Чтобы каждый был услышан

Статей на сайте: 16189

Лицом к лицу

Несколько тысяч томичей с нарушениями слуха сталкиваются с бытовыми проблемами и трудностями. Кто-то не может получить квалифицированную помощь в оформлении документов, кому-то банально сложно вызвать слесаря, а для кого-то и коммуникация с соседями по лестничной площадке тяжела или вовсе невозможна.

Стать теми, на кого могут рассчитывать неслышащие люди, решили 29 специалистов 22 детских социальных центров и служб Томской области. Воспитатели, педагоги, дефектологи и логопеды впервые обучились основам общения с людьми с нарушениями слуха, познакомились с дактильным алфавитом и выучили основные слова и выражения жестового языка. Двухдневный курс «Основы общения с неслышащими людьми» прошел в облдепартаменте по вопросам семьи и детей.

О том, как полученные на спецкурсе знания помогут соцработникам эффективнее предоставлять услуги слабослышащим томичам, «ТН» узнали у лектора Анны Попелло.

Знакомо не понаслышке

Руководитель томского центра поддержки людей с нарушенным слухом «Созвучие»» Анна Попелло, как никто другой, знакома с тяготами жизни слабо­слышащих и неслышащих людей. У Анны с рождения инвалидность по слуху, которая, впрочем, не помешала ей окончить институт с красным дипломом, завести друзей, создать семью и сейчас активно помогать людям с аналогичным диагнозом.

Двухдневный курс для соцработников – ее инициатива, она же выступила и в качестве лектора.

– Спецкурс рассчитан на изучение базовых жестов, – говорит Анна. – Этот проект – один из многих, который инициирован «Созвучием», и его основной целью является создание условий для максимального развития и самореализации людей с нарушенным слухом.

Многие обыкновенные вещи, которые человек без нарушений слуха делает не задумываясь, для слабослышащего становятся невыполнимыми. Но при этом человек с нарушенным слухом – это дееспособный гражданин, а бюрократические передряги зачастую становятся непреодолимыми препятствиями, мешают активной социализации и даже ущемляют в правах.

– Причиной непонимания выступает и крайне скудный словарный запас человека с нарушенным слухом, – объясняет Анна. – Поэтому процесс общения, например, работника МФЦ и неслышащего человека может продолжаться долго и мучительно и закончиться совершенно ничем. Услуга не будет оказана.

Решить проблему поможет установка в присутственных местах планшетов, по которым сурдопереводчик в режиме онлайн будет общаться с неслышащим человеком и помогать в оказании услуг.

– Ему не надо будет стоять в очереди или создавать очередь, – продолжает Анна. – В Томске всего около 15 сурдопереводчиков, поэтому в учреждениях их встретить практически невозможно, а при помощи планшета сурдопереводчик всегда будет на связи и коммуникация будет налаженной. Минута, и вопрос решен.

Конечно, обучение на сурдопереводчиков требует достаточно много времени, которое у не каждого соцработника есть, но иметь навыки общения, знать азы жестового языка им все же необходимо. Ведь как же еще понимать человека и выстраивать с ним коммуникативную связь, если вы разговариваете на разных языках?

– С глухими людьми надо общаться просто и понятно, без заумных слов, – объясняет Анна. – Строить предложения надо максимально просто, а во время беседы следует отчетливо и неторопливо проговаривать слова. Ни в коем случае не кричать, не отворачиваться, потому что у человека не будет возможности прочитать по губам. Очень важен визуальный контакт.

Новые грани

– Для того чтобы человек с проблемами слуха мог спокойно существовать и осуществ­лять какую-либо деятельность, необходимо комплексно перестраивать систему, создавать условия и делать среду доступной.

– «Созвучие» существует с мая 2017 года, – продолжает Анна. – За это время мы создали библиотеку для родителей неслышащих детей, запустили осенние и летние смены отдыха для детей с нарушенным слухом и слышащих детей из семей глухих родителей на базе лагеря «Солнечный». В сотрудничестве с автошколой «Клаксон» запустили обучение для неслышащих людей, автоинструктором у них выступает глухой водитель. Множество проектов связано с творчеством и образованием: спектакли, кино с субтитрами, различные студии.

В числе проектов и достижений «Созвучия» особое место отводится созданному на телеканале «Томское время» итоговому выпуску новостей, сопровождающемуся переводом на русский жестовый язык. В результате две с лишним тысячи зрителей с нарушенным слухом тоже в курсе всех событий и новостей Томска.

– В российских регионах аналогичные проекты живут не более полугода, – говорит Анна. – Обычно это грант на показ в течение какого-то времени. В Томске новости с сурдопереводом выходят на постоянной основе.

Жестовый язык своего рода иностранный язык и не равен русскому. Многие современные слова не имеют жестовых эквивалентов, поэтому суфлерам и переводчикам приходится их создавать самим.

– «Инновация», «газификация», «инклюзия», – Анна перечисляет современные термины, к которым им пришлось придумать соотносимые по смыслу жесты. – Эти слова приходится показывать несколькими жестами. Главное – передать содержание новости, иначе это не имеет никакого смысла.

Преодолеть страх

– «Вот мы узнали, что наш ребенок глухой. Что нам с этим делать?» – Анна представляет реакцию родителей ребенка с нарушенным слухом. – Еще несколько лет назад такие мамы и папы оставались один на один с проб­лемой, постепенно утопая в ней. Сейчас они могут прийти к нам и вместе с другими родителями преодолеть страх, боль, принять ребенка, научиться с ним общаться, понять его. Очень сложно делать это без сторонней поддержки.

Теперь в Томске существует объединение родителей неслышащих детей для совместного выявления существующих проблем и их решения. Им оказывается пошаговая поддержка – от консультационной помощи до слухоречевой реабилитации детей.

– Родителям сложно, потому что они сталкиваются сразу с серьезными внешними факторами, которые пугают их, – рассказывает Анна. – Это стереотипы, мифы, которые гложут родителей, заставляют чувствовать свою вину. Многие совершают непоправимую ошибку, закрываясь от детей, не общаясь с ними, из-за чего у ребенка возникают коммуникативные проблемы, а его мыслительные процессы замедляются.

Понятно, что первая реакция родителей – это недоумение. Несмотря на общепринятое ошибочное мнение, что глухие дети рождаются только у глухих родителей, большинство глухих детей рождаются в семьях, где сами родители не имеют нарушений слуха.

Одной из основных задач курса является как раз развенчивание мифов, связанных с глухотой.

– Людям свойственно путать глухих и глухонемых, хотя это совершенно разные люди, – объясняет Анна. – Большая часть глухих может говорить. Многие ошибочно полагают, что глухие – это неграмотные или умственно отсталые люди, хотя они умеют читать и писать, получают образование и становятся квалифицированными инженерами, программистами, журналистами.

Есть контакт!

За два дня социальные работники освоили основные навыки коммуникации с людьми с нарушением слуха. Многие из присутствующих практически не встречаются в жизни или на работе с неслышащими людьми, но при этом допускают такую возможность. А кто-то, как Иван Козубец, ежедневно пытается наладить контакт со своим подопечным. Иван работает воспитателем в Тунгусовском детском доме-интернате.

– В моей группе есть один ребенок с нарушением слуха, – рассказывает Иван Козубец. – Ему 10 лет, общение с ним дается тяжело, но после курсов я смогу вести с ним элементарную беседу. Пока все обходилось банальными тыканьями пальцев на предметы. Сверстники его понимают, и мне тоже хочется с ним общаться, чтобы всем было комфортно. После прохождения курса я теперь смогу показать ему синий, красный, зеленый цвет, месяцы года, дни недели…

Татьяна Шевнина, учитель-логопед мельниковской службы помощи семье и детям, жестовый язык, как и многие из нас, видела только по телевизору. Но после трудного общения со слабослышащим ребенком педагог решила во что бы то ни стало овладеть навыками языка жестов.

– Вы заметили, что мы говорим и одновременно жестикулируем? Это у нас в крови, – говорит Татьяна. – Ко мне часто приходят дети, которые в 5–7 лет не говорят в принципе, и только при помощи жестов и картинок нам удается строить общение, которое потом становится вербальным. Жесты, можно сказать, альтернативный способ общения.

Автор: Богдан Ларин

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 75 = 84