Броня крепка, и танки наши быстры

В преддверии 9 Мая томичи познакомились с оружием Победы

Для нас 9 Мая – самый главный праздник. Его отмечает каждая российская семья. В каждом доме помнят о вкладе предков в Великую Победу, то, какой ценой она досталась. Безусловно, память о тех событиях важно передавать молодому поколению. Поэтому выставку военной техники с говорящим названием «Оружие Победы», открытую в преддверии великого дня одной из томских компаний, можно считать вкладом в патриотическое воспитание юных горожан.

А он ездит?

Для Томска это событие. Да, некоторые отдельные экземпляры танков, САУ, военных автомобилей выставлялись в Лагерном саду на 9 Мая и раньше. Но так комплекс-но, масштабно, пожалуй, впервые. Мало того, для школьников и всех желающих приобщиться к военной истории организовали экскурсии, во время которых опытные экскурсоводы рассказали о каждом выставленном образце техники. Его роли в боевых действиях. На одной из таких экскурсий побывали и мы.

– Скажите, а этот танк можно завести и он поедет? – с такого немного наивного вопроса одной из семиклассниц экскурсоводу началось наше общение.

Оно и понятно, 47-тонная стальная глыба – танк КВ-1 невольно притягивает взгляд, с непривычки внушая даже некоторый страх.

– Да, этот тяжелый танк отреставрирован до полного ходового состояния. Вчера на этой площадке мы его здесь парковали, поэтому даже немного поездили, – отвечает экскурсовод Геннадий. – Вся техника, которую вы здесь видите, находится в рабочем состоянии. За исключением орудий. Они по понятным причинам деактивированы и не стреляют.

1,5 года
длилась реставрация
тяжелого танка КВ-1.

Впрочем, специалист предлагает начать не с «Клима Ворошилова», а с более скромных автомобильных экземпляров, также внесших значительный вклад в победу. Первое авто, о котором он рассказал, стал незаменимый армейский труженик «захар» – пятитонный грузовик ЗиС-5. Рабочая лошадка войны, как и выставленная чуть поодаль «полуторка» – ГАЗ ММ вместе со «штабным» джипом ГАЗ-67. На эти неприхотливые, донельзя простые автомобили легла основная тяжесть военных будней Красной армии. По крайней мере до того момента, как в войска не стала поступать ленд-лизовская техника. Реставраторам подобные отечественные машины хорошо знакомы.

Кстати, о ленд-лизе. На выставке присутствует легендарная «Катюша» – реактивная установка залпового огня БМ-13, установленная на шасси того самого «захара». Геннадий подробно поведал детям о грозной машине и о том, какой неоценимый вклад она внесла в Победу. Общеизвестно, немцы несколько раз пытались скопировать нашу реактивную установку, на первый взгляд очень простую. Ведь, казалось бы, кроме направляющих рельсов и снарядов там ничего нет. Но так и не смогли этого сделать. Не поддался им секрет специального взрывчатого состава, которым были начинены снаряды. Такая увлекательная история. Но есть один нюанс. На самом деле на «захары» «Катюши» монтировали редко, слишком слабая оказалась у них ходовая. Основная часть реактивных установок позже была смонтирована на знаменитых мощных американских «Студебекерах», поставляемых нам по ленд-лизу. Но таких автомобилей на выставке нет.

Дети компьютерного времени

И вот мы перемещаемся к основе экспозиции – отечественной бронетехнике. Открывает ее легкий танк Т-26, заметно проявивший себя в ходе финской войны. Чтобы протестировать аудиторию, Геннадий спрашивает у школьников, в какие годы она проходила. Тишина. Лишь один семиклассник называет год окончания печально известной зимней кампании, длившейся 104 дня. 1940-й. Вот так сегодня у нас учат историю! Есть повод задуматься. Кстати, и далее в ходе экскурсии выяснилось, что названия тяжелых танков КВ или ИС ничего современным школьникам не говорят. Да какие уж танки времен Великой Отечественной, если они уже даже не знают, что такое диктофон! Один из семиклассников на полном серьезе спросил, что у меня за «телевизорный пульт» в руках. Вот так сотовый телефон для современного поколения вытеснил все!

А экскурсоводу Геннадию тем временем пришлось отвечать на другие вопросы. Например, будут ли выставленные образцы участвовать в каких-то художественных фильмах про войну. И стреляют ли у них орудия. Ответ простой. Пока предложений от кинематографистов еще не было. Но, если они последуют, почему бы и нет. Ну а про деактивированные орудия уже говорилось. Впрочем, один из школьников глубокомысленно предположил, что дырявые стволы для фильмов не помеха.

– Нарисовать выстрелы с помощью компьютерной графики сегодня достаточно просто, – отметил парень.

Дитя времени. Точнее – безвременья. Мне, как бывшему историку, невольно подумалось: лучше бы нынешние школьники так учили историю, как учат компьютерную азбуку.

От Т-26 переходим к главному советскому танку войны – знаменитой тридцатьчетверке. Причем ранней модификации – еще с 76-миллиметровым орудием и маленькой башней. Эта машина, так же как и Т-26, была разработана на Харьковском танковом заводе известным конструктором Кошкиным. Именно на Т-34 воевала наша известная землячка Мария Октябрьская. После тридцатьчетверки Геннадий рассказал о самоходной установке СУ-100, также сыгравшей большую роль в борьбе с тяжелыми немецкими танками.

Ну и наконец вот она, звезда экспозиции, не выставлявшаяся ранее. Махина КВ-1, выделяющаяся своими внушительными размерами на фоне тридцатьчетверки и сушки. Танк, приводящий в начале войны противника в ужас. Ведь ничего подобного у фашистов тогда еще не было. Это позволяло талантливым танкистам РККА, используя мощную броню КВ, добиваться на отдельных участках фронта серьезных успехов.

Грозная сила

Геннадий рассказал ребятам о подвиге известного танкиста Зиновия Колобанова, 20 августа 1941 года уничтожившего целую колонну немецкой техники, идущей на Ленинград. Благодаря воле, опыту и неимоверным усилиям героя, на поле боя тогда остались недвижимыми 22 танка противника! Этот бой даже был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Вот только звание Героя Советского Союза отважный танкист, переживший войну, за тот бой, к сожалению, так и не получил.

История представленного на выставке конкретного танка такова: в феврале 1942 года он получил повреждения во время Любанской операции, после чего был доставлен на Ленинградский Кировский завод. Здесь его опять ввели в строй. Но в марте 1943 года танк погиб в ходе снятия блокады в районе Красного села. Реставрация бронированной машины длилась целых полтора года. Во время нее использовались детали и от других КВ, погибших в разное время и в разных местах Ленинградской области. Кстати, это довольно характерная история для реставрируемой техники. Найти целый комплектный образец времен войны сегодня уже практически нереально. Как правило, техника во время реставрации собирается из нескольких доноров.

Стоит отметить, что на выставке наравне с техникой Великой Отечественной войны представлена и послевоенная, а также относительно современная техника Советской и Российской армии. Есть здесь и всевозможные БТР, танки Т-55, Т-62, пушки, гаубицы и зенитные установки, перечислять которые нет смысла. Тем более что, например, некоторые из артиллерийских орудий томичам хорошо знакомы. В недавние времена власти уже пробовали устанавливать их на входе в Лагерный сад. Так сказать, на радость детишкам. Но быстро оттуда убрали, поняв, что это не игрушки и обращаться так с нашей историей не стоит. Впрочем, исторической и технической харизмы, которой обладают, например КВ или Т-34, у них, конечно, нет. Пушки – не танки. Поэтому такой популярностью они на выставке у мальчишек и девчонок не пользовались.

В конце экскурсии ребятам подарили памятные значки с выставочной символикой. Приятный сюрприз. Будем надеяться, этот «культпоход» что-то оставит в детской памяти. Заинтересует нашей историей. Заставит обратиться к памяти героев.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =