Дешевеющий рубль помог автосалонам реализовать отложенный спрос

продать_авто

Если с января по октябрь спрос на автомобили в России падал – на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, то в ноябре он резко вырос: объем продаж оказался всего на 1,1% меньше, чем в этом же месяце годом ранее. Такие данные содержатся в свежем отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Продавцы популярных брендов в Томске подтверждают: в их салонах ажиотаж.

Автомобиль «знает» хозяина

– Объем продаж в ноябре позволил нам догнать показатели всего прошлого года, хотя до этого мы сильно отставали: с января по октябрь падение составило 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, – говорит директор «Тойота Центр Томск» Ольга Курченко. – Обычно у нас довольно много автомобилей в наличии, но сейчас – единицы: из почти 100 машин на складе свободны только четыре. Все автомобили на складе «знают» своего хозяина, причем даже те, которых в Томске еще нет: на декабрь – январь почти все законтрактовано (то есть зарезервировано. – Прим. ред.). В соседних регионах у дилеров явно наблюдается дефицит, и люди едут за новой машиной в Томск: 30% наших продаж в ноябре пришлись на иногородних покупателей, особенно новосибирских.

Всего за ударный прошлый месяц томский дилер «Тойоты» реализовал 105 машин, еще 131 была зарезервирована. Для сравнения: в ноябре 2013 года было 78 куп­ленных авто и 73 законтрактованных, то есть продажи выросли на 35%, контрактов стало больше на 80%. Такой ажиотаж, по словам Ольги, – это результат реализации отложенного спроса: люди, собиравшиеся купить автомобиль в недалекой перспективе, решили поторопиться с решением. По меткому выражению директора автоцентра «Сто коней» Николая Воронкова, «пока деньги не превратились в фантики».

Придут иные времена

– У нас, конечно, не было такого, как в Москве: коллеги рассказывали, что люди стояли в очереди в автосалоны до часу ночи. Но в целом спрос был выше среднемесячного, – рассказывает Николай Воронков («Сто коней» – официальный дилер в Томске марок «Опель», «Шевроле», «Шевроле-Нива» и «Киа»). – Народ понимает: с такими темпами роста валют машины не могут не подорожать. И они, конечно, правы. Моя оценка: цены вырастут на 20–30% в течение первого квартала 2015 года. Конечно, надо учитывать степень локализации сборки. Например, если у «Тойоты» уровень локализации (то есть доли комплектующих российского производства) всего 10%, она явно подорожает больше, чем «Нива-Шевроле», производство которой локализовано на 95%.

– Повезут ли импортеры в Россию автомобили, которые полностью производятся за границей? Непонятно, – добавляет Андрей Щегерцов, генеральный директор автоцентра «Евразия» (официального дилера Volkswagen, Skoda, Peugeot, Suzuki, Honda в Томске). – Проблема в том, что на изменение цены влияет слишком много факторов – не только экономических, но и политических. Например, недавно прочитал, что американская компания General Motors может закрыть свой завод в Петербурге, в качестве показательной воспитательной меры в отношении России. Я считаю, если бы производители хотели резко поднять цены, они бы давно это сделали. Но рост пока незначительный и постепенный. Другое дело, что сейчас практически нет больших скидок и подарков покупателям, какие были раньше, а это тоже своего рода подорожание.

Эксперты единодушны в том, что следующий год окажется тяжелым для автомобильного рынка: отложенный спрос будет выбран в ближайшие месяц-два. Автоимпорт по итогам 2015 года может снизиться на 20–25%.

За прошлый месяц российские дилеры реализовали 229,4 тыс. новых автомобилей, с начала года – 2 220 тыс. Продажи в ноябре сокращались только у трех брендов из десятки самых популярных: в минусе оказался «АвтоВАЗ», реализовавший 30,4 тыс. штук, что на 17% меньше по сравнению с ноябрем 2013 года. Сокращение продаж также зафиксировано у Volkswagen (11 тыс. машин и 14%) и Chevrolet (10,5 тыс. машин и 22%).

Серьезный рост объемов продаж – на 32% – показала Toyota (15,9 тыс. машин), на 19% улучшила позиции KIA (20,6 тыс.), на 11% – Mitsubishi (7,8 тыс.).

– Возможно, покупатели, вкладывая деньги в автомобиль, учитывают степень его ликвидности в будущем, – комментирует Ольга Курченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =