«Чистый Двор» упрекает мэрию в создании нечестной конкурентной среды, чиновники отвергают это обвинение

Приход в сферу жизнеобеспечения Томска столичных и иностранных компаний становится все более напряженной темой. Так, к экспертам, критикующим передачу «Водоканала» в аренду французской «Веолии», добавляются критики, не одобряющие эксперимент с передачей в управление Томской распределительной компании французской же фирме ERDF. Директор «Чистого Двора» (томский оператор на рынке твердых бытовых отходов) Михаил Сердюк говорит о неверной и вредной позиции мэрии в «мусорной» сфере. Максим Резников, заместитель мэра по городскому хозяйству, со своей стороны, призывает бизнес «не разбрасываться словами».

Максим Резников:

– Иностранные компании пока не могут себе позволить серьезно работать на нашем коммунальном рынке, ведь Россия не способна предложить долгосрочные тарифы на 10–15 лет. Инвесторы не понимают, как можно планировать бизнес (возврат инвестиций), если тарифы пересматриваются ежегодно.

 

«Возражения не услышаны»

Михаил Сердюк:

– Не так давно резануло слух телеинтервью главы департамента городского хозяйства Вячеслава Черноуса. Цитирую: «Чистый Двор» – я не буду говорить, что это мошенничество, но это так и есть». Дальше последовали невнятные обвинения в нечестной игре, обмане города, а затем и откровенная клевета о подбрасывании мусора в контейнеры «Спецавтохозяйства». Хотелось публично ответить, но мы поступим иначе: готовим иск в суд.

Вообще, в последние месяцы постоянно приходится сталкиваться с тем, что представители городской власти и САХ распространяют массу негативной информации о «Чистом Дворе». А недавно и мэр во время встречи с жителями микрорайона Солнечный в ответ на вопрос о наших заглубленных контейнерах у магазина «Герцог» в выражениях не стеснялся… Я подошел к Николаю Алексеевичу после собрания, представился, но мэр мои возражения выслушать отказался.

В интересах муниципала

– У меня нет претензий к администрациям Ленинского и Октябрьского районов – если потребители делают выбор в пользу «Чистого Двора», то к их решению в этих администрациях отнесутся, может, и без одобрения, но с уважением, – продолжает Сердюк. – Например, только в ноябре Ленинская районная администрация согласовала заявителям (ТСЖ и УК) места под установку 10 контейнеров «Чистого Двора». А в Советском и Кировском районах, едва УК и ТСЖ посмотрят в нашу сторону, как к ним уже мчатся делегаты – от районного чиновника до помощника депутата. Цель – убедить работать с САХ либо найти основания и не согласовать площадку для контейнеров заглубленного типа. Хорошо, что в отношении нашей компании административный ресурс срабатывает не всегда: у нас с САХ разные технологии, и если граждане однозначно решили уйти от баков и бункеров, нашли на придомовой территории место для «заглубленки», то чиновники им не помеха.

Кстати, бывает, что на «спорных» площадках САХ устанавливает свои заглубленные контейнеры – с июля САХ идет по нашим стопам. Принцип действия наших 130 и их уже 18 контейнеров абсолютно одинаков, разница только в модификации. При этом на повторение нашей технологии САХ уже потратил не меньше 10 млн рублей. Зачем мэрия тратит бюджетные деньги на то, что частная компания предлагает городу за свои средства?

Подыграть новому игроку

По мнению частных операторов, идет зачистка территории в интересах нового игрока – иностранной компании. Водоканал французам уже отдали, энергетику – тоже. И мусор интересен иностранцам, и давно уже. Но иностранные компании, обещая огромные инвестиции, ставят непременное условие – обеспечить им монопольное положение.

– Когда немецкая «Ремондис», которая сейчас проявляет интерес к Томску и с которой мэрия заключила меморандум о намерениях, в 2009 году заходила в Дзержинск, компания заявила о полном цикле – от раздельного сбора ТБО до переработки и сдачи вторсырья, – утверждает Михаил Сердюк. – Жители сначала сортировали мусор, а потом поняли: из разномастных контейнеров мусор собирают в один мусоровоз и везут на полигон, ради закрытия которого проект, собственно, и начинался. Уже почти 2012 год: в Дзержинске – ни завода по переработке, ни линии сортировки.

В случае прихода немцев Томск ждет та же судьба: псевдоинвесторам интересна самая рентабельная составляющая – сбор и вывоз ТБО. Учредители «Чистого Двора» изначально планировали строить линию сортировки, и от своих планов мы не отказываемся. Мы просчитывали полный цикл, поэтому порядок цифр и подводные камни нам известны. Так вот, сортировка и переработка менее рентабельны, чем сбор и вывоз мусора: инвестиционные затраты существенны, а срок окупаемости очень большой.

«Можешь? Заходи»

Максим Резников, заместитель мэра по городскому хозяйству:

– О каких иностранных компаниях речь? Зашла лишь «Веолия». Французский холдинг ERDF только знакомится с регионом, сети Томской распределительной компании он взял в управление на 8 месяцев, и это честный подход: необходимо время, чтобы понять, нужны ли мы друг другу. Рано говорить и о том, успешно ли водоканалом управляют иностранцы. Первые итоги будем подводить через 8–12 месяцев.

Да, интерес к коммунальному сектору проявляют французы, итальянцы, испанцы, немцы. Они изучают ситуацию, наблюдают за опытом «Веолии». Но разговоры, что дело закончится приватизацией водоканала, энергетики, – пустые. Мы страхуемся: «Ремондис», планируя зайти в Томск, хотел бы выкупить полигон – мэрия не согласилась. Наша цель иная: инвестиции, которые позволят сделать лучше и больше, чем можем сами, – усовершенствовать процесс, получить действующий бизнес. Но пока, увы, поступают предложения строить за бюджетные деньги.

О рынке ТБО. Идет конкурентная борьба. «ТомскЭкоСервис» сам теряет рынок: САХ работает лучше, поэтому потребители меняют оператора. Предприятие страдает от неправильной организации бизнеса: мусор вывозят несвоевременно, а для оплаты услуги гражданам нужно ехать в офис. Появление на рынке «Чистого Двора» (новая востребованная технология) усилило конкуренцию. Поэтому САХ тоже стал предлагать аналогичный сбор и вывоз ТБО.

«Ремондис» не заходит в Томск: не смогли убедить, что могут работать лучше наших, и действительно тяготели к монополизации рынка, в основном их интересовал сбор и вывоз ТБО. Мы предлагали вариант: по реальной рыночной стоимости (сумму называть заммэра отказался. – Прим. авт.) выкупить САХ. Зачем муниципалитету предприятие, которое стало бы финансово оголено? «Ремондис» рисковать не стал.

В ближайшее время не ожидается захода на томский рынок компаний с иностранным капиталом. Последние, кто осваивается, – «Н.Т. Энерго-Томск», филиал немецкой компании «Гетц». Компания занимается малой энергетикой: построила три газовые котельные (Дзержинское, Аникино, Тимирязевское), еще пять будет ставить. Сначала оборудование привозили из Германии. Сейчас запускают производство на судостроительном заводе в п. Самусь. Получили полный цикл: производят, строят, эксплуатируют – зарабатывают с тарифа за поставляемое тепло.

Думаю, следующая ниша, где будут осваиваться иностранцы – водоочистка, в которой нуждаются динамично появляющиеся коттеджные поселки.

В целом России вообще и Томску в частности только предстоит знакомство с зарубежным менеджментом: рынок в коммуналке на затяжном старте. Освоение не начинается потому, что для них это сплошная экономика, для нас пока социалка.

Так что томским бизнесменам не надо понапрасну разбрасываться словами: политика мэрии в отношении всех одна – «Можешь? Заходи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − 6 =