TNews819_07

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил запретить ученикам использовать в школе гаджеты с выходом в Интернет. То есть, по сути, все современные телефоны. Таким способом он хочет оградить детей от нежелательного интернет-контента. По словам Астахова, нужно обязать образовательные учреждения внести в договор об оказании образовательных услуг отдельные положения, предусматривающие запрет на использование личных средств связи с выходом в сеть Интернет. Если родители не хотят запрещать своим детям пользоваться в школе гаджетом, они должны дать письменное согласие, переложив ответственность за какие-либо инциденты на себя. О том, как учителям различать детей, которым разрешено или запрещено использование гаджетов, Астахов заявил: «Это дело техники». Предложение детского омбудсмена обсуждают эксперты «Томских новостей».

Нельзя закрыться от жизни

КузнецоваВалентина Кузнецова, бухгалтер

– Я в принципе против всех запретов. Они несут больше негатива, чем позитива. Детей нужно не ограждать от каких-то негативных проявлений нашей жизни, а воспитывать у них понимание и правильное отношение к этим вещам.

Если человек живет в семье, то его мнение формируют родители. И если у ребенка возникают какие-то вопросы, связанные с внешним миром и реальной жизнью, то все зависит от того, насколько грамотно родители могут на них ответить. Если какое-то внешнее воздействие вызывает у ребенка неправильную реакцию, то родители должны это вовремя заметить и исправить. Интернет как раз и помогает вовремя такие вещи выявлять. Ты видишь: что-то увиденное в Сети ребенка встревожило. И можешь это исправить.

А что будет, если человека постоянно от всего нехорошего ограждать? От жизни нельзя закрыться. Дети все равно станут взрослыми и все это прочитают, увидят и услышат. Но они окажутся к этому не готовы и могут просто сойти с ума.

Два моих внука учатся сейчас в школе, и я им никогда ничего не запрещаю, потому что запретный плод сладок. Если они вдруг будут смотреть порно, то я не стану запрещать им это делать, а объясню, что в этом плохого. Важно, чтобы человек не совершал неправильных вещей добровольно, осознанно, а не потому, что ему кто-то запретил. Любой запрет всегда можно обойти.

Один из моих внуков очень любит компьютерные игры. Папа поставил ему хорошие игры, но мы договорились, сколько времени можно играть. Внук знает причину ограничений: это вредит зрению, уму, психике и физическому состоянию. И он осознанно выполняет наш договор. Понимая, зачем ему это надо.

Поначалу будет тяжело

Вероника РыпчинскаяВероника Рыпчинская, ученица 8-го класса гимназии № 26

– Ввести правило на запрет гаджетов в школе – к лучшему. Дети станут меньше отвлекаться, больше думать об учебе.

Хотя поначалу, конечно, будет тяжело. Школьники воспримут инициативу отрицательно и станут сопротивляться. Потому что современный ребенок не привык обходиться без какого-либо гаджета. Но зато это пойдет ему на пользу, и, возможно, он будет лучше учиться.

Сейчас почти все дети пользуются гаджетами как шпаргалками и получают незаслуженные оценки. Учителя, конечно, пытаются этому препятствовать, но сделать ничего не могут: уследить за всеми невозможно. Некоторые педагоги перед контрольными или экзаменами просят сдать все мобильники. Но если кто-то и попадается на использовании гаджета для списывания, то никакого особого наказания за это не несет. В худшем случае учитель поставит двойку или отнимет телефон и скажет, что отдаст его только родителям. Но на самом деле после уроков возвращает самому ученику.

Если гаджетов не будет, то детям придется учить все самостоятельно. Поэтому знаний у них будет куда больше, чем сейчас.

Живое общение

Елена Александровна БондарьЕлена Бонадрь, учитель начальных классов лицея № 1 им. А.С. Пушкина

– Гаджеты школьникам действительно мешают. Как правило, дети заходят в Интернет для того, чтобы поиграть и пообщаться. А им нужно живое общение, дети должны разговаривать друг с другом, вместе гулять, что-то делать.

Кроме того, в средних и старших классах существует другая проблема, которая сильно напрягает учителей. Школьники зачастую включают свои смартфоны на занятиях, фотографируют одноклассников и учителей, записывают на видео сам урок, выкладывают эти записи в Интернет и там их обсуждают.

Следить за тем, чтобы дети не носили в школу гаджеты, должны в первую очередь их родители и только потом учителя. У нас в начальной школе это отслеживается. У меня в классе никто из детей не пользуется сотовыми телефонами. Если они и носят их в школу, то на время уроков отключают. И только после окончания занятий включают, чтобы пообщаться с родителями.

Клиповая беда

артюшенкоНаталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска

– Во-первых, школьников нужно разграничить по возрасту. В начальной школе у детей точно не должно быть никаких гаджетов. Например, в знаменитой Силиконовой долине ученики начальных школ вообще не пользуются техническими средствами, даже обычными компьютерами – только тетради, ручки, доска и мел. Потому что компьютерные технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте формируют у детей клиповое, фрагментарное мышление. Это препятствует формированию аналитического мышления, позволяющего устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, сравнивать, оценивать и делать выводы. Клиповое сознание выхватывает из общей сути только какие-то отдельные фрагменты, которые никак не складываются в общую картину.

Уже выросло первое поколение людей, с детства привыкших пользоваться компьютерами. У них, как правило, нет целостной картины мира, основанной на научных данных, и нет научного мышления, способного критично воспринимать любые утверждения. Поэтому они с легкостью верят в приметы, экстрасенсов, чудо-целителей и прочую антинаучную мистику.

Не стоит путать научную базу с обилием всевозможной информации. Чрезмерное количество информации, особенно бессистемной (как в Интернете), тормозит развитие мыслительного аппарата ребенка и повышает уровень его тревожности.

Кроме того, компьютерные технологии лишают детей возможности полноценно общаться друг с другом и с родителями. Живое общение в этом возрасте необходимо, так как формирует у детей коммуникативные функции и умение договариваться. То есть способность выражать свои мысли, понимать других людей, идти на компромисс.

Виртуальное общение такие навыки не вырабатывает. В Интернете легко можно человека обидеть, унизить, оскорбить и не понести за это никакой ответственности. Разорвал контакт – и все, закончил общение. То есть дети даже не понимают, что нужно уметь договариваться с другими людьми. В более позднем возрасте сформировать способность к коммуникации невозможно, тут только психотерапия может чем-то помочь, до и то частично.

Все это ведет к росту агрессии в обществе. Есть такие цифры: если в советское время из ста человек, которым делали замечание, агрессивно реагировал один, то сегодня агрессией отвечает каждый десятый. Более того, сейчас за простое замечание могут попросту убить, подобные случаи уже отмечались. Раньше такого нельзя было даже представить.

Что касается среднего и старшего школьного возраста, то, если дети до этого были воспитаны правильно и взрослые научили их пользоваться компьютерными технологиями рационально и в меру, гаджеты им особо не навредят. Но ребенок не должен проводить с этими техническими средствами много времени, растворяться в них.

Мои знакомые поехали со своим сыном, окончившим 11-й класс, отдыхать на море. В отеле у мальчика была компания его сверстников. Так вот, ни он, ни его друзья на море так ни разу и не сходили. Они пропадали в лежаках возле бассейна отеля, уткнувшись в свои планшеты и смартфоны. Даже друг с другом подростки почти не играли и не разговаривали: они общались по Интернету! Родители были в ужасе и пытались понять, что же произошло: сын сам упрашивал их съездить на море, а оказалось, что ему ничего кроме гаджета и Интернета не нужно.

Поэтому, мне кажется, предложение Астахова стоит расширить. И вообще убрать все эти гаджеты из жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

30 − = 28