Депутаты признали финансово-хозяйственную деятельность ТТУ неудовлетворительной

Программа «Возрождение муниципального транспорта» как минимум неэффективна, как максимум – провалена

Триста миллионов рублей убытков «привезет» по итогам этого года ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление». Несмотря на то что с 2008 года мэрия Томска в рамках программы «Возрождение муниципального транспорта» провела существенное обновление парка (возраст основной части троллейбусов (75 из 105) теперь не превышает 3–4 лет; всего муниципалитет вложил в ТТУ около 800 млн рублей), поставленная задача занять 45–50% рынка пассажироперевозок и выйти хотя бы на точку безубыточности не выполнена. Более того – убытки ТТУ из года в год только растут. Так, в этом году на одну единицу транспорта (речь идет о трамваях и троллейбусах) приходится по 300–350 тыс. руб­лей убытков, а для одного автобуса эта сумма равняется уже 2 млн руб­лей.

Также все последние годы, несмотря на многочисленные совещания и программы, ни мэрия, ни гордума не могут предложить реальный план по финансовому оздоровлению муниципального транспорта.

Пока столь же неэффективны и многочисленные попытки городской власти, причем часто с привлечением иногородних консультантов, выработать план оптимизации маршрутной сети.

Вопрос об улучшении финансово-хозяйственной деятельности ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» обсудили депутаты гордумы Томска на заседании комиссии по транспорту 11 июля.

Кризис налицо

Депутаты ждали главу ТТУ Захара Жусенко. Но на трибуну вышел его заместитель – финансовый директор Григорий Шульгин. В общем-то было неважно, кто официально признает очевидные вещи: программа возрождения муниципального транспорта в глубоком кризисе, муниципальный автопарк – при смерти. Однако есть неприятные ритуалы, которые должно брать на себя именно первое лицо. Но на дворе – июль, лицо – в отпуске, и весь удар принял на себя зам по финансам.

Драматизм ситуации лучше всего характеризовали цифры, приведенные в докладе Шульгина:

– Наши доходы от перевозки пассажиров за пять месяцев текущего года составили 85 млн рублей. Прочие доходы – 7,5 млн. Следует честно сказать: мы получили их за счет выделения городом субсидий – в первом полугодии 187 млн рублей, на второе осталось 28 млн. Наша текущая деятельность по-прежнему убыточна. На конец года прогнозируется недостаток средств в размере 97–100 млн рублей. На одну единицу транспорта – речь идет о трамваях и троллейбусах – в год приходится по 300–350 тыс. убытков. Для одного автобуса эта сумма равняется уже 2 млн руб­лей. (В 2011 году общие убытки ТТУ составили 77 млн рублей, из них 44 млн дал автопарк.)

Депутат Махир Рустамов, ведущий заседание, быстро произвел арифметические действия и задал вопрос в лоб:

– По итогам года по основному виду деятельности у ТТУ будет 300 с лишним миллионов убытков?..

– Да, конечно, – спокойно подтвердил Шульгин.

Повысить плату за проезд

Что нужно делать, чтобы муниципальный транспорт выжил? По мнению руководства ТТУ – изменить маршрутную сеть и поднять тариф. По расчетам специалистов муниципального предприятия, себестоимость провоза одного пассажира сегодня составляет 14 рублей. Плата за проезд вдвое ниже. В ТТУ уверены: дела можно поправить за счет ее увеличения. А если власть еще заставит маршрутников «подвинуться» на городских дорогах, то…

– При финансировании, которое выделено на 2012 год, предприятие достигло бы точки безубыточности и даже получило бы небольшую прибыль! Такого тарифа, как у нас, нет практически нигде. Самый низкий тариф у соседей – 9 рублей. А есть города, где пассажиры платят по 10, 11, 13 рублей за проезд.

Но сколько именно должен стоить билет в томском муниципальном транспорте, финансист так и не озвучил. Да члены комиссии и не спрашивали…

Задавить маршрутников!

Зато яростной обвинительной речью взорвался депутат Михаил Филимонов:

– Я понимаю: надо поднять тариф – хорошо бы до 30 рублей! Пустить по городу один троллейбус – и будете вы получать столько, сколько обычно… Мы всю жизнь мечтали, что по Ленина, Фрунзе, Кирова троллейбусы будут ходить один за одним. Сегодня в связи с работами на пушкинской развязке и сокращением маршрутов у вас есть шанс опробовать эту схему. Машины не должны простаивать. Пустите их все по пр. Ленина хотя бы на один день и задавите маршрутников с их 12 рублями! Вы не работаете, вы несете убытки и при этом сидите и думаете: бюджет даст денег… А новые троллейбусы стоят в парке! Вы приходите в Думу и плачете: помираем! Да мы и так знаем, что помираете. И денег даем… Соображайте, как зарабатывать, – у вас предприятие в руках!

Григорий Шульгин оратору не ответил.

Вообще, мы все это сто раз уже слышали: «Думайте, думайте…» А в ТТУ – текучка, люди увольняются, недозагрузка транспорта, из семи троллейбусных маршрутов осталось четыре. Автопарк на пр. Мира, 52, рассчитан на 150 машин, а автобусов – 22… Сдать бы пустующие площади в аренду, так ведь желающие в очередь не выстроились даже за копеечную плату. Одна надежда: тарифы и оптимизация маршрутов. Тогда, может быть, концы с концами и сойдутся…

Если такие умные…

Вразрез с Филимоновым выступил Владимир Резников:

– Давайте без демагогии. Можно и три рубля проезд сделать, и будут депутаты все хорошие. Но, если мы хотим сохранить муниципальный транспорт, надо реально смотреть на вещи. Пусть не до 14 рублей, но поднимать оплату надо. Это что же, выходит, в Кемерове, Омске, Новосибирске бараны сидят, а мы здесь самые умные – возим за семь рублей? Тогда у нас должен появиться дополнительный источник дохода – от нефти или еще от чего-нибудь… Мое мнение: мы эту тему полтора года сосем, на публику работаем. Это называется – пустозвонство! Все сказанное и к мэрии относится. Да, повышение платы за проезд – непопулярная мера, а у мэра не за горами выборы. Значит, как выборы – так отложим? Вот и дооткладывались – доехали до ручки!..

До последней возможности

Что бы ни говорили депутаты и представитель ТТУ, последнее слово будет за мэрией. Поэтому заммэра по экономике и финансам Анатолия Абрамова слушали очень внимательно. А он говорил осторожно, цедя информацию со всевозможными оговорками. Михаил Филимонов задал прямой вопрос:

– Анатолий Петрович, вы можете конкретно сказать – будет или не будет повышаться плата за проезд? Будут или нет изменены маршруты? Столько шуму вокруг этого, столько обращений!

– Работа в этом направлении идет. У нас есть порядок изменения тарифов, регламентированный нормативными актами. Перевозчики пока не представили нам полный пакет документов. Как только они это сделают, у нас появится юридическая возможность дать заключение о правомерности повышения тарифов. Если будет обоснование для этого, плата увеличится. Если нет – перевозчикам будет обоснованно отказано в таком повышении.

Черту – разумную и взвешенную – этому бурному заседанию подвел Махир Рустамов. Казалось, он просто размышляет вслух, но с его мнением согласились все стороны:

– Когда-то мы ставили цель – довести муниципальные перевозки до 45% всего пассажиропотока. Вот в чем главная суть… Но с такой скоростью и с таким подходом мы этого не сделаем никогда. Что такое тариф? Вы предлагаете заложить в эту сумму все разгильдяйство, все недоработки. И люди заплатят, никуда не денутся – ездить-то надо! Я буду категорически против, пока не станет ясно, что ТТУ исчерпало все возможности по эффективному управлению.

Пока же депутаты признали работу администрации ТТУ по улучшению финансово-хозяйственной деятельности неудовлетворительной.

 

На одну единицу транспорта – речь идет о трамваях и троллейбусах – в год приходится по 300-350 тысяч убытков

Три недели назад депутаты гордумы провели выездное заседание на территории автобазы на пр. Мира. «Здесь огромные пустующие площади – крытые и отапливаемые. Даже если только сдавать их по цене складских помещений, и то доход составит более 50 млн рублей. Сдавать теплые площади по 30-40 рублей за кв. м – нонсенс», – высказал точку зрения коллег Махир Рустамов

 Ирина Астафьева

 Краткая история реформирования ТТУ за последние восемь лет

Сказка про белого бычка

Древние века

ТТУ, а точнее весь муниципальный транспорт (когда-то в Томске было три ПАТП), лихорадит уже больше лет 10. Особо активно и открыто этот процесс проявился с начала 2004 года. Тогда мэр Александр Макаров заявил, что многолетний директор ТТУ Виктор Рейнгард не вписался в рыночные условия и довел предприятие до предбанкротного состояния. В итоге летом на основе заключения специально созданной мэром комиссии было заявлено, что «трамвайщики и троллейбусники топят друг друга», и предложено раздробить ТТУ на отдельные подразделения с последующей передачей их в аренду частным структурам. Троллейбусы (90 единиц) было решено передать неизвестному ООО «Горэлектротранспорт» – организации без прошлого и во главе с бывшим советником мэра по вопросам ЖКХ. Трамваи (58 единиц) переходили к некоему ООО «Томск Транс», на базе которого предполагалось создать ООО «Томский трамвай». Под 35 автобусов предполагалось создать на базе на пр. Мира, 52, некое ОАО «Томск автотранс» с контрольным пакетом акций мэрии. А некие неназванные тогда совладельцы ОАО, обещали в мэрии, поставят предприятию 50 новых комфортабельных автобусов…

В середине октября 2004 года мэрия расторгла контракт с Виктором Рейнгардом, который был не согласен с таким вариантом реорганизации, и утвердила в должности директора ТТУ никому не известного Александра Гордеева.

Однако в результате ряда конфликтов с участием депутатов гордумы Томска и правоохранительных органов разделение не состоялось, и ТТУ осталось единым предприятием. Кредиторская задолженность ТТУ составляла более 18 млн рублей – муниципальным транспортникам за долги ограничивали подачу электроэнергии, тепла, естественно, были долги по зарплате…

К середине 2005 года мэрия разработала схему и сроки реорганизации муниципального транспорта. Мероприятия по снижению издержек были частично выполнены. Среди прочего была сдана в аренду сроком на 25 лет автобаза ПАТП-2 на пр. Мира, 52. Арендатором стало ООО «ГорАвтоТранс» – частная модификация ранее обещанного муниципального «Томскавтотранса». При этом в программе было зафиксировано, что без поддержки бюджета ТТУ не обойтись.

Средние века

В апреле 2006 года директором ТТУ был назначен Александр Богдан – недавний внешний управляющий приборного завода, а также писатель-фантаст. Его предшественник Вячеслав Батурин ушел в отпуск с последующим увольнением и ничем до этого не отметился. Богдан же представил свою программу развития муниципального предприятия на 15 лет и за 20 млрд рублей. Суть программы заключалась в необходимости повысить цену на проезд и – главное – создать фонд, в который предприниматели Томска будут жертвовать средства на поддержание деятельности ТТУ. Причем речь шла не о добровольных взносах: по сути руководитель ТТУ предлагал обложить дополнительным налогом владельцев маршруток и такси.

Фантастическое предложение реализовано не было. В ноябре 2007-го Богдан ушел на больничный и в апреле 2008-го уволился – новое руководство мэрии не раз высказывало претензии в адрес руководителя ТТУ. (Напомним, через полгода после ареста Александра Макарова мэрией стал руководить Николай Николайчук в официальной должности первого зам. мэра.)

Новое время

Полгода ТТУ работало без директора – новый руководитель Сергей Световец, до этого работавший замглавы администрации Ленинского района, был назначен в конце октября 2008 года.

В то же время была озвучена программа развития ТТУ, позже получившая название «Возрождение муниципального транспорта» (перед выборами в гордуму стала продвигаться под брендом «Единой России»). В рамках этой программы была поставлена задача кардинально обновить трамвайно-троллейбусный парк и увеличить долю пассажиропотока с 30 до 45–50%. В итоге за эти годы муниципалитет, по официальным данным, вложил в ТТУ около 800 млн рублей. Реально, думается, цифры гораздо больше. И сумма расходов будет увеличиваться, ведь техника куплена в лизинг, по которому надо и дальше платить.

Еще в феврале 2008 года мэрия в одностороннем порядке расторгла с ООО «ГорАвтоТранс» договор аренды автобазы на пр. Мира. Бизнес у этого перевозчика, сделавшего ставку на большегрузные автобусы ЛИАЗ, не удался, и «ГорАвтоТранс» регулярно задерживал арендные платежи (ставка было совсем небольшой). Сначала предполагалось, что на имущественной базе на пр. Мира будет создано отдельное предприятие, но затем его передали ТТУ.

