Фото: Артем Изофатов

Александр Феденев: «Больше 20 лет я не живу в Бакчарском районе. Но все эти годы я внимательно и пристально слежу за всем, о чем пишет газета «Бакчарская жизнь». Так что районная газета – наше всё»
Александр Феденев: «Больше 20 лет я не живу в Бакчарском районе. Но все эти годы я внимательно и пристально слежу за всем, о чем пишет газета «Бакчарская жизнь». Так что районная газета – наше всё»

Год кино требует отчаянных мер. Церемония награждения победителей XIII областного конкурса журналистского мастерства «Акулы пера» в этот раз целиком состояла из ремейков известных фильмов – «Семнадцать мгновений весны», «Брат-2», «Приключения Шурика», «Легенда № 17». Описывать их бесполезно, поэтому приходится прибегнуть к экспериментальному формату – репортажу-киносценарию.

Сцена первая: наш ответ «Выжившему»

Камера медленно проплывает по Томску, на улицах царят мороз и пробки. «Выживший» нервно курит в сторонке. Объектив вылавливает одного за другим нарядных журналистов: кто на такси, кто и на маршрутках добирается до МКЦ ТПУ, где пройдет церемония награждения.

Следующий кадр – аэропорт Стрежевого. Представители телекомпании СВТ смотрят на термометр, осознавая всю безысходность своего положения. Минус 52… Они сегодня никуда не летят.

А в зале, где пройдет церемония награждения, орудуют официанты. Сервировка столов подчеркивается слаженностью движений. Тарелки, бокалы, приборы… Последними расставляются таблички с именами гостей. Все готово.

_j0a2212

Сцена вторая: в стиле немого кино

Место действия: холл. В ускоренной перемотке зал заполняется гостями. Первым из гостей мероприятия открывает входную дверь руководитель ГТРК «Томск» Александр Деркунский. Сразу видно: человек вступил в Союз журналистов в этом году – ответственно подходит к мероприятиям общественной организации. Но он недолго оставался в одиночестве. Корреспонденты, репортеры, фотографы и операторы, пресс-секретари, представители власти и компаний заполняют холл.

Пользуясь возможностью, все наконец-то общаются не в атмосфере дедлайнов, когда нет возможности спокойно перевести дух. Смех, шутки, селфи на фоне наряженной елки – журналистское сообщество не конкурирует друг с другом за информацию, а отдыхает.

Сцена третья: 17 мгновений награждения

Открывает церемонию номинация «Районное СМИ года». Открыть конверт с именем победителя выпала честь заместителю губернатора Томской области – начальнику департамента финансов Александру Феденеву.

– Хочется поблагодарить всех районщиков за качественную работу, в первую очередь за контроль масштабной дорожной кампании. Это было не только профессионально, но и очень творчески, – подчеркнул он. – Уже на заключительной стадии формирования областного бюджета на будущий год губернатор внес предложение поддержать районные СМИ. Возражений не последовало, и эта строчка была вписана в бюджет.

В этом месте очень уместно бахнула открываемая кем-то из районщиков бутылка шампанского.

Замедленная съемка. Пока Александр Феденев раскрывает конверт, закадровый голос озвучивает мысли главного редактора «Нарымской правды» Михаила Гордиевского:

– Сколько мы с коллегами из газет уже говорим, что нельзя нас грести одной гребенкой с телевизионщиками. Ресурсы разные, возможности разные, жанры разные, инструментарий разный… Они априори в лучшем положении…

– «Нарымская правда»! – оглашает вердикт судей Александр Феденев.

Крупный план удивленного лица Михаила Гордиевского. Немая сцена.

– Самое сложное в районной специфике – это близость к аудитории, – отметил победитель после награждения. – Любой просчет в нашем деле люди сообщают нам в глаза, наши газеты самые правдивые: соврать читатели не дают даже в мелочах.

Сцена четвертая: калейдоскоп награждений

Мэр Томска Иван Кляйн первым делом в открытом конверте увидел деньги, о чем и сообщил аудитории. Два года назад он выходил на сцену со словами «Денег нет, баек нет. От меня вам всем привет!» – выправляющаяся экономическая ситуация налицо.

– Иннокентий Коломеец, телекомпания «Томское время», становится лучшим репортером года, – объявляет мэр. – Заслуженно, я считаю.

– Я отправлял на конкурс три сюжета, в которые вложил много сил как репортер, – рассказывает Иннокентий. – Мне немного жаль, что все они отражают не самые приятные стороны жизни, но именно в этом и есть работа репортера – показывать жизнь как она есть.

Следом свою акулу получает Марина Боброва – «Публицист года – 2016».

– Сначала я хотела сказать, какая же я акула, я черепаха Тортилла, – смеется она. – Но потом посмотрела, сколько живут акулы – больше ста лет, так у меня еще все впереди! Учтите, у меня еще и интервью неплохо получаются.

Камера переходит на стол представителей городской и областной администраций, где все начинают нервно переглядываться.

Победитель в номинации «Интервьюер года» как раз отсутствовал. Ольга Смирнова из портала «В Томске» подтверждала свой статус, укатив на очередное интервью. И радиожурналист года Светлана Нифонтова (радио «Сибирь») тоже отчаянно работала.

Небольшая анимация показывает, как акула за «Корпоративное СМИ года» – газете «СИБУР Томск» – уплывает купаться в инновациях и производствах предприятия. Все в восторге.

– Большая компания – это город в городе. Его жителей волнует не только производство, но и все те же проблемы, что и остальных, – говорит ведущий специалист отдела корпоративных коммуникаций «Томскнефтехима» Екатерина Куткова. – А какая обратная связь – нам постоянно пишут прекрасные истории о своих коллегах.

Оператором возьмем Антона Сухушина, судя по количеству акул, Михаил Скворцов там, на ГТРК, всех обучил
Оператором возьмем Антона Сухушина, судя по количеству акул, Михаил Скворцов там, на ГТРК, всех обучил

Приз оператору года вручал директор Томского регионального отделения компании «Мегафон» Андрей Ким. Он, кстати, увлекается видеосъемкой. Учитывая этот факт, его фраза о том, что многие не отказались бы от этой награды, звучит весьма двусмысленно.

– Работы выбирал на конкурс практически наугад, – радуется ничего не подозревающий оператор ГТРК «Томск» Евгений Лысенок. – В нашем деле самое главное – видеть картинку. В этом вся магия.

Сцена пятая: а судьи кто?

Небольшая ретроспектива. Мы оказываемся за спиной членов жюри. На их плечи легла нелегкая ноша прочесть, просмотреть, распределить награды среди 162 конкурсантов. Более 550 работ изучил каждый из членов жюри. Печатные статьи, интернет-тексты и видео один за одним пролетают на экранах мониторов компьютера. За окном ночь сменяет утро, а затем и день, а материалы все не кончаются и не кончаются.

– В этом году было самое большое количество работ, гигантский объем информации. Причем во многом новой. Что греха таить, мы действительно мало читаем из того, что делают наши коллеги. В полном соответствии с анекдотом «чукча не читатель, чукча писатель», – рассказывает член жюри Светлана Чернозубенко. – Мне, как пишущему человеку, всегда сложно давать оценки радио и тележурналистам, страшно было ошибиться. Уровень работ очень разный, не буду скрывать. Но год на год не приходится. Судя по настроению, царящему на церемонии награждения, в следующем году мы снова проведем этот конкурс. И я надеюсь, что уровень томской журналистики будет только расти.

Сцена шестая: вторая часть марлезонского награждения

«Сетевого журналиста года» Светлана Чернозубенко наверняка оценивала без страха на ошибку. Работу Элеоноры Черной отметили в этом году жюри разного уровня, ее лонгриды украшают сайт РИА Томск. А ведь она заполняет сайт не только большими текстами, но и новостями и успевает возиться с начинающими журналистами.

– Как-то я прочла одну книгу по тайм-менеджменту и больше проблем с распределением времени не имею, – делится она секретом успеха. – Награда удивила, я была уверена, что ее получит моя бывшая коллега Наталья Брусницына.

Новоиспеченный «Фотограф года» Александр Семенов – мэтр фотографического цеха. Эксперт в постановке кадров наконец сам попал в объектив. История о том, как он на автомобиле 20 минут гнал вдоль газопровода медведя, чтобы сидящие в машине журналисты смогли сфотографировать зверя, успела стать притчей во языцех у нескольких поколений томских журналистов.

– За работами коллег слежу, но не ревностно, предпочитаю держать свой собственный уровень и выкладываться по полной, – рассказывает фотокорреспондент газеты «Газовый вектор» (ООО «Газпром трансгаз Томск»). – Производственная сфера, где я работаю, богата на фактуру, но опыт позволяет найти в ней и романтику, и какие-то этюдные вещи, и красоту природы.

Никита Пушкин подается зрителю как дизайнер с первых минут. Камера выхватывает дырявые джинсы на фоне брюк, пиджак в стиле кэжуал, легкую нотку творческого безумия в глазах – настоящий дизайнер года, в общем. Его издание Ground обошло конкурентов за счет современного подхода к верстке. На контрасте с ним будет выглядеть следующий герой нашего фильма – победитель номинации «Новое имя». Олег Панов, журналист кривошеинской газеты «Районные вести», вернул многим судьям конкурса веру в перспективную молодежь в районах.

– Я еще совсем недавно был работником культуры: праздники, свадьбы, – как на духу признается он. – В общем, наблатыкался на сценариях. В СМИ попал по дружбе, бывшая коллега пригласила к себе, а мне как раз по семейным обстоятельствам нужен был гибкий график. Так из мира культурных сказок я попал в суровую реальность. Стараюсь писать больше проблемных вещей, хвалебные напишут и без меня.

