Дед и внук: семейная история России

TNews779_24Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР Анна Шатилова, дуэт братьев Радченко, азербайджанский певец Сархан Сархан, автор и исполнитель песен Ольга Дубова, а также ряд других народных и заслуженных артистов России и стран бывшего СССР соберутся 18 апреля в Томске, чтобы рассказать томичам о нашем земляке Василии Климове.

Имя этого государственного и общественного деятеля начала?XX века было широко известно не только в Томске, но и во всей огромной в то время Томской губернии. Депутат?III Государственной думы Российской империи от Томской губернии священник Василий Климов был видным членом фракции беспартийных прогрессистов и активно защищал интересы жителей Сибири и Алтая.

Вечер памяти отца Василия организовал его внук, один из руководителей Военно-медицинской службы Министерства обороны РФ полковник медслужбы Вячеслав Ниниченко. Десятки лет он собирал сведения о своем деде, дополняя семейную легенду реальными историческими фактами.

Судьба деда и внука имеет много общего. Оба служили своей стране на государственном и общественном поприще, общались и дружили с самыми замечательными людьми своего времени, пережили распад империи (один – Российской, другой – советской) и крушение морально-нравственных устоев общества. Но при этом оба сохранили свои идеалы и продолжали служить Отечеству в самых неблагоприятных условиях.

Частная, семейная история деда и внука стала наглядным отражением истории России в самые переломные моменты ее существования.

Священник-просветитель

Отец Василий, в миру Василий Васильевич Климов, родился в 1869 году в Томской губернии, в Барнауле, в семье учителя. После окончания Томской классической гимназии поступил на службу в Томскую контрольную палату и Томскую консисторию. В 1896 году был рукоположен преосвященным Макарием (Нев­ским), епископом Томским и Алтайским, в сан иерея и назначен священником женского монастыря в Барнауле.

В 1899 году отец Василий переехал в село Шаховское Барнаульского уезда, где служил до 1901 года, когда был определен вольнослушателем Томской духовной семинарии. По окончании семинарии стал настоятелем одного из значимых храмов Алтая – Александро-Невской церкви города Бийска. Впоследствии отец Василий окончил также Санкт-Петербургскую высшую педагогическую академию.

По воспоминаниям современников, с приездом иерея Василия Климова жизнь местных горожан наполнилась теплом, добротой, искренней заботой и житейской мудростью, исходившей от него. Отец Василий помогал не уверенным в себе и своих силах прихожанам обрести уверенность и побороть уныние. Он находил нужные слова и для заплутавшего грешника, и для просвещенного атеиста.

Депутат-прогрессист

Общественная позиция отца Василия как представителя нового, энергичного и прогрессивного духовенства была по достоинству оценена его земляками. Население города Бийска выдвинуло его выборщиком (кандидатом) в губернское Томское собрание по выборам в депутаты?III Государственной думы. В ноябре 1908 года решением Томского губернского избирательного собрания Василий Климов был избран депутатом Государственной думы третьего созыва от Томской губернии.

III Государственная дума (1907–1912) стала наиболее продуктивной и значимой для развития и процветания страны. Ведущую роль в ее деятельности сыграла партия Трудовой группы и прогрессистов. Этот период мощного подъема экономики и культуры России по праву считается золотым. Темпы роста численности населения, развитие промышленности, сельского хозяйства и науки не имели равных в мире.

Войдя во фракцию беспартийных прогрессистов Государственной думы, отец Василий сразу выделился среди депутатов своей активной деятельностью в комиссиях – рабочей, переселенческой и по городским делам. Он ставил на первое место решение жизненно важных вопросов для народа Алтая и Сибири. Его активная жизненная позиция была направлена на защиту трудящихся и переселенцев в Сибирь. В то же время отец Василий много времени уделял и торгово-промышленному развитию Алтая.

Отца Василия всюду сопровождала его семья: жена Гликерия Яковлевна, сын Владимир, в дальнейшем ставший военным летчиком, и дочь Ксения, которая после окончания женской гимназии стала сестрой милосердия и работала акушеркой санкт-петербургской Обуховской больницы.

По окончании депутатского срока отец Василий продолжал заниматься духовной и общественной деятельностью.

Священномученик

В 1914 году началась Первая мировая война, которая привела к двум революциям и Гражданской войне. В ходе кровавой междоусобицы пропал военный летчик Владимир Климов, сын отца Василия. Согласно семейным преданиям, его не то белые захватили в плен, не то красные расстреляли.

Отец Василий с женой и дочкой Оленькой, родившейся в 1916 году в Петрограде, вернулся в Сибирь и служил священником в Томской епархии.

В 1930 году отца Василия арестовали по обвинению в антисоветской агитации и бросили в томскую тюрьму.

Но тут произошло чудо: томичи возмутились и потребовали освободить отца Василия. И власть это требование народа выполнила, чекисты выпустили священника из тюрьмы, хотя репрессии против священников набирали обороты и в Томске в том году был разрушен Троицкий кафедральный собор.

После освобождения отец Василий со всей семьей был сослан в Южно-Казахстанскую область, в Чимкент, – подальше от любящей его паствы и томской общественности. В ссылке он жил и действовал согласно своим убеждениям: молился Богу, помогал страждущим, занимался духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, лечил людей.

В 1937 году маховик репрессий в СССР раскрутился до такой степени, что отцу Василию не помогло никакое чудо. 3 июня он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, по делу архиепископа Алексия (Орлова) и митрополита Кирилла (Смирнова). В обвинительном заключении кроме стандартных обвинений в контрреволюционной деятельности значилось, что «Климов Василий – организатор новых нелегальных общин в г.?Чимкенте, имел переговоры по ликвидации раскола среди священнослужителей, проводил контрреволюционную агитацию среди верующих. В контрреволюционных целях дискредитировал советскую медицину, провоцируя верующих чудесными исцелениями».

86 дней и ночей отец Василий терпел чудовищные пытки и издевательства, но выстоял, не оговорил ни себя, ни других. Он был осужден решением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 августа 1937 года. Жене и дочери сообщили, что Василий Климов осужден на 10 лет без права переписки.

В 1958 году он был реабилитирован посмертно. Однако настоящая реабилитация и восстановление памяти о священномученике Русской православной церкви отце Василии произошли только в последние годы благодаря его внуку Вячеславу Ниниченко и нескольким неравнодушным томичам.

Полковник Ниниченко, врач, моряк и патриот

Образование по наследству

Впервые о своем дедушке и семейных корнях Вячеслав услышал от мамы, дочери отца Василия, той самой Оленьки, которая родилась в 1916 году в Петрограде. Пращур Климовых Потап Андреевич Климов входил в близкое окружение Петра?I.?Гибель императора и борьба за власть привели к тому, что большинство соратников Петра по старой «доброй национальной традиции» оказались в Сибири.

Интересно, что все Климовы по мужской линии обладали недюжинными силой и здоровьем. Отец Василий, например, мог удержать запряженную тройку лошадей так, что ни одна лошадь не могла сдвинуться с места. Но главная семейная традиция заключалась в образованности и приверженности к российским традициям и культуре.

– В нашей семье всегда с уважением относились к великим шедеврам классиков – писателей, поэтов, художников, – вспоминает Вячеслав Ниниченко. – Нас, детей, воспитывали на уважении к людям, стремлении помогать нуждающимся в помощи и соблюдать все остальные нормы христианской морали. К своей маме мы обращались только на вы, тем не менее она все равно была очень родной и близкой. Мама была не только глубоко верующей, но и человеком, для которого мир был сложен из света земного. Нормального образования как «дочь врага народа» она не получила, как не смогли получить полного образования мои старшие сестра и брат. Но в них был свет образованности. Очевидно, это все от деда – отца Василия.

Есть такая профессия

Службу в Вооруженных силах Вячеслав начал матросом Тихоокеанского флота. В ленинградскую Военно-медицинскую академию поступил с должности инструктора политического отдела по комсомольской работе отдельного авиаполка Стратегической морской авиации Тихоокеанского флота.

После окончания академии проходил службу на подводных лодках в должностях врача-хирурга, начальника медицинской службы подводной лодки, флагманского врача соединения подводных лодок. В дальнейшем возглавлял медицинскую службу центра подготовки экипажей атомных подводных лодок стратегического назначения, был начальником медицинской службы гарнизона Таллина.

После развала Советского Союза был заместителем начальника Центрального военно-морского госпиталя, заместителем начальника Центрального военного клинического госпиталя для высшего руководящего состава Вооруженных сил. В дальнейшем исполнял обязанности заместителя начальника военно-медицинской службы по работе с личным составом.

В настоящий момент полковник медслужбы Вячеслав Ниниченко работает в должности главного специалиста Главного военно-медицинского управления Министерства обороны России по переподготовке и повышению квалификации медицинского персонала.

