Персона
30.11.2018

Чем запомнились томичке полярные экспедиции

Статей на сайте: 16445

Солнцезащитный крем. Темные очки. Десяток плиток любимого шоколада. Без этого набора в Антарктике не обойтись. Аспирант Института оптики атмосферы СО РАН Полина Зенкова, побывавшая в нескольких полярных экспедициях, это точно знает. Солнце на южном континенте довольно активное. При долгом пребывании под его лучами можно получить ожог, без очков – повредить глаза. Это далеко не все сюрпризы, которые поджидают ученых в полярных экспедициях.

Ориентация – Cевер

Каждый год в начале ноября из порта Санкт-Петербурга отчаливает ледокол «Академик Федоров». Домой возвращается в двадцатых числах мая. Главная задача Российской антарктической экспедиции – смена зимовочного состава и пополнение запасов продовольствия, топлива, стройматериалов на научных станциях в Антарктиде. По пути следования судна ученые проводят комплексные исследования: на борту ледокола, в арктических водах, сезонные операции на станциях. Антарктида – это южное направление следования судна с научно-исследовательской экспедицией.

Бывает еще северное – в Арктику. Там томичка тоже побывала в составе арктической экспедиции, организованной Институтом океанологии имени П. П. Ширшова. Вояж был на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш». Эта экспедиция объединяет ученых разных направлений: гидрологов, ботаников, геологов, гляциологов, микробиологов, химиков.

– Изучение Арктики и Антарктики имеет большое значение для планеты. Без регулярных экспедиций и всестороннего исследования невозможно сделать долгосрочный прогноз глобальных изменений климата, – поясняет Полина Зенкова. – У лаборатории оптики аэрозоля есть совместные проекты с научно-исследовательскими институтами разных городов. Наши сотрудники ежегодно участвуют в экспедициях, на постоянной основе ведут исследования атмосферного аэрозоля в полярных районах.

Прямо как космонавты…

Чтобы попасть в сезонный научный отряд, нужно получить морские документы, соответствующее образование и навыки. Обязательное условие – отменное здоровье. Врачи должны дать добро на работу в экстремальных условиях. Без соответствующего допуска ход на судно дальнего плавания заказан.

– Медицинский осмотр как у космонавтов. Проводится полное и доскональное обследование. За время рейса происходит резкая и частая смена климатических поясов. Для организма это огромный стресс. Плюс специфические бытовые и рабочие условия, психологическая и физическая нагрузка, отдаленность от очагов цивилизации, – перечисляет томичка. – Не в каждом городе можно пройти медосмотр для участия в морских рейсах. Последний раз я делала это в Санкт-Петербурге, откуда уходил в рейс «Академик Федоров».

Но даже железное здоровье не спасет от морской болезни. Такое боевое крещение проходят многие.

– На самом деле не все так страшно. Когда первый раз попадаешь в качку, очень тяжело. Я в прямом смысле слова еле ноги по палубе таскала, – вспоминает Полина. – Длится это несколько дней. Потом организм адаптируется, и никакого дискомфорта не ощущаешь.

А вот редкая возможность побыть наедине с собой к середине экспедиции вызывает недетский дискомфорт. Хотя отношения внутри коллектива, как правило, ровные, рабочие. Возраст участников полярных экспедиций разный. Женщин не так много. Отношение к ним трепетное. Своих прекрасных коллег ученые мужи готовы опекать, оберегать, таскать их тяжелую технику и помогать обустраивать лабораторию для исследований.

Станция в чемодане

Аспирант Института оптики атмосферы отправляется в экспедицию с мобильной аэрозольной станцией. Она относительно компактная, помещается в чемодан. Правда, довольно большой и тяжелый.

Томские ученые исследуют аэрозоль в приводном слое атмосферы в разных акваториях Мирового океана. В полярном рейсе проводятся заборы воздуха для дальнейшего определения химического состава аэрозоля.

– Окружающая среда полярных регионов очень чувствительна к антропогенным воздействиям. Одним из основных индикаторов загрязнения является аэрозоль. Он играет важную роль в формировании радиационного баланса Земли, если проще – климата планеты, – поясняет Полина Зенкова. – На суше много научно-исследовательских станций, которые плотно покрывают материки и позволяют получить исчерпывающую информацию об атмосферном аэрозоле. Чего не скажешь про океаны, занимающие 70% планеты. Морские экспедиции по изучению оптических и микрохимических свойств аэрозоля позволяют составить более полную картину его «жизни».

В Кейптаунском порту без пробоины в борту

Исследовательская работа на судне построена четко. Есть научные отряды, к каждому из них прикреплен начальник. Быт организован как в гостинице. Работает обслуживающий персонал, который кормит, убирает, обстирывает. Есть сауна, бассейн и тренажерный зал. Из развлечений – телевизор в столовой. Иногда народ собирается компаниями, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм.

Кормят на судне четыре раза в день в четко обозначенное время. Не успел – останешься голодным. Пища жирная и калорийная, потому что работать на судне приходится много и тяжело. Меню составляют диетологи с учетом дефицита питательных веществ, возникающих в экстремальных условиях. В приоритете мясные блюда, реже – рыбные. Крупы, макароны, выпечка, овощи, фрукты, молочка – постоянно. 31 декабря – праздничный обед: «Зимний» и «Крабовый» салаты, двойная порция выпечки.

– Катастрофически не хватает сладкого, – сетует Полина. – Шоколад дают редко. Наученная опытом, шоколад беру с собой.

Мерзнуть в арктических и антарктических поездках особенно не приходится. Экспедиция стартует с наступлением полярного лета. Оно короткое, но теплое: средняя температура плюс 10 градусов. По-настоящему холодно было лишь однажды, когда экспедиция работала в Антарктиде на Новолазаревской станции. Это 100 км вглубь континента. Температура была вполне демократичная – минус 20 градусов. Но при ветре 15 метров в секунду очень ощутимо. И ветер там специ­фический: на тебя просто идет сплошной поток воздуха.

В шторм попадали много раз

– Не страшно, – делится ощущениями Полина. – Первый шторм проходит мимо, потому что лежишь в каюте зеленый. Потом даже интересно. На открытую палубу выходить запрещено. Тогда открываешь по-тихоньку дверь, пока никто из экипажа не видит, держишься за нее всеми руками и ногами и выглядываешь. Иногда визуальное ощущение, что корабль наклоняется на 90 градусов. Адреналин зашкаливает. Это раскрашивает повседневные будни. Особенно после 40 дней тумана и бесконечного серого неба.

В экспедициях томичка наблюдала фата-моргану – казалось, что айсберги висят в воздухе. И гало – огромное, на полнеба. В заливах Новой Земли экспедицию встречали белые медведи. Любопытные, подплывали прямо к судну. Но на суше лучше с мишками не встречаться. Неизвестно, как они примут незваных гостей. По материку ученые перемещались в сопровождении вооруженного отряда МЧС – береженого бог бережет. Встречи с пингвинами, тюленями и другими обитателями полярных широт тоже были.

– Научно-исследовательские экспедиции – отличная возможность посмотреть мир. Судно останавливается в разных портах, чтобы пополнить запасы провизии и топлива, сменить состав экспедиции. Стоянка длится от нескольких дней до недели. Это время в нашем распоряжении, – рассказывает томичка. – Но есть нюансы. В Кейптауне – комендантский час, до восьми вечера нужно вернуться на судно или предупредить начальство о своем местонахождении. Обстановка криминальная. У нас все обходилось спокойно, с другими экспедициями всякое случалось. До смертей дело не доходило, но драки и поножовщина были. В Монтевидео и Бремерхафене мы гуляли до десяти вечера. В российских городах-портах – допоздна. Из экспедиций возвращаешься с ощущением нереальной усталости. Но оно того стоит.

Полина Зенкова временно ставит полярный вояж на паузу – надо заканчивать кандидатскую диссертацию. Когда защита останется позади, с удовольствием еще раз окунется в арктическую атмосферу.

Автор: Елена Смирнова

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 3 =