Дело книжников живет и процветает

В мемориальном музее истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» открылась выставка «Диссиденты: томский случай», посвященная истории диссидентского и правозащитного движения конца 1950-х – начала 1980-х годов в студенческом Томске.

Три плюс два

По словам автора идеи выставки руководителя музея Василия Ханевича, посылом для сбора материалов послужило 30-летие так называемого дела троих. Осенью 1982-го были арестованы Александр Ковалевский, научный сотрудник СО РАН, Анатолий Чернышев, начальник лаборатории судебной медицины, и Валерий Кендель, сотрудник кафедры генетики мед­института. Одновременно были задержаны Виктор Арцимович и Николай Кащеев, на тот момент переводчик, а впоследствии известный томский журналист и правозащитник. Они обвинялись в изготовлении и распространении с 1975 года литературы, порочащей советский государственный и общественный строй. Следствие длилось семь месяцев, в деле было 16 томов, обвиняемые содержались в СИЗО и вызывались на допросы (Чернышев допрашивался 50 раз). Николай Кащеев впоследствии признавался: так запугивали, что создавалась иллюзия, будто пахнет могильной плесенью.

Абсурд в духе Кафки

В списке запрещенной литературы значились «Собачье сердце» Булгакова, «Архипелаг ГУЛАГ» и «Раковый корпус» Солженицына, журнал «Континент», произведения Зиновьева, Войновича, Замятина, Сахарова, Оруэлла и других авторов, то есть все то, что сегодня абсолютно доступно каждому россиянину. И именно эту литературу по своим каналам доставали, тиражировали и пускали по рукам обвиняемые. Советский суд был строг: Чернышев получил три с половиной года, Ковалевский и Кендель – по году колонии, Кащеев – год исправительных работ, Арцимовича отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Судьбы были сломаны, биографии испорчены, но, как заметила на открытии выставки уполномоченный по правам человека в ТО Нелли Кречетова, заслуга этих людей в том, что они заставили нас задуматься и продвинули общество вперед.

Подлинные вещдоки

Среди экспонатов выставки представлены архивные документы из бывшего партийного архива Томской области, образцы самиздата тех лет и фотоаппаратура, с помощью которой он размножался, фотографии и материалы из семейных архивов проходивших по делам 1970–1980-х годов томичей, магнитофонные катушки с записями песен Высоцкого и Галича. Уникальными экспонатами стали подлинные документы из архивно-следственного дела 1982 года, а также изъятый при аресте радиоприемник, используемый для слушания «вражеских голосов». Экспонатами с музеем поделились семья Ковалевских, Нина Фаст, Николай Серебренников, Владимир Крюков, Юлия Мучник (ее фильм «Томские книжники» демонстрировался на открытии выставки) и другие.

Всем, кто хотел бы познакомиться с предметами недавней эпохи кафкианского абсурда, рекомендуется побывать на выставке. Чтобы, не дай бог, пройденное не повторилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − одиннадцать =