«Созданный на базе ПАТП-2 муниципальный транспортный холдинг становится полноценной альтернативой частным перевозчикам. В ближайшее время в областной центр поступит 14 новых автобусов марки «ЛиАЗ», – сказал Николай Николайчук в своем отчете за 2008 год. Однако «полноценная альтернатива» на деле оказалась крайне убыточной. По сути муниципалитет повторяет путь ООО «ГорАвтоТранс», только владельцы последнего рисковали своими деньгами, а мэрия — бюджетными… На этом фоне идея разработки проекта скоростного трамвая Томск – Северск кажется даже не утопией, а чем-то большим.

По сути, пока единственным оправдавшим себя решением стала передача в 2008 году тяговых подстанций и контактных сетей городского электротранспорта в обслуживание ООО «Горсети» – модернизирована система электроснабжения трамваев и троллейбусов, построены километры новых контактных сетей, открыты дополнительные маршруты.

Обеспечить преференции

Начиная с 2005 года мэрия регулярно поднимает тему изменения транспортной схемы. Цели декларируются две.

Во-первых, чтобы «обеспечить преференции муниципальному транспорту». Как год назад сказал новый директор предприятия Захар Жусенко, «устранить маршрутки с магистралей, где исторически пролегает основная часть маршрутов электротранспорта».

Во-вторых, постоянно говорится об оптимизации маршрутной сети. Но все попытки «оптимизации» неизменно наталкиваются на сильное сопротивление как маршрутников, так и пассажиров. Самый жесткий конфликт произошел в конце мая 2007 года: в ответ на постановление и.о. мэра Игоря Шатурного о ликвидации маршрутов № 25–26 и открытии маршрутов № 52 и 62 фактически все предприниматели объявили забастовку, и Томск на несколько дней впал в транспортный коллапс.

Немногим более двух недель назад мэрия в очередной раз объявила о намерении оптимизировать транспортную схему. И вновь натолкнулась на организованное сопротивление предпринимателей и пассажиров…

Александр Красноперов

Порядок или монополия?

Очередное заседание рабочей группы по созданию новой схемы организации пассажироперевозок провел в среду, 11 июля, заммэра Томска по экономике Анатолий Абрамов. Представителей маршрутного бизнеса на этом заседании было 19 человек – предприниматели все активнее участвуют в обсуждении, так как боятся потерять бизнес.

На июньском заседании рабочей группы было озвучено предложение о сокращении автобусных маршрутов. Это сообщение вызвало серьезную акцию протеста, после которой мэр Николай Николайчук уточнил: все действующие маршруты останутся, но на каждом из них будет один перевозчик. Однако эти слова также вызвали недовольство частников: по их мнению, введение одного перевозчика на маршруте невозможно, так как у большинства предпринимателей по одному-два автобуса, и они не могут добровольно отдать кому-то право на перевозки.

На заседании рабочей группы маршрутники выступили с предложением ввести понятие не «хозяин маршрута», а «организатор перевозок». В таком случае на маршруте остаются работать все, у кого есть лицензии, но на одного из них накладываются дополнительные обязанности по диспетчеризации, наведению порядка и взаимодействию с администрацией. Анатолий Абрамов обещал учесть эти предложения. Но для этого нужно переработать постановление мэра № 1100 «О совершенствовании правового регулирования отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения муниципального образования «Город Томск» автомобильным транспортом».

Среди маршрутников нет полного единства: некоторые крупные компании привлекает идея стать монополистом на каком-нибудь из маршрутов. Но в большинстве своем перевозчики уверены: подобная схема оставит многих из них без работы и может привести к значительному росту тарифов.

– Самый плохой вариант развития событий – если конкурсы на хозяина маршрута все-таки объявят и их выиграет ТТУ, – считает председатель профсоюза предпринимателей Томской области Александр Остроушко. – Перевозчики будут работать, как сейчас, но при этом перечислять часть прибыли ТТУ. Благодаря этому предприятие перестанет быть убыточным. Возможно, только для этого и затевались все перестроения. Но тогда мы будем платить за проезд не 12 рублей, а все 20.

Следующее заседание рабочей группы состоится через неделю. И власти, и маршрутники хотят принять новую систему организации перевозок уже к августу. Это касается не только транспортной схемы и маршрутов, но и тарифов. Если постановление мэрии не устроит представителей маршрутного бизнеса, они будут обжаловать его в суде.

Тимур Суховейко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × один =