Что сдерживает процесс роста зарплаты учителей?

Реформ и нововведений российское образование за последние десятилетия перенесло немало – и поистине стоически. Приспосабливаясь к новым малопонятным требованиям, захлебываясь в отчетности, путаясь в директивах, большинство учителей все же мужественно продолжают учить детей и любить профессию…

Дорогие педагоги

Проект модернизации общего образования, стартовавший в этом году (он продлится и в 2012 –2013 годах), принципиально отличается от всех прежних попыток обновить российскую школу хотя бы тем, что он реально подкреплен существенными средствами. Например, в этом году на его реализацию будет потрачено 425,6 млн рублей (174,5 млн рублей из федерального бюджета, 212,4 млн – из регионального и 38,7 млн – из бюджетов муниципальных образований), еще около 500 млн ожидается в будущем году и 340 млн – в 2013-м. Причем если федеральные деньги пойдут в основном на оборудование, энерго­сбережение и обеспечение школ учебниками, то областной бюджет направил 95,7% модернизационных средств (203,3 млн рублей) на повышение зарплаты в сфере общего образования. Рост собственно учительских заработков с 1 сентября 2011 года потянул нынче более чем на 144 млн рублей.

Деньги есть…

Повышение заработной платы происходило в два этапа: увеличение общего фонда оплаты труда на 30%, в том числе увеличение окладов в июне на 6,5% и с сентября – еще на 23,5% (в том числе увеличение окладов на 6,5%). В итоге учительский кошелек должен к концу года потяжелеть в среднем на 30% по сравнению с началом, а среднеобластная учительская зарплата со стартовых 15 515 рублей вырасти до 20 169 рублей (впервые в новейшей истории вплотную подтянувшись к средней по экономике региона – 21 845 рублей). На уровне Федерации и региона сделано все, что нужно: обладминистрация подписала соглашения с Министерством образования, с муниципалитетами. Средства в муниципалитеты пошли с мая на приобретение школьных автобусов. Своевременно, в июле, депутаты Законодательной думы Томской области приняли необходимый областной закон. К 8 сентября были распределены и доведены до каждого МО средства на повышение заработной платы работников школ, в том числе учителей…

Однако долгожданного повышения дождались далеко не все томские учителя.

…но не сегодня

Парадоксально, но факт: 8 ноября губернатор Виктор Кресс вынужден был в формате видеоконференции провести настоящий разнос муниципальным образованиям за фактический саботаж в этом «главном чувствительном вопросе» повышения учительской зарплаты (и даже пригрозить директорам школ и начальникам управлений образования персональной ответственностью).

– Деньги уже можно было бы использовать, но… Складывается впечатление, что многие просто плюют на это! – возмущался губернатор. – Только в семи муниципалитетах обеспечили достижение обязательств по повышению заработной платы учителей…

Причиной губернатор назвал в первую очередь неразворотливость директоров образовательных учреждений и чиновников на местах. Например, соглашения о взаимодействии и финансировании мероприятий по реализации проекта со школами вовремя (в сентябре) заключили управления образования только в шести муниципалитетах из двадцати – Томск, Стрежевой, Каргасокский, Зырянский, Первомайский и Бакчарский районы. Срок представления кассовых заявок от школ (необходимое условие для перечисления им дополнительных средств на зарплату) с 1 октября растянулся до 3 ноября. В каких-то учреждениях решили добавки к заработку выдавать раз в квартал, где-то вознамерились выдать по результатам работы за год, а ведь в условиях проекта четко оговорено: повышение должно идти ежемесячно!

…не везде

Свои обязательства, зафиксированные в соглашениях, на сегодня выполняют только семь муниципалитетов: Стрежевой, Томск, Шегарский, Асиновский, Парабельский, Колпашевский и Каргасокский районы (и даже перевыполняют, благодаря чему среднеобластной показатель выполнен). Но статистика статистикой, а ведь за ней – люди…

…и не для всех

30-процентный рост фонда заработной платы педагогов в регионе непременно будет достигнут, но это вовсе не означает, что именно на столько автоматически вырастет зарплата каждого учителя. Предполагается, что окладная часть увеличится только на 13,4%, остальное попадет в учительский кошелек через фонд стимулирования, то есть в зависимости от часовой педагогической нагрузки, достижений учеников, качества работы и т.д.

– Средства на модернизацию, и в том числе на повышение заработной платы учителей, выделяются очень большие, но удовлетворения у людей нет, а есть обида и раздражение, – отмечает губернатор и жестко требует: – Если руководители образовательных учреждений, чиновники в управлениях образования не умеют четко работать, лично глава муниципалитета должен предметно этим вопросом заниматься. Так что вникайте, разбирайтесь, отслеживайте. Главы отвечают за выполнение соглашений об увеличении зарплаты учителей отныне головой.

У проекта жесткие правила и показатели эффективности. Учитываются:

повышение зарплаты педагогов;

развитие дистанционного обучения;

аттестация учителей по новым правилам;

повышение квалификации учителей;

переход на федеральные государственные образовательные стандарты;

энергосбережение в образовательных учреждениях.

За каждый не достигнутый нынче показатель федеральная субсидия будущего года будет сокращаться на 2%. Итого за все 6 невыполненных пунктов федеральное финансирование проекта региону могут снизить на 12%, то есть примерно на 60 млн рублей.

Приспосабливаясь к новым малопонятным требованиям, захлебываясь в отчетности, большинство учителей все же мужественно продолжают учить детей и любить профессию…

По результатам проведенного недавно соцопроса, в котором приняли участие 2 727 респондентов (почти треть учителей из 169 школ области!), 22,1% подтвердили, что их зарплата возросла больше чем на 30%; еще у 40,7% педагогов повышение составило 10–30%; 15,6% утверждали, что их заработок увеличился менее чем на 10%, у 8,9% она не повысилась вовсе.

При этом 20% отметили уменьшение учебной нагрузки, 40,9% полагают, что она не изменилась, у 38,2% нагрузка возросла.

Причем 88,8% опрошенных педагогов подтвердили, что распределение стимулирующих выплат напрямую зависит от качества их работы, 1,2% считают, что «все определяет директор», 10% затруднились ответить.

Кстати

То, что главным тормозом «модернизации» является человеческий (а точнее, управленческий!) фактор, стало очевидно в ходе самой видеоконференции: отвечая на вопросы губернатора, главы МО со смущением возражали: а у нас другие цифры по результатам выполнения остальных показателей проекта (по дистанционному обучению, повышению квалификации, аттестации учителей…), видать, с отчетом в департамент образования ошиблись…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *