Деньги на инфраструктуру по программе «ИНО Томск – 2020» начнут поступать в следующем году

губернатор
«Прежняя редакция проекта «ИНО Томск – 2020» сделала свое дело: за счет нее построен инженерный центр ОЭЗ, создана инженерная инфраструктура, но главное – она дала возможность развить наши университеты. Теперь наступил момент, когда надо объединить научно-образовательный потенциал с потребностью крупных промышленных предприятий, а также подумать о развитии удобной городской среды. Эти вопросы и решает актуализация концепции «ИНО Томск – 2020»

Транспортные проекты на сумму более 1 млрд руб­лей поддержал Минтранс для Томской области. Их рассмотрит бюджетная комиссия в сентябре и с большой долей вероятности они попадут в проект федерального бюджета на 2016–2018 годы. Речь идет о реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Томск и скоростной автодороге Томск – Тайга. Реконструкцию дороги Камаевка – Асино – Первомайское и ее включение в профильную федеральную программу на 2015 год областная власть уже обосновала в Минтрансе. Это малая капля того, что регион может получить от реализации концепции «ИНО Томск – 2020». Ее «перезагрузку» обсуждали в прошлую пятницу в особой экономической зоне Томска представители 10 федеральных министерств.

Под неусыпным оком

Столь пристальное внимание министерств к развитию Томской области началось после того, как весной этого года Сергей Жвачкин заручился поддержкой «ИНО Томска» у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Вероятно, премьера подкупило то, что пока это единственный – даже в масштабах России – документ концептуального развития отдельно взятого региона. Главой рабочей группы по актуализации концепции, которая существовала с 2011 года, премьер назначил своего заместителя Аркадия Дворковича. Работа закипела. Выступая с отчетом о мероприятиях, проделанных за два месяца по поручению министерств, вице-губернатор по экономике Андрей Антонов словно орешки щелкает: с Минприроды проработан вопрос организации лесоустроительных работ для развития лесопромышленного кластера, с Рослесхозом согласовано включение области в пилотный проект по лесоустройству, с Минприроды и томскими университетами создается технология геоинформационного учета и оценки природных ресурсов, по поручению Минпромторга проработан вопрос о вовлечении новых проектов госкомпаний и крупного бизнеса по направлению «Передовое производство».

– К уже запланированным проектам ГК «Росатом» по строительству нового конверсионного производства СХК, опытно-демонстрационного энергоблока БРЕСТ-300 и проектам СИБУРа по развитию производства полимеров на «Томскнефтехиме», – перечисляет Антонов, – добавлены проекты по созданию новых производств олефинов из метанола, лесопромышленного индустриального парка ЗАО «Роскитинвест» и ряд других.

Свое лучше

Блок «Передовое производство», пожалуй, самый наглядный для того, чтобы понять экономическое значение концепции «ИНО Томск – 2020». Если другие направления, такие как «Умный и удобный город» или «Среда», – это относительно отдаленные перспективы, то реальное новое производство, с которого область и Федерация получат налоги и рабочие места, уже открывается. Так, докладывая о развитии нефтехимического кластера в регионе, вице-губернатор по научно-образовательному комплексу Алексей Князев сообщает позитивные новости:

– В сентябре запускает новые мощности компания «НИИТЭК ТПУ – Бурение» – резидент ОЭЗ, которая производит растворы для бурения, в ноябре – кемеровская компания «Реасиб». Она перебазировалась в Томск и на территории 9 га планирует выпускать более 40 химических реагентов, в том числе для поставки в компанию «Шлюмберже». Мы заинтересованы в создании таких производств, которые связаны с глубокой переработкой нефти и газа. Сейчас в России она достигает всего лишь 60%, мы намерены увеличить ее как минимум до 90%, а в некоторых случаях, как с компанией «Реасиб», – до 98%.

Перспективы Князев может перечислять долго: в рамках кластера будет создано производство полимерных сорбентов для технологий урана, благородных металлов и водоподготовки атомных и тепловых электростанций, реализован проект по созданию производства ионообменных смол в интересах атомной промышленности. Главное, что для якорных проектов уже есть и инвесторы, и потребители.

– По созданию завода по производству ионообменных смол мы находимся в стадии переговоров с Газпромбанком, – сообщил научный руководитель химико-технологического блока ЗАО «Наука и инновации» ГК «Рос­атом» Геннадий Сарычев. – Сейчас эти смолы, необходимые для обеспечения деятельности атомной корпорации, в том числе добычи урана, завозятся из-за рубежа. Так что рынок есть.

Эту же мысль выразил член правления СИБУРа Сергей Комышан:

– «Томскнефтехим» – потребитель продукции специальной химии (катализатор, добавки, абсорбенты). Многое из этого сегодня импортируется, что дает прекрасные возможности для развития производств импортозамещения в нефтехимическом кластере. Также ТНХ может стать поставщиком компонентов для производства продуктов компаний-резидентов кластера.

Дороги на удачу

– Успех направления «Передовое производство» зависит от ряда факторов, – подчеркнул на совещании губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – С одной стороны, это совместная работа компаний, университетов и инновационных кластеров, с другой – развитие транспортной инфраструктуры. Большое значение для развития сразу двух кластеров, лесопромышленного и нефтехимического, а также промышленно-индустриального парка имеет реконструкция автодороги Камаевка – Асино – Первомайское, которая сегодня не предназначена для перевозки крупнотоннажных грузов. А также модернизация промышленного железнодорожного узла Копылово, реконструкция участка автодороги Томск – Самусь. С Минтрансом мы ищем варианты доступности транспортной томской агломерации за счет строительства Северной широтной дороги и скоростной автодороги Томск – Тайга. Эти проекты важны в масштабах не только Томской области, но и Сибири.

– Благодаря развитию только лесопромышленного кластера мы можем выйти на увеличение поставок леса до 6 млн кубов в год, – говорит Сергей Жвачкин.

– В отношении реконструкции дороги Камаевка – Асино – Первомайка Минтранс полностью поддержал предложение региона, – отвечает директор Департамента имущественных отношений и территориального планирования Министерства транспорта РФ Александр Тихонов. – Мы заручились поддержкой курирующего вице-премьера и будем просить дополнительных ассигнований на этот проект, а также на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Томск в рамках работы над бюджетом 2015–2016 годов. По трассам Томск – Самусь и Томск – Тайга будем рассматривать финансирование на 2016 и последующие годы.

Где деньги, Зин?

Стоимость всех проектов в рамках концепции «ИНО Томск – 2020» пока не озвучивается, это определится в ноябре, когда губернатор Сергей Жвачкин представит обновленную концепцию в правительство и появится план мероприятий. Но уже сейчас ясно, что это миллиарды рублей инвестиций. Часть из них – деньги бизнеса, часть – области и очень большая часть – Федерации. Учитывая наличие федеральных мегапроектов, с одной стороны, и ухудшение экономической ситуации – с другой, логично задаться вопросом: а будут ли у правительства эти миллиарды на Томскую область?

– Ряд ведомств включает разные проекты концепции в свои целевые программы, – говорит заместитель министра экономического развития, сопредседатель федеральной рабочей группы по актуализации концепции «ИНО Томск – 2020» Олег Фомичев. – Средства в федеральном бюджете на те направления, работу по которым предполагает Томская область, безусловно, есть. Да, внутри каждой целевой программы идет конкуренция – все регионы хотят получить финансирование. Но концепция Томской области ценна тем, что федеральная власть видит, как каждый проект соотносится со стратегическим развитием региона, как даже маленькая дорога может повлиять, скажем, на рост объема лесопереработки в масштабах страны. Обоснование для финансирования таких проектов очень легко показать, а значит, его легче получить.

губернатор2

17 июня Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. На 30% итоговый документ состоит из предложений Томской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 13 =