07.06.2019

Чертовщина, волшебство и усыпанный розами путь кривошеинского театра

Статей на сайте: 17076

Та невероятная история, приключившаяся с артистами народного театра «Премьер», облетела весь Кривошеинский район. Так и просится на язык фраза «Это было чудо». Но, учитывая, что тогда постановочная группа имела дело с «Мастером и Маргаритой», иначе как чертовщиной все произошедшее не назовешь…

 

Когда за дело берется мастер…

Репетиции премьеры вообще не обходились без приключений. Вдруг лопались лампы на сцене. Несколько артистов сломали кто руку, кто ногу и выпали из процесса. Постановочная группа невесело шутила: «Булгаков сам подбирает кадры для своего спектакля».

Но самое удивительное случилось потом. Во время празднования премьеры кто-то из артистов вышел на улицу подышать. И через мгновение вернулся с широко открытыми глазами: «Ребята, быстрее сюда!» Все крыльцо и окружавшие его сугробы были усыпаны розами. Мало того, на следующий день режиссеру Татьяне Нестеровой позвонили участники академического хора «Гармония» села Володино, который исполнял молитвы в спектакле. На протяжении всего пути от Старосайнакова до Володина на обочинах дороги лежали… розы.

Выяснить, кто это сделал, не удалось до сих пор.

– Наверное, таким образом через что-то или кого-то материализовался привет от автора «Мастера и Маргариты», – размышляет Татьяна Нестерова, директор Кривошеинской межпоселенческой клубной системы и по совместительству режиссер народного театра. – Да, были трудности со спектаклем. Но были и совершенно необъяснимые моменты. Инсценировку романа я написала всего за двое суток. Репетиции заняли каких-то два месяца. Притом что спектакль продолжительностью два с половиной часа. И заняты в нем были более 40 человек. Такое ощущение, что Булгаков нас проверял на прочность и помогал одновременно.

 

…и самоубийца на сцене

В чем бы ни крылась разгадка той истории, народный театр «Премьер» давно и прочно завоевал любовь кривошеинских зрителей. Не бывает спектакля, который бы не собрал аншлага в зале центра культуры и досуга «Космос». Еще и дополнительные стулья приходится ставить, чтобы вместить всех желающих. Мало того, коллектив с удовольствием ждут на гастроли театралы в разных районах области.

А еще артистам «Премьера» время от времени приходится слышать в свой адрес «упрек»:

– Нас точно обманывают. Какой же это самодеятельный театр, когда на сцене профессиональные актеры работают?

Абсолютно никакого обмана нет. Роли в спектаклях исполняют педагоги, студенты местного агропромышленного колледжа, предприниматели, пенсионеры, сотрудники правоохранительных органов… И делают это довольно убедительно. В том числе и по мнению жюри областного конкурса театральных коллективов «Маска под маской». Кривошеинский «Премьер» – постоянный его участник. Ниже второго места не опускался ни разу.

Репертуар театра – отдельный повод для гордости. Работает коллектив с материалом исключительно высшей пробы, проверенным временем и зрительскими симпатиями. Среди постановок театра разных лет – «Зойкина квартира» и «Кабала святош» Булгакова, «Дракон» Шварца, «Самоубийца» Эрдмана, «Ромео и Джульетта» Шекспира.

А недавно «Премьер» взялся за постановку пьесы одного современного драматурга. Поработали, порепетировали и… коллективным решением отказались от этой затеи. Материал показался слабоват. Вроде бы смешно. Как будто даже про нашу сегодняшнюю жизнь. Но глубины не хватает.

– С классиками потому и интересно работать, что они предлагают серьезный разговор о жизни. Обнажают суть явлений и процессов, проходящих с нами и вокруг нас. Это всегда любопытно, важно и задевает за живое, – убежден руководитель театра «Премьер» и заведующий Центром казачьей культуры Владимир Нестеров.

– У нас еще и публика в Кривошеине отзывчивая, подготовленная и по-хорошему требовательная, – подключается к разговору Татьяна Нестерова. – Наши зрители привыкли видеть на сцене красивое интеллектуальное действие, с психологическим началом. Незамысловатые комедии про любовный треугольник и бытовые истории им неинтересны.

 

Театр внутренних дел

В «Премьере», как в любом хорошем театре, выбор пьес диктуют возможности труппы. Есть ли артист необходимого типажа для того или иного спектакля? Какое амплуа близко конкретному актеру? При этом руководители коллектива предлагают своим артистам разные по характеру и творческим задачам роли. Чтобы избежать штампов. А это уже хороший тон настоящего профессионального театра.

И еще один театральный закон, который подтверждает кривошеинский коллектив. С притяжением подмостков бороться бесполезно. Проиграешь.

Алексей Трунов о сцене мечтал с юности. Даже предпринял две попытки покорить столичные театральные вузы. И дважды его догоняли и снимали с поезда родители. По иронии судьбы, оба раза где-то в районе Свердловска. Сильно не хотели, чтобы сын стал актером.

Пришлось сменить желанные актерские будни на суровые милицейские. Но и тогда артистическая натура брала свое. Коллеги до сих пор со смехом вспоминают случай, когда Алексея однажды начальник вызвал на ковер. А тот зашел в кабинет в красном парике. Так и разрядил обстановку.

Творческая натура, надо сказать, справляться на отлично с обязанностями стража порядка не мешала. А уж когда Нестеровы позвали Алексея в театр, отказаться от заманчивого предложения не смог. Кривошеинские работники милиции вообще оказались людьми, не лишенными артистических задатков и творческого азарта. В былые времена в театре играли сразу пять представителей закона. А уж как виртуозно Алексей из стража порядка перевоплотился на сцене в нарушителя этого самого порядка – Герострата, который поджег храм, – зрители до сих пор вспоминают с восхищением.

У одной из самых взрослых и опытных актрис – Лидии Муковозовой – тоже давняя любовь к театру.

– В этом году у меня юбилей – 70 лет, как я впервые вышла на сцену, – улыбается артистка.

В 1949 году в ее родной деревне театра как такового не было. Но имелась творческая группа, которая время от времени делала постановки. В одну из таких и взяли Лидочку.

– Я хоть и маленькая тогда была, даже в школу еще не ходила, но запомнила, что меня на сцене заворачивали в одеяло и носили на руках. Еще помню мужчину в военном кителе. Во время спектакля мне шептали на ухо, в какой момент я должна заплакать. С ролью справлялась отлично. Я хоть маленькая и хрупкая была, но голос был звонкий, – смеется Лидия Иосифовна.

Актрисой она не стала. Время и обстоятельства диктовали свою жизненную программу. Лидия Муковозова хотела получить медицинскую профессию. Что и сделала. Но без народного театра жить тоже не смогла.

– Тот, кто однажды вышел на сцену, уже не может от этой любви отказаться. Это потребность, – признается Лидия Иосифовна. – Даже неважно, большую роль ты играешь или маленькую. Лишь бы играть.

 

Царь, очень приятно!

Николай Исаков, еще один участник коллектива, – человек разносторонний. Предприниматель, поэт, рок-музыкант… А еще всю жизнь мечтал выйти на театральную сцену. Однажды попросил у руководителей «Премьера» какую-нибудь маленькую роль. На выходе тогда был спектакль «Забыть Герострата». Команда как раз искала исполнителя роли тюремщика. Пары репетиций оказалось достаточно, чтобы понять, какой же он, тюремщик. Это идеальный претендент на роль повелителя Эфеса!

– Пришел в эпизод, а получилось «Царь, очень приятно!», – смеется Николай.

С тех пор так и остался в труппе.

– Музыка тоже очень сильно затягивает и увлекает. Но притяжение театра в разы сильнее, – констатирует артист.

Над своими образами Николай всегда работает скрупулезно. Старается найти то самое зерно роли. Наверное, потому всегда так убедителен на сцене. Он играл Архиепископа в «Кабале святош», Яичницу в гоголевской «Женитьбе», Генерала в «Сказе про Федота-стрельца, удалого молодца». Имеется и заветная роль-мечта – Гамлет. А что? Плох тот актер, кто не мечтает сыграть принца датского!

*  *  *

Сейчас театр в активном поиске. Творческом. Выбирают пьесу для очередной премьеры. Подумывают о Горьком, Островском, Радзинском. На какой бы пьесе они ни остановились, спектакль обязательно будет с позитивным посылом.

– Театр должен нести свет и давать надежду, – убеждены участники «Премьера». – Даже если это спектакль о не очень радужных сторонах жизни, нужно обозначить выход из ситуации. Напоминать людям о том, что хорошего в нашей жизни все равно больше. И что никогда нельзя опускать руки.

Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 9 =