В поисках утраченного

По словам Вячеслава Ивановича, толчком к познанию своих корней стала для него перестройка, к которой у него до сих пор сохраняется очень сложное отношение. С одной стороны, страна дышала преддверием великих перемен, в основе которых должны были лежать такие понятия, как трудовая честь, справедливость, мощное стремление к созиданию и демократии через высокую организацию труда и жесткую ответственность.

Но перестройка принесла то, чего никто не ожидал, – разрушение страны и лихие криминальные 1990-е годы.

– Будучи офицером-подводником, в 1986 году я увидел начало развития трагических последствий для страны горбачевской перестройки в проводимой межнациональной политике, – говорит Вячеслав Ниниченко. – Это повергло меня в шок. Я реально увидел трагический, кровавый развал страны с нищетой, с духовной и физической гибелью миллионов людей, которые могут стать в одночасье бесправными беженцами в собственной стране.

Несмотря на ощущение катастрофы, Ниниченко, как десятки тысяч других офицеров, продолжал служить своему Отечеству. И параллельно занялся поисками сведений о судьбе своего деда, отца Василия.

В 1989 году он обратился по этому поводу к председателю комитета по партийному контролю ЦК КПСС Борису Пуго. Неожиданно быстро пришел ответ – документ о том, что Василий Васильевич Климов был расстрелян по приговору тройки НКВД в Чимкенте, и справка о его реабилитации в 1958 году. Последующие попытки Ниниченко получить документы по деду были безуспешными.

Но в 2008 году Вячеслав Иванович попросил свою дочь-студентку посмотреть в Интернете, есть ли какая-нибудь информация о деде. Эффект превзошел все ожидания: отцу Василию были посвящены восемь сайтов, на которых потомки отца Василия впервые увидели и его фотографию.

Вячеслав Ниниченко срочно вылетел в Томск, чтобы пообщаться с теми людьми, которые нашли и сообщили сведения о Василии Климове, – директором Томской областной библиотеки им. А.?С.?Пушкина Ниной Барабанщиковой и главным библиотекарем сектора редкой книги Андреем Яковенко. Позже выяснилось, что это движение организовали руководитель аппарата Законодательной думы ТО Сергей Кузнецов и заместитель директора по научной и методической работе Томского областного краеведческого музея Константин Ширко.

Храм памяти

После поездки в Томск и работы с архивными документами полковник Ниниченко понял, что история его деда – это история расцвета и трагедии России. И решил, что должен рассказать об этом максимально большому количеству людей, чтобы предостеречь общество от разрушения государства и братоубийства.

Он придумал довольно неожиданный и трудный способ восстановления исторической памяти – проведение вечеров в городах бывшей Томской губернии, посвященных не только отцу Василию, но и тем людям, которые сыграли важную роль в жизни Ниниченко, – митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму и народной артистке Советского ­Союза и России Валентине Толкуновой.

В эту затею мало кто верил, но случай убедил полковника, что он на правильном пути. Приехав в Бийск, он подошел к окну гостиничного номера и замер от неожиданности, так как увидел необыкновенно красивый храм. Позже выяснилось, что это та самая Александро-Невс­кая церковь, где настоятелем был отец Василий Климов.

– Храм стоял напротив и смотрел на меня глазами моего дедушки прямо в сердце и душу, – вспоминает Вячеслав Ниниченко. – И я поймал себя на мысли, что невероятные трудности в подготовке и проведении юбилейных вечеров памяти отца Василия на Алтае, в реальность проведения которых никто не верил, позади.

После этого внук отца Василия провел шесть подобных мероприятий в разных городах бывшей Томской губернии и даже написал об этом книгу «Забытая эпоха. Забытые святые».

Седьмой, заключительный вечер памяти пройдет в Томске (18 апреля в БКЗ в 19 часов). Для Вячеслава Ниниченко этот вечер будет совершенно особенным, ему важно рассказать о деде в том городе, чьи жители когда-то не побоялись пойти против власти и освободили отца Василия.

2 мысли о “Дед и внук: семейная история России”

  1. Знаю Вячеслава Ниниченко как настоящего патриота, бескорыстного и очень порядочного человека, каких мало осталось на этой земле. Жаль, что не могла присутствовать на Вечере памяти, но, думаю, никто не остался равнодушным. Такие мероприятия очень важны для России, чтобы воспитывать в людях гордость за страну, искреннюю, настоящую веру в ее будущее, патриотизм.

  2. Елена, спасибо на добром слове. Скажите, пожалуйста, откуда Вы знаете Вячеслава Ниниченко, который живет в Москве?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *