Далеко ли от Томска уехал сегодня малый и средний бизнес

Валентина Артемьева

tn01

Когда на прошлой неделе на всероссийской конференции по вопросам экспорта директора Центра развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Томской торгово-промышленной палаты Александра Беляева спросили о том, что в нынешних условиях предлагают на экспорт малые и средние предприятия региона, он ответил довольно откровенно: «Иногда такие невероятные вещи, которые в принципе не могут рассматриваться как экспортный товар. Например, услуги в сфере промышленной медицины либо услуги по сопровождению бухгалтерской отчетности. Если говорить о продуктовой линейке, то сегодня вполне достойным дополнением к нашим дикоросам стал сибирский мед. Таким образом, они примкнули к уже традиционным направлениям экспортных поставок в сфере IT, приборостроения, лесопереработки, нефтяного сервиса».

Слово предоставляется Томску

Дело было в Москве, где уже в третий раз проходила конференция Российского экспортного центра «Российский несырьевой экспорт – вектор развития экономики» – главной российской площадки для решения вопросов поддержки экспортеров.

В ней участвовало более 400 представителей бизнеса, власти, институтов развития, которые вместе обсуждали новые меры стимулирования несырьевого экспорта, доступность финансовой помощи, работу инфраструктуры поддержки экспортеров.

Томская область стала единственным регионом, представителей которой попросили рассказать о своем опыте поддержки экспортеров из числа малого и среднего бизнеса (МСБ).

– На этой конференции мы пытались показать всем, что кропотливая ежедневная работа по поддержке экспортеров даже в нынешних непростых условиях не мешает малому и среднему бизнесу открывать новые рынки, – говорит Александр Беляев. – Например, на начало 2015 года количество компаний-экспортеров из числа МСБ выросло на четверть. Дело в том, что малый бизнес как та лягушка, чтобы сохраниться и остаться на плаву, вынужден быстро двигаться и реагировать на меняющиеся условия. На компаниях МСБ заметнее всего отразилось изменение рыночной конъюнктуры: снижение рублевых издержек, наличие конкурентоспособной продукции позволило не только возобновить сотрудничество с компаниями из бывших республик СНГ, но и выйти на новые рынки стран дальнего зарубежья.

По принципу одного окна

За 20 лет деятельности Томская ТПП наработала богатейший опыт в области ВЭД. Сегодня на ее базе при содействии областного департамента промышленности и развития предпринимательства и Минэкономразвития России создана целая система сервисов для поддержки компаний несырьевого сектора. Одним из таких направлений стала работа в рамках деятельности центра координации поддержки экспорт­но ориентированных компаний МСБ областного фонда развития малого и среднего бизнеса. Сложившуюся систему нередко сравнивают с работой по принципу одного окна. Сегодня любой томский предприниматель, обратившийся в ТПП за помощью, получит профессиональную консультацию при составлении внешнеторговых контрактов, научится продуктивно вести переговоры, здесь ему переведут рекламные буклеты и каталоги.

На основе мировых стандартов

– Когда мы выстраивали эту инфраструктуру на базе палаты, то основывались на лучших зарубежных практиках стран Европы, Северной Америки и растущих стран Азии, – рассказывает Александр Беляев. – Эта система взаимодействия близка и понятна нашим зарубежным партнерам. Приезжая в Томск, они видят здесь, как работают консультационные центры, как организуются деловые миссии и проходят образовательные семинары, выпускаются каталоги экспортно ориентированных компаний и профессионально работает сайт, одним словом, все то, что им привычно и знакомо.

В этом смысле Томск если и не стал пионером, то был в числе первых, где все это выстроено системно, с использованием уже действующих возможностей ТПП. Возможно, за счет этого мы хоть где-то чуть-чуть, но опережаем более крупные регионы России.

Деловые советы

Не так давно известная аудиторская консалтинговая компания KPMG по заказу Минэкономразвития России провела исследование форм государственной поддержки МСБ среди 10 тыс. предпринимателей. Результаты показали, что консультационная поддержка участников ВЭД дает самую высокую отдачу как по приросту рабочих мест, так и по налоговым отчислениям. Выводы аудиторов еще раз подтвердили мнение томичей о том, что не всегда прямое финансирование успешно решает проблемы бизнеса. Иногда компании надо просто помочь – провести презентацию, порой оказать чисто консультационную поддержку либо свести с потенциальными партнерами.

– Знаете, скольких предпринимателей мы буквально за руку приводили к нам на семинары и включали в состав деловых миссий? – улыбается Александр Беляев. – Зато потом не раз слышали в свой адрес слова благодарности за это. Вместе с областной властью мы оказываем им реальную помощь.

По странам и континентам

Одной из эффективных форм сотрудничества в рамках ВЭД стали деловые миссии. Для малых предприятий они организуются Томской ТПП с 2010 года. С тех пор где только не побывали делегации, исключение составляют лишь два материка – Антарктида и Африка.

В течение последних нескольких лет представители МСБ познакомились с новыми технологиями и управленческими практиками в странах Западной и Северной Европы, Северной Америки, провели презентации продукции в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, в Индии, Китае. При посещении республик СНГ томичи возобновили старые связи, демонстрируя партнерам свои современные разработки.

– Теперь мы можем с гордостью рассказывать зарубежным гостям, что на стадионах чемпионата мира по футболу в Бразилии использовались решения томской компании «Элком+», – не без пафоса отмечает Александр Беляев. – Или компания «Микран». С нашей помощью она вышла на рынки Индонезии, четвертой по численности населения страны мира. Нашли новых заказчиков компании «Томьаналит», «Термэкс», «Сибирский машиностроитель» и многие другие. Одним из самых необычных примеров выхода на рынки других стран показывает Центр корпоративной медицины. По итогам участия в мероприятиях ТПП он теперь присутствует в бизнес-пространстве Азербайджана и Норвегии. Паспорта проектов томского центра, утвержденные Минэкономразвития России, получили высокую оценку министерства и торгпредств России в этих странах.

Восточный вектор

Сегодня томичи активно представлены на растущих рынках Индии, Китая, Юго-Восточной Азии и, конечно же, в странах СНГ. И пусть там существует жесточайшая конкуренция, томскому бизнесу весьма по силам и возможностям распознать все тонкости загадочного мира Востока. Здесь, как уже отмечалось выше, востребованы услуги в сфере медицины и информационных технологий, поставки леса и дикоросов, продукции машиностроительных предприятий.

– Если говорить о конкурентоспособности томской продукции, то хочется вспомнить о взаимодействии местных компаний с крупными российскими корпорациями, – отмечает Александр Беляев. – Ведь смогли же ТЭМЗ, «Элком+», Томская электронная компания соответствовать требованиям к качеству выпускаемой продукции, предъявляемые, например, Газпромом. Следовательно, их изделия отвечают самым строгим международным стандартам и могут быть представлены на внешних рынках. У наших компаний есть огромный потенциал, который надо взять, немного упаковать и направить в русло внешнеэкономических связей.

Вузы нам помогут

Активное продвижение томских университетов в мировом пространстве вносит свой вклад в развитие предприятий МСБ. Когда деловые миссии приезжают в республики СНГ, там не понаслышке знают о ТПУ, ТГУ или ­СибГМУ. Бывая в азиатских странах, организаторы миссий обязательно упоминают о том, что эти вузы входят в число ведущих в России. Так бизнес помогает университетам, а вузы – предпринимателям.

Сегодня мы живем в такое стремительное время, когда и решения порой принимаются столь же мгновенно. Свидетельством тому может быть майский визит томского бизнеса в Индию. Понадобилось всего несколько месяцев после проведения встреч и переговоров, чтобы студентами СибГМУ стали 10 молодых людей одного из крупных индийских штатов.

Советы от генерала

В конце октября в Томск приезжал бывший первый замминистра иностранных дел, бывший директор СВР РФ генерал армии Вячеслав Трубников. Бывший посол в Индии делился практическими советами с томскими предпринимателями. Главное, наставлял собравшихся Вячеслав Иванович, выполнять домашнее задание. Нужно хорошо изучить рынок той страны, куда собираетесь поставлять свой товар, его потребности и особенности, какие компании там уже представлены и переговорить со специалистами торгпредства. Для выполнения этого «задания» каждый «ученик» должен перелопатить такой объем информации, что сама поездка уже будет считаться лишь логичным финалом большого проекта. Даже если в первый раз вы не достигнете результатов, все равно получите колоссальный опыт участия в подобных переговорах. Выполнение этого «домашнего задания» является обязательным условием для экспортера.

Во встрече участвовали такие компании, как «ИФАР», «Микран», «Артлайф». Уже имеющие опыт деловых миссий в Индию, они все равно с неподдельным интересом внимали практическим советам специалиста в области международных отношений. Истории успеха этих коллективов стали ярким примером эффективности деловых миссий как одного из инструментов поддержки экспортно ориентированного бизнеса, реализуемого Томской ТПП в рамках программ поддержки предпринимательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =