удачный выбор

– Когда Валентина Ивановича не стало, руководство предложило мне возглавить театр. А ведь до этого я была не руководителем, а партнером по сцене. Очень трудно было перешагнуть эту линию. Чему еще я могла научить людей, уже наученных Пикаловым?

На тот момент у меня была своя театральная студия, в которой играли ребятишки из разных школ города. Припоминаю характерный случай. Одна девочка на вопрос, на какого из известных актеров она хотела бы быть похожа, ответила: «Хочу быть как Татьяна Каньшина». Понимаете? У них были кумиры в нашем народном театре!

Скажу честно, поначалу было страшновато.

– Как же вам удалось сохранить состав и привлечь новые лица?

– Костяк коллектива сохранился прежде всего потому, что это люди, влюбленные в театр и не представляющие без него своей жизни, преданные ему всей душой. Это были наши знаменитые Татьяны – Каньшина, Роготнева, Салова и Облакова, Анна Абрамова, Борис Теретьев, Василий Михайлов, Игорь Голещихин. 

Мы всегда понимали друг друга. И я никогда никому не навязывала своего мнения. У людей всегда была возможность самим фантазировать. Мне лишь оставалось ненавязчиво подсказывать: «А может быть, попробуем вот так?»

Со временем пришли знания, опыт, уверенность в собственных силах. К тому же мне в свое время довелось поучиться у таких мастеров режиссуры, как Виталий Коняев, Анатолий Глухов, Олег Афанасьев и Феликс Григорьян. Любителям театрального искусства эти имена о многом скажут.

Первый спектакль, который у нас сложился, – это «Конкурс» Александра Галина. Он про людей, которые не вписываются в современные реалии жизни. В этой работе у меня дебютировал Дмитрий Горлач. Дмитрий Яковлевич признавался, что с детства мечтал стать артистом. И только в очень зрелом возрасте его мечта реализовалась. Он очень много сделал для нашего театра. Помогал с транспортом, когда мы начали гастролировать.

Постановку пьесы Афанасия Салынского «Барабанщица» в 2005 году мы свозили на всероссийский конкурс в Омск. В этом спектакле у нас появилась молодежь – Сергей Андриенко, Сергей Кузьмин, Павел Золотых, Алла Майкова, Иван Ивченко, Карина Пастухова, Мария Леухина, Алексей Капитанов. И, конечно же, исполнительница главной роли Мария Монголина – яркая, талантливая, музыкальная. Затем они плавно переходили из спектакля в спектакль. Так появились наши новые работы «Чужой ребенок», «Самая-самая», «От красной крысы до зеленой звезды».

– В вашем репертуаре наряду с современными пьесами стала появляться классика. Видимо, не случайно?

– Поначалу я довольно скептически относилась к классике, мне больше нравилась современная драматургия. Опять же, как посмотреть: и «Чужой ребенок», написанный в 1933 году, и «Барабанщица» – это тоже классика, только советская.

В 2009 году мы искали хорошую пьесу, чтобы можно было показать весь коллектив. И Антонина Ивановна Пикалова предложила «На дне» М. Горького. Выбор оказался очень удачным. Этот спектакль жил на сцене довольно долго.

На этой работе коллектив пополнили Петр Бражников, Сергей Ермаков и Сергей Фетюхин. И потом они с нами уже кочевали из спектакля в спектакль.

Еще одним спектаклем-долгожителем стала гоголевская «Женитьба», где состоялся успешный дебют Анны Шляпиной и Аркадия Неусыпова.

Считаю большим нашим успехом «Последний срок» по Валентину Распутину. Этому предшествовал большой объем работы. Не забывайте, что мы инсценировали не пьесу, а адаптированный текст повести. А это не одно и то же.

Там впервые был использован довольно интересный режиссерский ход: ретроспективные эпизоды из жизни главной героини были сняты заранее на видео и во время спектакля транслировались на экран (в качестве экрана был фрагмент декорации – простыня, развешенная на веревке в крестьянском доме). Этот прием был очень логичен и себя оправдал.

Согласитесь, не хочется играть одно и то же. Например, взять деревенскую комедию и все время использовать только ее ресурс. Хочется попробовать разных авторов, разное время, разные страны. Поэтому далее последовал «Эзоп» по пьесе Гильерме Фегейредо. Первый случай нашего обращения к зарубежной драматургии. Главные роли там играли люди опытные. Впервые на сцену в роли служанки Мели вышла Лиля Богданова. В свое время она ходила в мою детскую театральную студию. А в роли бессловесного Эфиопа свои силы попробовал наш звукооператор Юрий Мокряков.

 

«Откуда у хлопца испанская грусть…»

– И вот очередная премьера. И снова «из заграничной жизни». Как так вышло?

– Вот уже на протяжении нескольких лет мы мечтаем поставить пьесу «Дурочка» Лопе де Вега. Но пока не получается, как говорится, пазл не складывается. Хотя актерский состав поз­воляет это сделать, закуплены декорации и часть костюмов. Но, надеюсь, когда-нибудь мечта непременно сбудется и наш зритель увидит и Лопе де Вегу.

А начало 65-го сезона мы отметили премьерой – спектаклем по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Дикарь». У автора произведение заявлено как комедия, мы же поставили историю любви. Каждый актер вложил в постановку свою душу, свое мироощущение – о чем бы он хотел поговорить со зрителем. Можете себе представить, что накануне первого показа в кассе уже не было ни одного билета. Значит, колпашевцы ждали нашу премьеру.

– Получилось ли у местных актеров перевоплотиться в испанцев?

– Актеры стараются быть достоверными, играют характеры. Однако я считаю, что, например, в испанском танце обязательно должны угадываться та неповторимая грация и пластика, свойственные жителям этой страны. А в спектакле прежде всего нужно рассказать человеческую историю. Конечно, мы старались использовать элементы костюмов, помогающие актерам перенестись в эту атмосферу. Создает особый колорит и музыка. Ее нам подобрала В.И. Синенко, которая уже на протяжение многих-многих лет сотрудничает с театром.

Эта история про то, как молодая учительница приезжает в отдаленную местность по приглашению одной семьи, чтобы обучать ребенка грамоте. И вдруг выясняется, что «ребенку» двадцать четыре года…

Главную роль, «дикаря» Пабло, исполнил дебютант Данил Болдырев. На мой взгляд, он справился с поставленной перед ним задачей. В паре с ним играет Мария Леухина. У нее сценический опыт есть, она участвовала в постановках прошлых лет – и в главных, и во второстепенных ролях. 

Свои первые роли в составе народного драматического театра сыграли Юрий Уразов и Алексей Подлевский. Из старожилов в спектакле заняты Игорь Голещихин, Татьяна Роготнева и Анна Абрамова.

В очередной раз свой талант продемонстрировала художник-постановщик Марина Доронина. Вот уже ровно десять лет Марина Юрьевна работает с нами, и мы не перестаем удивляться и восхищаться ее талантом, фантазией и эрудицией. Например, благодаря ей мы узнали, что в XVII–XIX веках подсвечники были мужскими и женскими… Очень жаль, что из-за большой загрузки работой в ГДК у нее для театра остается очень мало времени. От этого театр только проигрывает.

Ведет спектакль, помогая актерам, Надежда Шипунова. Она с мужем пришла в народный театр, участвовала в нескольких спектаклях, а сейчас является нашим незаменимым помощником за кулисами.

Перед премьерой репетиции идут ежедневно. Люди отдаются работе полностью, не считаясь ни с личным временем, ни с собственными проблемами. Все чувствуют ответственность за ту работу, за которую взялись.

 

Театр – жизнь

– Следующую премьеру вы хотите приурочить к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне?

– Да, эту важнейшую тему невозможно обойти. Мы выбрали драму «Баня по-черному, или Сказание об Анне» Зота Тоболкина. Там показывается довоенный быт сибирских жителей, в который внезапно вторгается война. Главная героиня, Анна, отправила на войну всех своих мужчин – мужа и троих сыновей. В центральной роли я вижу Татьяну Роготневу, этот образ прописан, как говорится, на нее. Пьеса сложная и по содержанию, и с точки зрения постановки. Думаю, что к апрелю мы постараемся осилить эту работу.

– Такой размах – от комедии до драмы, безусловно, позволит продемонстрировать широкий диапазон всего коллектива и каждого актера в отдельности. А чем собираетесь завершить юбилейный сезон?

– Хотелось бы юбилейным вечером. Планируем провести его осенью 2020 года. Там покажем фрагменты спектаклей последних лет, поделимся планами на будущее. Но позвольте мне не раскрывать всю интригу.

– Тогда раскройте секрет, как удается на протяжении такого длительного времени сохранять любовь и уважение зрителей?

– Всё благодаря людям, которые горят изнутри, у которых есть потребность выходить на сцену. У нас очень дружный и сплоченный коллектив. И я говорю им спасибо за то, что они находят время и возможность, чтобы приходить сюда, бесконечно репетировать, привносить свою лепту в общее дело.

Конечно, невозможно все время работать ровно, на одном уровне, поскольку человек не робот и не мумия. Бывают всплески, случаются спады. Иногда эмоции фонтанируют, иногда чувства более сдержанны. Но мы все любим друг друга. И очень любим нашего зрителя. Причем нас знают не только в родном городе. Очень тепло принимают колпашевские постановки в Белом Яру, Подгорном, Каргаске.

И, наверное, важен тот человек, который организовывает их на творчество. Такой личностью был Валентин Пикалов. Дай бог, чтобы такой человек появился тогда, когда и мне суждено будет уйти из театра.

– Попробуйте одной фразой объяснить, что такое театр.

– Как в известной песне, театр – это жизнь. Родство душ и одна семья.

 

 

В 1955 году переведенный в Колпашево из села Парбиг художественный руководитель Валентин Пикалов создает здесь драматический кружок, которому вскоре суждено было стать театром.

В 1959-м Министерство культуры РСФСР присваивает коллективу – одному из первых в области – звание «народный».

В 1963 году за спектакль «Левониха на орбите» театр Валентина Пикалова получил диплом Выставки достижений народного хозяйства СССР.

В 1984 году актрисой театра становится методист ГДК Ирина Меркулова.

В 1989 году в коллектив пришла Галина Ворошилова, на долгие годы ставшая ведущей актрисой театра.

В 2000 году Колпашевский народный драматический театр возглавила Ирина Меркулова.

 

Александр Луговской

Фото: из архива театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 8 =