Будущие геологи из ТПУ постигают азы профессии в Хакасии

Хакасия01
На полевые выходы студенты отправляются в теплых куртках и сапогах, потому что надо быть готовым ко всему. Не только к многокилометровым путешествиям по горам, но и к внезапному изменению погодных условий: в дожди часть местности может превратиться в болота. Еще один обязательный атрибут – молоток

В 20 км от знаменитого лечебного озера Шира располагается центр учебных геологических практик имени Георгия Иванкина. Именно там студенты практически всех специальностей Института природных ресурсов Томского политехнического университета после второго курса проходят первую в своей жизни полевую практику. Компания «Томск­нефть» совместно с ТПУ устроили для журналистов пресс-тур в Хакасию, чтобы показать, как и в каких условиях проходит важнейший этап становления будущих нефтяников, газовиков, геоэкологов и геологоразведчиков.

Во глубине сибирских руд

Центр учебных геологических практик (ЦУГП) ТПУ появился ровно 55 лет назад – в августе 1959 года. Основал полигон известный сибирский ученый, геолог, преподаватель ТПУ (ТПИ) Георгий Иванкин. Георгий Алексеевич всю жизнь проработал на кафедре общей геологии политехнического института, открыл несколько месторождений, выпустил фундаментальную монографию и множество других научных публикаций, но главным делом его жизни считается именно учебная база в Хакасии. Иванкин первым оценил геологическую уникальность будущего полигона, выбрал место для базы, лично возглавил строительство и при этом был не только организатором, но и прорабом и даже плотником. В целом же база строилась силами студентов ТПУ.

ЦУГП ТПУ в Хакасии – природная лаборатория под открытым небом, позволяющая студентам наблюдать геологические процессы в различных ландшафтных зонах и отрабатывать практические навыки геологического картирования на площадях различной сложности геологического строения и обнаженности. Полигон расположен на сочленении салаирских складчатых структур Кузнецкого Алатау и герцинского Минусинского межгорного прогиба. Это сочетание привело к разнообразию и в то же время доступности геологических объектов, в том числе месторождений золота, меди, молибдена и других металлов. Древнейшие породы, которым более 300 млн лет, в некоторых местах даже выступают над поверхностью земли. Природа будто специально позаботилась, чтобы на ограниченной площади собрались различные структуры, породы магматических, стратиграфических, рудных и природно-ландшафтных комплексов. Не удивительно, что все студенты говорят примерно одни и те же слова: если до практики многие сомневались в выборе профессии, то из Хакасии уезжали с уверенностью, что выбор был сделан правильно.

Другая жизнь студентов

Полигон охватывает достаточно большую площадь – 100 на 50 км. Вполне достаточные просторы для того, чтобы преподаватели могли разрабатывать интересные и разнообразные маршруты для студентов. Конечно, они повторяются. Но в течение всех 55 лет открывается что-то новое. База, где живут студенты, расположена на берегу озера Пионерского. Она состоит из пары десятков домиков и нескольких железнодорожных вагончиков. Есть на базе и геологический музей, библиотека, медпункт, баня, столовая, хозяйственные корпуса. Раньше студенты жили в армейских палатках – натягивали тенты на имеющиеся основания. Но потом появились купейные вагончики.

Практика проходит, как правило, в июле. Студенты всех специальностей ИПР ТПУ (кроме буровиков и тех, кто обучается на кафедре транспорта и хранения) приезжают все вместе на четыре недели. Геологи, геофизики, геоэкологи, гидрологи, химики… Для них на Хакасской земле начинается другая жизнь. Четкий распорядок дня, постоянные походы, картографическая работа, дежурство по кухне и практически полное отсутствие связи с внешним миром: сотовые телефоны на базе ловят очень плохо, а Интернет только номинально обеспечивает спутниковая тарелка. Впрочем, к этому все привыкают буквально за несколько дней. Да и сейчас бытовые условия на базе все равно намного лучше, чем были 10–20 лет назад. Скажем, когда-то студенты добирались до мест исследований пешком. Затем – в открытых кабинах грузовиков, что, конечно же, тоже не очень удобно: от дождя или от пыли никак не защитишься. С прошлого года студенты выезжают на маршруты на двух новеньких пазиках повышенной проходимости. Их часто называют северными вездеходами за способность двигаться по любым дорогам, даже по размытым грунтовкам. Автобусы – подарок полигону от ОАО «Томскнефть» ВНК. Кстати, 42 года назад учебную практику на базе в Хакасии проходил ректор ТПУ Петр Чубик.

– И в то время, и спустя годы нас доставляли на маршруты грузовым транспортом, обратно мы возвращались пешком, – вспоминал ректор ТПУ год назад во время церемонии передачи вузу автобусов. – У современных студентов благодаря «Томскнефти» условия стали более комфортными. Но мы, избавляя их от некоторых полевых трудностей, рассчитываем, что они будут еще усерднее трудиться.

Нефть под ногами

Очередной день практики. Восемь часов утра. Студенты завтракают, садятся в автобусы с логотипами «Томскнефти» и ТПУ и отправляются в поля. Вернее, в горы. Там преподаватели ставят перед ними задачу.

– Здесь в 2002 году было обнаружено нефтепроявление, – говорит доцент кафедры общей геологии и землеустройства ИПР ТПУ Марина Шаминова. – Нам нужно пройти побригадно перпендикулярно простиранию пород и провести геологосъемочные работы. А затем составить маршрутно-экологическую карту. Под ногами вы можете видеть твердые битумы. Это уникальное явление, которое встречается очень редко. Как нефтяники вы должны знать, что в последние годы огромное количество месторождений открывается не только в осадочных породах.

Студенты откалывают куски пород и минералы, что-то рассматривают, что-то забирают с собой. А на все их вопросы готов ответить заслуженный геолог РФ Борис Васильев – доцент кафедры общей геологии и землеустройства ТПУ. Он то и дело совершает интереснейшие экскурсы в историю.

– В 1988 году в поселке Шира закрыли водокачку, потому что оттуда пошла нефть, – рассказывает Борис Дмитриевич. – Стали искать: кто что куда сливает? Обнаружилось, что есть несколько участков, где люди из скважин вместо воды получали какую-то жидкость, которой мыли двигатели, разжигали печи. Тоже думали, что это носит техногенный характер. И только потом, когда провели все исследования, было доказано, что это природная нефть. Она поднимается из глубинного разлома между Кузнецким Алатау и Минусинской котловиной.

Памятники эпохи

Примерно к часу-двум дня студенты возвращаются на базу. Обед каждый день в 15.00, то есть через семь часов после завтрака. Для многих, кстати, именно такой большой промежуток является едва ли не самым серьезным хакасским испытанием. Впрочем, никто не теряется: в любой урне можно встретить упаковки от лапши быстрого приготовления и кофе.

После обеда – камеральная работа. Это анализ и фиксация всего увиденного за первую половину дня. Для этого выделены два отдельных корпуса.

– По результатам практики студенты пишут отчет и строят карту местности, – рассказывает начальник научного отдела ИПР ТПУ кандидат геолого-минералогических наук Виталий Ростовцев. – То есть сначала они ходят по маршрутам, все описывают, измеряют элементы залегания, отбирают образцы пород, а потом строят разрезы, соединяют их между собой и создают геологическую карту. Полный цикл геологосъемочных работ. Это основной хлеб геолога. Здесь больше рудных месторождений, но технически процесс картирования нефтяной разведки мало чем отличается.

Студенты используют корпуса, называемые камералками, в свободном режиме. В них можно работать хоть всю вторую половину дня. Но не только работать. Камералка – это своего рода образец эпохи. Послания потомкам на стенах, забавные элементы вроде «календаря выживания в Хакасии» с зачеркиванием прошедших дней практики и множество сувениров, причем не только образцов пород и минералов. К примеру, в камералке геоэкологов каким-то образом родилась традиция оставлять на память о себе… штаны! Поэтому старые исписанные джинсы приклеены или прибиты гвоздями не только к стенам, но даже к потолку. Почему именно штаны, никто объяснить не может, но традиция кажется всем забавной.

– Бывает, гвозди не выдерживают, и джинсы падают, – улыбается северчанин Егор Воронов, студент кафедры геоэкологии и геохимии. – Поэтому в углу целая куча лежит – накопились за многие годы. А еще каждая группа оставляет послания товарищам…

И Егор, находка для журналиста, зачитывает: «Привет геоэкологам-2014 от геоэкологов-2013. Мы расскажем вам, как правильно жить на полигоне и что вас здесь ждет. Когда увидите свое жилье – купе вагончика – вы офигеете. Но все не так плохо, если вы будете жить с парнями, которые не храпят…» И далее все в таком духе.

Забота о будущем

Для отдыха на базе тоже есть все условия: спортклуб, а также волейбольная и футбольная площадки. К тому же компания студентов всегда найдет чем заняться даже в чистом поле. Но свободное время остается далеко не у всех – слишком напряженная работа, и свет в камералках часто горит допоздна.

Именно в Хакасии молодые необстрелянные студенты проходят ключевой этап на пути становления высококвалифицированного специалиста. И начинают серьезно задумываться о своем будущем.

– Конечно, большинству хотелось бы работать в крупной компании наподобие «Томскнефти»,  – говорят Галина Хортова и Наталья Андреева. – Каждый уже начинает приглядывать себе место для производственной практики, которая предстоит после третьего курса.

«Томскнефть» еще несколько лет назад вернулась к практике целевого обучения. Поэтому многие студенты ИПР ТПУ, в основном из Стрежевого, уже знают, где им предстоит работать после получения диплома.

– Такой большой и постоянно развивающейся компании, как наша, очень важно иметь постоянную кадровую подпитку, – говорит сотрудник отдела по внешним связям и работе с регионами ОАО «Томскнефть» ВНК Андрей Смирнов. – Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты, обучающиеся в ТПУ, готовились как можно более качественно. Между компанией и вузом заключен договор о стратегическом партнерстве. «Томскнефть» не только выделила 2,5 млн рублей на покупку автобусов, но и принимает участие в других проектах университета.

– Изначально все делалось на энтузиазме, ЦУГП создавался и развивался в первую очередь благодаря преподавателям и студентам, – говорит Виталий Ростовцев. – Но в последние годы, особенно в условиях рыночной экономики, без помощи не обойтись. Поэтому мы, конечно, рады, что нам помогают. Уже полвека почти все выпускники Института природных ресурсов ТПУ вспоминают Хакасию добрым словом. И не только потому, что там красивая природа. А потому, что именно там проходила их первая практика, от которой у всех остается огромное количество впечатлений.

 

Каждое утро для практикантов начинается с доставки к месту исследования. Когда-то это делалось с помощью грузовиков, с прошлого года благодаря «Томскнефти» для этих целей используются автобусы
Каждое утро для практикантов начинается с доставки к месту исследования. Когда-то это делалось с помощью грузовиков, с прошлого года благодаря «Томскнефти» для этих целей используются автобусы
Туимский провал, одна из главных туристических достопримечательностей Хакасии, расположен в нескольких километрах от центра учебных геологических практик ТПУ. Когда-то здесь добывали цветные металлы, но потом шахту закрыли. И получилась пусть и рукотворная, но уникальная картина: дыра в скалах глубиной 300 метров – 100 над водой и 200 под ней
Туимский провал, одна из главных туристических достопримечательностей Хакасии, расположен в нескольких километрах от центра учебных геологических практик ТПУ. Когда-то здесь добывали цветные металлы, но потом шахту закрыли. И получилась пусть и рукотворная, но уникальная картина: дыра в скалах глубиной 300 метров – 100 над водой и 200 под ней

 

Хакасия06

Хакасия05

Хакасия04

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 16 =