Какой видится школа будущего? Какие формы обучения будут наиболее эффективны, а главное – изменятся ли функции и образ учителя через 20 лет, если к 2040 году, по мнению футурологов, появление новых знаний примет вид вертикальной прямой, уходящей в бесконечность? На эти и множество других вопросов должны были ответить участники полуфинала профессионального конкурса «Учитель будущего», в котором приняли участие учителя из восьми регионов Сибирского федерального округа.

 

 

В команде физики и лирики

Томск в конце прошлой недели гостеприимно принял первый, но уже заявивший о себе как масштабный турнир среди учителей России. От всех аналогичных конкурсов профессионального мастерства «Учитель будущего» отличается тем, что это не индивидуальное, а командное состязание. Непривычно, необычно, но, по замыслу авторов проекта, такая соревновательная форма порождена технологической идеей… из будущего. Ее суть в том, что развитие системы образования в обозримом будущем будет более эффективным, если школа будет учить детей в междисциплинарном диалоге. Если сказать проще, то в школе будущего не должно быть узких предметов, вместо них – полидисциплины как крупные фрагменты картины мира. В принципе, идея не новая, попытки такие были, но в этой парадигме одним из главных условий выступает то, что учителя должны владеть не только знаниями своего предмета, но и вне его рамок, а значит, уметь работать в команде. Главная цель, как и других конкурсов, – поддержать умных, ищущих и энергичных профессионалов.

На полуфинал (на этапе отбора проводилось диагностическое тестирование) в Сибирские Афины (что весьма символично) съехалось 55 команд учителей из восьми регионов Сибири, всего 171 участник. Больше всего участников от Кемеровской области: Кузбасс представил 20 команд. По 11 команд из Иркутской и Новосибирской областей, по четыре команды из Алтайского и Красноярского краев. По две команды от Омской области и от хозяев – томичей, одна команда из Респуб­лики Хакасии. Не забыли и про перспективную молодежь: именно в Сибири в полуфинале примут участие две сборные студенческие команды, представляющие педагогические вузы из Томска, Красноярска, Новосибирска, Омска и Барнаула.

 

В вечном поиске истины

И вот открытие конкурса в Томске. Корпус ТГПУ как-то даже преобразился – академичная атмосфера уступила место витавшей в воздухе полемичности, задору, энергии конкурсантов разных возрастов – от 20 до 64 (учительница из Иркутска) лет. Многим известен шуточный профессиональный маркер: там, где собирается больше одного педагога, тут же вспыхивает дискуссия о школе. Вот и здесь благоприятная среда: в холлах и коридорах то тут, то там возникают стихийные коммуникации. Ага, вот учителя Кузбасса спорят с омичами по поводу вечного вопроса: учитель должен любить детей или быть профессионалом-предметником, а уж потом любить ребенка? Здесь же вездесущие СМИ со всей Сибири испрашивают педагогов разных регионов, каким должен быть учитель будущего.

 

В Сибирском  федеральном округе на конкурс поступило около 5 тыс. учительских заявок.

 

Послушаем немного: …Нужно быть специалистами не только в своем предмете, но и иметь достаточно высокий уровень знаний в других областях. …Школа будущего – это про нас, и нам есть что сказать коллегам. …Учитель не должен быть бесстрастным роботом или компьютером, он должен быть другом и помощником ребенку. …Учитель должен быть одухотворенным, одаренным человеком.

На церемонии открытия конкурса заместитель губернатора Томской области Людмила Огородова, подчеркнув свою близость к аудитории, будучи педагогом высшей школы, профессором, имеющим многочисленных учеников, отметила, что сегодня вопросам образования уделяется большое внимание на всех уровнях власти, а национальный проект «Образование» – один из самых больших и емких проектов. Он открывает широкие возможности для развития детей и педагогов. Конкурс, который организован платформой АНО «Россия – страна возможностей», также дает хороший шанс его участникам расти, развиваться, делиться опытом и постигать новое.

 

Игра стоит свеч

А затем три дня с утра до вечера в ТГПУ, причем, как отмечали гости Томска, в очень достойных условиях соревновательной борьбы, бушевали нешуточные страсти. На кону для победителей от Сибири – путевка в российский финал. Победа на финише дает право на заграничную стажировку и участие в специальных образовательных событиях в мастерской управления «Сенеж». Кроме того, команды-победители также получат в наставники известных популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений России.

Потому программа конкурса была насыщена испытаниями под завязку. Показать свою эрудированность и продвинутость в вопросах образования можно было в дебатах, в ходе которых команды фиксировали свою позицию по ряду дискуссионных вопросов. Новинка игры – методический конструктор предполагал, что команды разработают технологии или мероприятие, которых еще ни у кого никогда не было, при этом взаимодействуя с коллегами, с которыми только познакомились. Кейс-игра (разбор кейсов с проблемными ситуациями, не имеющих условий) и перевод проблем в область задач предполагали разработку оптимальных решений.

 

Первый масштабный федеральный конкурс учительских команд «Учитель будущего» президентская платформа «Россия – страна возможностей» запустила 19 ноября 2019 года при поддержке Министерства просвещения России.

Он направлен на выявление лучших современных педагогических практик, инновационных подходов в образовании, а также на самореализацию педагогических кадров. О статусе конкурса говорит то, что распоряжение о создании и утверждении состава организационного комитета профессионального конкурса «Учитель будущего» 19 февраля 2020 года подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Председателем оргкомитета назначена заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.

 

Что касается оценивания, то все суперпозиции и предлагаемые решения команд фиксировали маститые эксперты. Один из них – директор школы «Летово» (Москва) Михаил Мокренский – во второй день выступил перед участниками полуфинала с лекцией «Сильная школа» и эмоционально заявил:

– Я абсолютно уверен, что все, кого я видел говорящими, слушающими, выражающими эмоции и мысли, не просто уйдут с этого конкурса, забрав все, что можно было забрать, и зарядившись тем, чем можно было зарядиться. Главное случится, если вы не перестанете быть участниками. Я снял бейджик эксперта и перестал быть экспертом конкурса, но я остался участником того, что случилось. Не потеряйте ту связь, которая у вас установилась, и достройте ту перспективу, которую нам всем подарил этот замечательный конкурс.

– По итогам сибирского полуфинала были определены 13 лучших команд, которые теперь продолжат борьбу за победу в финале конкурса «Учитель будущего». Ими стали команды из Бийска, Минусинска, Ачинска, Белова, две команды из Кемерова. А также команда из Закладного (Алтайский край), три команды из Новосибирска, команда из Иркутска, команда из Малиновки (Кемеровская область) и учителя из Междуреченска.

Томичи в призеры не попали, но ведь для хозяев более важно гостеприимство.

– Не беда, – отметил ректор ТГПУ Андрей Макаренко: – Самое главное, что мы приняли участие. Самое главное, что томские команды увезут отсюда дух совместной работы, понимание новых подходов и технологий. В следующий раз, я уверен, будет совсем другая ситуация.

Со слов представителя томской команды учителя гимназии № 6 Ирины Михайловой, это было потрясающее мероприятие, которое позволило понять, куда и как профессионально расти. Получен бесценный опыт общения с коллегами, присвоенные знания обязательно пригодятся, ведь будущее начинается с завтрашних уроков.

Так что не будем посыпать голову пеплом из-за соревновательной неудачи, лиха беда начало, тем более что есть задел – специальный приз получили учителя МБОУ «Северский лицей» Елена Елисеева, Любовь Чеботкова и магистрант ТГПУ Ольга Чубыкина. 

К слову сказать, в сухом остатке остался некий полемический искус, ибо просты и доступны пониманию выделенные конкурсантами базовые черты учителя будущего – индивидуальность, инновационность и качество. Но сложно пока согласиться с тем, что технологии в обучении становятся более важными, чем носитель культурных знаний – учитель, главная задача которого лишь поддерживать психологический контакт с учеником, помогая ему найти информацию. А ведь сколько поколений блестяще образованных людей взращено на аргументе Magister dixit («Учитель сказал»), и для поиска истины это был весомый довод. Так и происходил круговорот знаний о природе и Творце, ибо, как сказал Мартин Лютер, на том стою и не могу иначе. Останется ли учитель в центре интересов будущего – вот вопрос.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

43 − 37 =