Дети должны учиться вместе!

Благодаря городской целевой программе «Социальная интеграция», в рамках которой впервые было предусмотрено финансирование сопровождения детей во время образовательного процесса, сегодня у многих  родителей появилась возможность привести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школу рядом с домом, где он будет учиться со своими сверстниками.

Экспериментальная модель инклюзивной практики обучения успешно реализуется на площадке средней общеобразовательной школы № 54.  Об особенностях и трудностях внедрения новой системы образования, о первых результатах и перспективах  рассказывает депутат Думы города Томска, заместитель председателя комитета по социальным вопросам, директор МАОУ «СОШ № 54» Людмила Самохвалова.

-Все началось четыре года назад. В 2008 году мы первые в Томске стали принимать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями.

Но принять ребенка-колясочника или ребенка с особыми образовательными потребностями в обычный класс просто так невозможно. Вместе со специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии разрабатывали индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка.  К примеру, если ребенок  не может посещать урок физкультуры, для него предусматривали другое занятие, для ребенка, испытывающего трудности в обучении, –  индивидуальные  занятия с логопедом, психологом. Важны и многие другие детали. Сможет ли ребенок сам зайти в школу, насколько удобно ему передвигаться по по учебному заведению (для ребенка, передвигающего с помощью ходунков, например, линолеум на полу – огромная проблема), насколько удобен туалет…  Эти и другие незаметные, на наш взгляд, нюансы и создают доступную среду для необычного ученика.

Однако отсутствие пандуса – далеко не самая большая проблема. Школа, как показала практика, была не готова не только архитектурно к принятию инвалида. Главные проблемы – в головах. К переменам оказались психологически не готовы многие педагоги: их реакция была самой разной – от неприятия («зачем тратить впустую время на инвалида») и до полной растерянности («что я с ним делать буду?»). Пришлось проводить много семинаров с коллективом, личных бесед с преподавателями, вместе учились по-новому взаимодействовать с необычными детьми и их родителями. Зачастую родители придумывают  проблемы там, где у ребенка они вообще не возникают. Не смог колясочник подняться на сцену – дети тут же ему легко помогли, не может наш талантливый юный математик  с ДЦП передвигать фигуры на шахматной доске – благодаря помощи друга это не помешало ему стать победителем городского турнира.

С каждым учебным годом, с поступлением все новых детей мы нарабатывали опыт и практику инклюзивного обучения. Для одних  делали специальные парты и стулья, другим покупали учебные материалы, специальное оборудование,  велосипеды…

Конечно, рядом с особыми детьми обязательно должны быть подготовленные взрослые. Не няньки, а помощники учителя. Тут возникла серьезная проблема: где взять средства на оплату их труда? Для нас значительным подспорьем стала городская целевая программа «Социальная интеграция», в которой предусмотрено финансирование сопровождения детей. Отрадно, что моя инициатива как депутата была поддержана областными депутатами, и с

1 сентября 2013 года областные школы, так же как и городские, будут получать средства на сопровождение.

Я очень рада, что у многих  родителей сегодня появилась возможность привести ребенка в обычную школу, рядом с домом, а их дети могут общаться и учиться со своими сверстниками. Хотя, подчеркну, школа должна быть готова к приему инвалидов не только с финансовой точки зрения, но и в организационном, психологическом, кадровом плане, должно быть соответствующее материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение… Проблем, которые необходимо решать на уровне отдельной школы, города, еще очень много.  Наш опыт показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать во всех видах деятельности наравне со своими сверстниками.

На заметку

Недавно были подведены итоги первого Всероссийского  конкурса «Образование для всех».  Его инициаторами выступили региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» совместно с институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. На конкурс поступило 120 заявок из 20 регионов России. Среди финалистов конкурса – коллектив средней образовательной школы №54 г. Томска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *