Отчет об исполнении областного бюджета за прошлый год заслушали во вторник, 18 июня, члены комитета по экономической политике.
Докладчик, начальник департамента финансов Александр Феденев, сообщил, что темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в прошлом году превысили докризисный уровень – по отношению к 2008 году доходы в абсолютном выражении выросли в 1,5 раза, и это, соответственно, позволило увеличить расходы в 1,4 раза. Однако при этом бюджет был исполнен с дефицитом, и объем госдолга области возрос.
– Долговая нагрузка от уровня собственных доходов выросла с 25 до 32%, но пока все эксперты говорят, что такой показатель является умеренным, но уже находится на грани вхождения в опасную зону, – отметил Александр Феденев.
Впрочем, членов комитета по экономической политике в силу профильной направленности больше интересовали не столько параметры бюджета, явно хорошо им знакомые, сколько состояние экономики. Так, все депутаты обратили особое внимание на заключение контрольно-счетной палаты, в котором указан целый ряд негативных факторов.
Например, анализ результатов социально-экономического развития области показывает: в целом по прошлому году можно говорить о замедлении, а по ряду показателей и о спаде экономики области. Темп роста промышленного производства не достиг прогнозных значений (103,1%). Значительный спад отмечается в обрабатывающих производствах – темп снижения 97,7% к 2011 году. Однако при этом по производству электроэнергии, газа и воды рост составил выше запланированного – 12,6%.
– Почему при физическом снижении уровня производства так повышается потребление ресурсов? Я не понимаю, как такое может быть, за счет чего? Это же несовместимые вещи! – поставил вопрос председатель комитета Иван Кляйн.
Докладчик ответил, что, видимо, сказалось влияние трех причин – возросшее потребление населения, фактор холодной зимы, а также серьезное повышение тарифов. Однако депутатов этот ответ не удовлетворил.
– Мы не готовы так рассуждать – нужен анализ того, насколько мы эффективно или неэффективно используем ресурсы. Если у предприятий падают объемы производства, но при этом растет потребление ресурсов или плата за них – любое предприятие разорится. Словом, ждем от администрации детального анализа, – резюмировал мнение членов комитета Иван Кляйн.
Члены комитета по экономической политике отметили, что в минувшем году произошло резкое снижение субсидий и трансфертов из федерального бюджета (с 15 до 10 млрд рублей). Александр Феденев ответил, что 2011 год был особенным – предвыборным, и все этим объясняется: Федерация щедро субсидировала регионы. К тому же на этом общем фоне Томская область получила крупную сумму на строительство пушкинской развязки.
– Есть предложение проводить выборы чаще, – пошутили члены комитета.
Депутаты поставили вопрос о невыполнении плана по налогу на прибыль предприятий. Андрей Антонов, зам. губернатора по экономике, ответил, что сказалось ухудшение ситуации по консолидированным налогоплательщикам (это дочерние предприятия Газпрома, «Транснефти») – по ним областной власти даже сложно получить полную информацию, так как администрируются эти предприятия не областной, а межрегиональной налоговой инспекцией.
В помощь детям-инвалидам
Принять поправки к Закону о социальной поддержке малоимущих граждан, имеющих несовершеннолетних детей, рекомендовал совету Думы комитет по социальной политике. Законопроектом, внесенным Галиной Немцевой, предполагается, что малоимущим семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, будет ежемесячно выплачиваться 5 тыс. рублей.
Выплата будет осуществляться при соблюдении следующих условий. Ребенок-инвалид, инвалид с детства должен быть признан нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Семья признана малоимущей. Родитель, осуществляющий уход за таким ребенком, – работоспособного возраста, но не работающий. В качестве пояснения к последнему пункту: специфическим фактором социально-экономического положения таких семей является то, что один из родителей просто физически не имеет возможности работать, так как ребенок нуждается в постоянном уходе.
Напомним, в основном закон направлен на поддержку семей с детьми-инвалидами, имеющими значительно выраженные нарушения здоровья вследствие заболеваний, травм или дефектов, приведших к невозможности (ограничению) способности к самообслуживанию, самостоятельному движению и ориентации, контролю за своим поведением. То есть основная часть таких детей страдают либо психическими, либо неврологическими заболеваниями.
В исключительном порядке
Желание областной власти помочь сельхозпроизводителям вступает в противоречие с федеральным законом
Разработка и принятие поправок в Закон «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд…», который должен обеспечить еще одну меру поддержки сельхозпроизводителей, имеет уже многомесячную историю.
Областная администрация предлагает к исключительным случаям заготовки леса на основании договора купли-продажи отнести сельхозхозяйства, которым нужна древесина для ремонта и отопления зданий и сооружений. (Одно из условий получения льготы – хозяйства должны получать господдержку в рамках региональных целевых программ, иметь проектную документацию или технико-экономическое обоснование выполнения работ. Древесина, понятно, должна быть использована строго по назначению.)
Депутаты согласны с тем, что сельхозпроизводителей, безусловно, нужно поддерживать, однако ставят вопросы о сильно отличающейся эффективности работы разных хозяйств.
Однако законопроект завис в основном из-за отрицательной оценки областной прокуратуры – пока Лесной кодекс РФ не позволяет регионам предоставлять такой вид помощи. Отметим, что на майском собрании Думы депутаты поддержали законодательную инициативу по внесению в Госдуму РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 29 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации». Изменения эти предполагают наделение органов власти субъектов РФ правом самостоятельно определять порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для осуществления заготовки древесины в исключительных случаях. Насколько Госдума РФ прислушается к областным парламентариям, сказать невозможно. Именно поэтому поправки к областному закону предлагается принять пока только в первом чтении.
Депутаты согласны с разработчиками поправок в закон в том, что предлагаемые меры будут способствовать увеличению поступлений в областной бюджет за счет доходов от проведения аукционов по заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений с участием сельхозпроизводителей.
Справка «ТН»
В действующей редакции закона древесина может заготавливаться в исключительных случаях:
- – для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности области или в муниципальной собственности;
- – для зданий, строений, со-оружений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета;
- – для благоустройства территорий поселений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета и (или) внебюджетных источников.