08.06.2018

Для кого зажжется «Светофор»?

Статей на сайте: 15774

 

Уже летом, придя в магазин, мы можем увидеть на полках продукты в упаковке, раскрашенной в цвета светофора: красный, желтый, зеленый. «Светофор» – именно так называется пилотный проект, который предложил Роспотребнадзор, чтобы стимулировать продажи качественной продукции. Речь идет о добровольной маркировке продуктов питания в зависимости от степени полезности. Учитываться будут не все показатели, а только количество соли, сахара и жирных кислот. Соответственно и маркировка: красный цвет – предостережение, продукт без полезных свойств. Желтый – на ваше усмотрение, он содержит какие-то заменители, но это не означает, что он вредный. Зеленый – норма по всем показателям; такой продукт содержит только полезные белки, жиры, углеводы. Как считают в ведомстве, благодаря такой мере людям будет легче ориентироваться в покупках и формировать здоровый образ жизни. Как к этой инициативе относятся производители, переработчики и покупатели?

 

 

И что плохого, если покупатель будет знать нас в лицо?

Паруйр Яврумян, председатель СПК «Белосток», депутат Законодательной думы Томской области

– Я двумя руками за. Если я произвожу плохую продукцию, то пусть покупатель это знает, если хорошую – пусть знает тоже. Мы ведь работаем для покупателя и должны с ним выстраивать честные отношения. А что сегодня на рынке? Чехарда, люди ничему не верят. Поэтому я приветствую любые меры государства, направленные на то, чтобы граждане получали достоверную информацию.

Мы, кстати, поддерживаем и электронную ветеринарную сертификацию «Меркурий». Хотя знаю, что многие производители относятся к ней с осторожностью. А я считаю, что это нормально. Хороший производитель только выигрывает. Сегодня культура питания людей меняется. Человек ориентируется на хорошую продукцию. Он же не выпивает за раз два литра молока. Он лучше выпьет стакан, но купит хорошее. И мы, производители, поддержим такого покупателя.

Ради этого идем на затраты, чтобы соответствовать требованиям. У нас, например, Еврокомиссия проверяла мороженое и подтвердила соответствие требованиям Евростандарта. Когда вы видите на рынке пакет молока за 19 рублей, о каких стандартах можно говорить? Такого не бывает. Понятно же, что это фальсификат. Молочный рынок испытывает дефицит, сегодня он составляет около 30%. Этим и пользуются недобросовестные производители и переработчики. Есть такие заводы, куда молоковозы даже не заходят, но оттуда выходят рефрижераторы с готовой молочной продукцией. Что там? Особенно много фальсификата в кондитерских изделиях. Чем они напичканы, мы до конца даже не знаем – всевозможные наполнители, добавки, но только ненастоящие молоко и масло. А мы ведь всем этим кормим детей, близких. Так что я только за то, чтобы всех поставили в равные условия. И пусть покупатель выбирает. Мы, наоборот, если что не так, будем наводить порядок. И подсказки нам не помешают.

 

 

А кто инициатор?

Лариса Рябоконь, директор по продажам томского филиала розничной сети «Мария-РА»

– Важно, от кого исходит инициатива. Если это востребовано покупателем, то мы только за, а если это очередная форма контроля, то стоит подумать. Мы всегда идем навстречу покупателям, прислушиваемся к их мнениям и стараемся их учитывать. Если пилотный проект, предложенный Роспотребнадзором, покажет, что людям такая маркировка действительно поможет лучше ориентироваться в покупках, то почему его не поддержать? Правда, пока возникает немало вопросов. Кто будет маркировать продукты? Кто будет отвечать за достоверность информации? Но, видимо, пилотный проект и даст ответы на все эти вопросы. Главное, что думают по эту поводу покупатели. Если после эксперимента маркировка будет введена повсюду на основе мнений покупателей и их запросов, то мы готовы к исполнению.

 

 

С «раскрасками» можно повременить

Алевтина Сахно, покупатель

– Я считаю себя опытным покупателем. И придирчивым. Потому что в семье есть диабетик, и я вынуждена искать продукты, от которых, по крайней мере, не было бы хуже. Но получить достоверную информацию очень трудно. В последнее время везде указывают и производителя, и состав. Но попробуйте во всем этом разобраться.

Написано такими мелкими буквами, что без лупы не увидеть. Вроде формальность соблюдена, а толку никакого. Еще больше лукавства в том, из чего состоит продукт. Перечислено на пол-этикетки, что из этого полезно, а что вредно, не разберешь. Правда, мы, покупатели, теперь тоже стали продвинутыми. Понимаем, что если там много «ешек», консервантов, загустителей, усилителей вкуса, то от покупки лучше отказаться. Но не всю «азбуку» еще освоили. Когда мы читаем, например, что в колбасе есть свиные шкурки, мы это понимаем, а если указано, что там белковый продукт, что это значит? И сколько в нем соли, сахара и тех самых жирных кислот?

Или возьмите сгущенное молоко. Читаешь: «…цельное, по

ГОСТу…», а открываешь – там откровенный растительный жир. С этими ГОСТами и ТУ вообще сплошная неразбериха. Такое ощущение, что производители нас сознательно хотят ввести в заблуждение. Я, конечно, про какой-нибудь новый продукт стараюсь прочитать в Интернете. Но в основном пробую методом тыка. Если срок годности большой, значит, в нем много химии. Да и цена говорит о многом. Дешевый продукт хорошим быть не может.

Что же касается «раскрасок», то я не против. Но только при одном условии: если это не будет включено в стоимость продукта и не повлечет увеличения цены. Однако так ведь не бывает. У нас, что бы ни затевали в интересах покупателя, обязательно все подорожает.   А насколько можно доверять этим этикеткам? Кто будет маркировать? Поэтому, может, стоит и повременить? Разве Роспотребнадзор не в состоянии потребовать, чтобы в ущерб дизайну информацию печатали на этикетках нормальным шрифтом и чтобы она была понятна не только специалистам? Мне кажется, надзорные органы, вместо того чтобы спросить с поставщиков, перекладывают ответственность на покупателей.

 

 

Пусть в тарелке будет больше зеленого

Светлана Станкевич, руководитель Центра поддержки грудного и рационального вскармливания, к.м.н, врач-диетолог

– Идея «Светофора» не нова. Первый подобный проект инициировали в Финляндии, и он достиг своей цели. Там существенно снизился рост сердечно-сосудистых заболеваний. В России, видимо, решили перенять этот опыт.

По моему мнению, это полезный проект. Мне импонирует золотое правило «Светофора» – чем больше будет в тарелке зеленого цвета (а это, как правило, овощи (огурцы, помидоры, капуста, всевозможная зелень) и фрукты), тем полезней для человека. Желтый цвет маркировки уже должен насторожить: надо ли покупать этот продукт или лучше от него отказаться? А красный – стоп! Лучше пройти мимо или резко ограничить потребление. Это небезызвестные чипсы, кириешки, всевозможные сладости, копчености, маринады.

Казалось бы, речь идет всего лишь о цветовой гамме. Но мы многое выбираем глазами, по первому восприятию. Цвет нас может остановить. Даже тогда, когда продукт принято считать полезным. Возьмем сладкий йогурт – в нем есть нужные бактерии, но в маленьком стаканчике может содержаться до трех чайных ложек сахара! Такой же пример можно привести с кетчупом – в нем также содержится сахар и скрытые жиры.

Донести до потребителя максимум необходимой информации – это правильный курс на профилактику. Рациональное зерно в том, что, когда у тебя в корзине окажется много продуктов с красной маркировкой, ты невольно задумаешься: а надо ли столько? Тем более если есть проблемы со здоровьем. И будешь стремиться к желтому и зеленому цвету.

Вряд ли стоит надеяться, что «Светофор» резко перевернет наше сознание, но какие-то переоценки все же произойдут. Особенно это важно для последующих поколений. Ребенок, который сегодня ходит в магазин с мамой и видит, что она покупает, в будущем будет ориентироваться на такой же выбор. А значит, придерживаться здорового питания. Кстати, о своем здоровье сейчас стало заботиться значительно больше людей. Я это вижу, когда сама прихожу в магазин. Многие задерживаются у полок, интересуются составом продукта, обращают внимание на наличие жиров, сахара, соли. Некоторые даже приходят с лупой (особенно старшее поколение), потому что состав, как правило, указан мелким шрифтом. А если учесть, что сердечно-сосудистая патология в России занимает лидирующее место среди неинфекционных заболеваний, то это очень важно. Ведь правильное питание в их предупреждении стоит на первом месте.

 

 

Материалы полосы подготовила Нина Губская

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 88 = 90