Искренняя речь заместителя генерального директора по товарно-транспортным операциям АО «Транснефть – Центральная Сибирь» Андрея Сивухи не может остаться без внимания. «Я впервые на вашем конкурсе, но давно слежу за ним. Состязания журналистов в мастерстве – удивительное и захватывающее зрелище», – сказал Андрей Николаевич, вручая акулу в номинации «Команда года»
Искренняя речь заместителя генерального директора по товарно-транспортным операциям АО «Транснефть – Центральная Сибирь» Андрея Сивухи не может остаться без внимания. «Я впервые на вашем конкурсе, но давно слежу за ним. Состязания журналистов в мастерстве – удивительное и захватывающее зрелище», – сказал Андрей Николаевич, вручая акулу в номинации «Команда года»

Акула за «Проект года» отправится в Стрежевой почтой. А на сцене вручался приз руководителю ГТРК Александру Деркунскому за «Команду года».

– В следующем году будет 25 лет, как я в этой команде, – говорит Александр. – Как после института пришел в ГТРК, так до сих пор с ним связан. Нынешний коллектив ни в чем не уступает своим предшественникам. Самое сложное – сбить его именно в единую команду и дать направление, а дальше они уже сами справятся. Новое поколение не хуже и не лучше старого, что бы там ни говорили. Его просто нужно захотеть понять.

Трогательный кадр единения двух томских телекомпаний должен вышибить слезу у зрителя. Не забудьте соответствующее музыкальное сопровождение, лучше что-нибудь из классики
Трогательный кадр единения двух томских телекомпаний должен вышибить слезу у зрителя. Не забудьте соответствующее музыкальное сопровождение, лучше что-нибудь из классики

Сцена седьмая: заключительный мюзикл

По старой традиции в заключении торжественной части начальник департамента информационной политики обладминистрации Алексей Севостьянов вручил специальный приз «За вклад в профессию». В этом году его обладателем стал телеоператор ГТРК «Томск» Михаил Скворцов.

Внезапно начинает играть музыка, и ведущая церемонии председатель Томского областного отделения Союза журналистов России Вера Долженкова, возглавляющая жюри конкурса «Акулы пера – 2016» и провоцирующая публику прозрачными брюками в паре с рокерской косухой и постоянными шутками, начинает петь «Девушку из Нагасаки». Это новая традиция конкурса – не отпускать героя-ветерана со сцены без песни. От пластично двигающейся певицы камера переходит в зал, где все сидят слегка ошарашенные. Затем вновь на ветерана журналистского цеха, удивленного и польщенного одновременно.

– Немного грустно, что молодость уже ушла, хотелось бы больше сделать, – признается Михаил Скворцов. – Но пока есть силы, будем продолжать. Молодые ребята есть, и я думаю, что эта профессия в Томске точно не переведется.

Судя по тому, что оператором года стал сотрудник той же компании, что и Михаил, – Женя Лысенок, маэстро лично это проконтролирует.

– Слухи о смерти томской журналистики сильно преувеличены, – отметил Алексей Севостьянов. – Напротив, с каждым годом она становится более разной. Я возглавляю ГАК на факультете журналистики, поэтому я очень рад за Никиту Пушкина, который со своей командой творит чудеса. Мне кажется, то, что они делают, очень свежо и красиво. Рад и за Марину Боброву, с которой лично работал. Она одна из самых последовательных томских журналистов. Здорово, что есть и новации, и традиции в нашей журналистике – это придает вкус конкурсу.

После официальной части представители СМИ долго не расходились. Когда еще увидишь коллегу из района? Когда выпьешь рюмашку с представителем власти? Когда скажешь конкуренту все, что о нем думаешь? Камера медленно путешествует от одного стола к другому. От объятий к объятьям. От акулы к акуле. Внезапно на экране появляются огромные акульи челюсти, растягивающиеся в искренней улыбке.

Спасибо. Снято.

В этом году компания «МегаФон» в лице директора Андрея Кима расширила границы общения с журналистами. Кроме пресс-конференций, интервью, информаций «МегаФон» практикует в отношениях со СМИ новый жанр – дружбу домами. Пример – чемпионат между газетой «Томские новости» и «МегаФоном» по боулингу. Победила дружба
В этом году компания «МегаФон» в лице директора Андрея Кима расширила границы общения с журналистами. Кроме пресс-конференций, интервью, информаций «МегаФон» практикует в отношениях со СМИ новый жанр – дружбу домами. Пример – чемпионат между газетой «Томские новости» и «МегаФоном» по боулингу. Победила дружба
Шоу-группу «Ловзар» нужно снимать так, чтобы была видна четкость, синхронность и напор. А не как вы это любите – с одного ракурса в лоб!
Шоу-группу «Ловзар» нужно снимать так, чтобы была видна четкость, синхронность и напор. А не как вы это любите – с одного ракурса в лоб!

_j0a2651

ЦИФРА

2 десятилитровых ведра попкорна съели зрители во время торжественной церемонии. Год кино, как никак.

Также читайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 3