Чему учат за монастырскими стенами: репортаж из Могочина

Маленькие ученики монастырской школы гостей встречали улыбками — новые люди в Могочино не каждый день приезжают.

Четыре часа на автобусе от Томска, пешая прогулка через скованную льдом Обь, несколько минут езды по Могочино, и вот улица с названием Советская упирается в стены Свято-Никольского женского монастыря. Приехали.

 Меньше негатива — крепче здоровье

В Могочино я приехала с врачами из «Профессорского десанта», организованного Томским отделением «Российского фонда милосердия и здоровья».

В холле гостиницы для паломников уже ожидала очередь — мамочки с младенчиками, ученики монастырской школы, насельники, послушники и прочие божьи чада, прибившиеся к обители. Многолюдье не случайно: в поселке только крохотная поликлиника, узких специалистов не хватает даже в ЦРБ, в областной центр ехать далеко и дорого. А тут специалисты сами приехали. Да не рядовые врачи – исключительно профессора и доценты.

Несмотря на столпотворение, в холле царит тишина. Взрослые и дети разговаривают шепотом, и даже груднички у мамочек на руках не подают голоса.

— Хорошие дети, ухоженные, воспитанные, — отмечает ведущая прием Наталья Рыжакова, педиатр-кардиолог, доцент кафедры педиатрии СибГМУ. – Заходят – здороваются, выходят – говорят «спасибо» и «до свидания».

В дверь заглядывает мальчик лет десяти.

– Можно?

— Заходи. Как зовут?

— Саша.

— Знаешь, где у тебя находится сердце?

— Вот. А здесь печенка, здесь почки. Я это с четырех лет знаю.

— Молодец. А чем ты занимаешься в свободное от школы время?

— Картошку копаю, на стройке на Волоке помогаю.

— А кем хочешь стать, когда вырастешь?

— Батюшкой.

После осмотра врач выписывает Саше направление в специализированное отделение областной детской больницы, объясняя, что надо пройти более тщательное обследование. И резюмирует уже для нас:

— Вообще-то дети здесь более здоровые, чем в городе. Тут меньше негатива, чище экология.

— И все приучены к труду, — поддерживает коллегу Альбина Помогаева, зав. кафедрой детских инфекционных болезней СибГМУ, д.м.н., профессор. – А трудотерапия – это очень важно для здоровья ребятишек.

 В общей сложности томские медики осмотрели в монастыре более 100 детей и взрослых.

 Учеба с божьей помощью

Пока доктора ведут прием, спускаюсь из гостиницы на второй этаж, в школу. Школа тоже встречает тишиной: никто не носится по коридору, не орет как оглашенный. С одной стороны, понятно: 68 учащихся – это не тысяча, как в типичной городской СОШ. С другой, когда со стены на тебя смотрят строгие глаза святых, особо не забалуешь. Саша и Сема, шестиклассники, показывают на иконостасе лик Божьей Матери:

— Мы молимся этой иконе на прибавление ума.

— Помогает?

— Ага!

Школа при монастыре существует с 1992 года. 68 учеников. 11-летнее обучение. Уроки ведут светские и церковные преподаватели. Экзамены сдают в поселковой школе.

— У нас такие же предметы, как в обычной школе, — меня окружают словоохотливые девчушки Настя, Таня, Нина, Виринея, – математика, русский… Только перед занятиями мы на линейке читаем молитву «Царю небесному». И в трапезной тоже читаем. А на уроках по православной культуре отец Амвросий рассказывает нам про толкование церковно-славянских слов, про разные храмы – очень интересно! Еще у нас есть послушания: моем полы в кабинетах, протираем пыль, накрываем на стол, убираем посуду. За это нам ставят оценки, если много баллов наберешь, могут включить в группу, которая летом поедет с кем-нибудь из батюшек в Горный Алтай или другое красивое место.

Заглядываю в крохотные, скромно обставленные классные кабинеты. В одном из них занимаются «подготовишки» — пятилетние дети. Сейчас, по словам учителя Валентины Поповой, бывшей научной сотрудницы Новосибирского Академгородка, их всего пятеро, но через пару-тройку лет будет больше: в общине самая высокая в Молчановском районе рождаемость.

В соседнем кабинете монахиня Мефодия ведет урок музыки. У нее диплом о высшем образовании плюс музыкальное училище. Как и Валентина Попова, она в свое время отказалась от мирской деятельности и пришла к Богу. Строила и монастырь, и храм. Перехватив мой взгляд на листы в руках детей, матушка замечает:

— А что вы удивляетесь? Маленько кумекают в нотной грамоте!

Воспитанники школы при монастыре не раз занимали первые места в международном форуме «Одаренные дети», а в 2006 году даже получили Гран-при.

Необычная школа, необычные дети? Нет, поправляют учителя, обычные. Только воспитываются по-другому.

Для справки: Строительство Могочинского Свято-Никольского женского монастыря началось в 1989 году. Дважды пожары уничтожали труды подвижников, однако они восстанавливали разрушенное. Сейчас это целый комплекс зданий, где разместились два храма, гостиница, несколько трапезных. Есть подсобное хозяйство. В монастыре живут 70 монахинь. Община при монастыре насчитывает около тысячи человек. Продолжается строительство Свято-Преображенского мужского монастыря в заброшенной деревне Волок, в 17 км от Могочино.

— Дети здесь более здоровые, чем в городе. Тут меньше негатива, чище экология.., — резюмируют медики.
Валентина Попова прежде была научным сотрудником в Новосибирском Академгородке, теперь занимается с «подготовишками».

Монахиня Мефодия ведет урок музыки. У нее в профессиональном багаже — диплом вуза плюс музыкальное училище.
«Помолишься на прибавление ума — и помогает!», — с готовностью делятся секретом хороших оценок общительные ребятишки.

Фото: Ольга Ярусова.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =