Как трансформируется одна из самых востребованных сегодня специальностей

Нынешняя пандемия наиболее ярко обнажила состояние отечественного сервиса в туриндустрии. Представляемая сегодня специальность – «организация обслуживания в общественном питании» – как раз находится на стыке ресторанного и гостиничного сервиса. Согласитесь, ни один путешественник не сможет обойтись без приюта и еды.

Из технологов в рестораторы

– Мы уже давно выпускаем специалистов с разными возможностями, – начинает разговор директор Томского колледжа индустрии питания, торговли и сферы услуг Николай Воеводин. – Если взять, к примеру, среднее звено по специальности «поварское и кондитерское дело», то на выходе выпускник получает диплом по поварскому и кондитерскому делу (по старым стандартам ему присваивалась квалификация техника-технолога). Но сегодняшние студенты получают еще два дополнительных удостоверения по рабочим профессиям повара и кондитера. А если это «организация обслуживания в общественном питании» или «ресторанный сервис», то по окончании учебы ребята получают рабочую профессию официанта либо бармена.

Как же строится учебный процесс столь востребованной специальности?

– На первый взгляд, она учит тем же азам, но количество часов и объем программы значительно больше, и это дает возможность давать детям, как модно сейчас говорить, софт-компетенции, то есть те дисциплины, которых нет в рабочих профессиях. Например, они изучают психологию общения, тайм-менеджмент, все, что связано с организацией производства, некоторые курсы по маркетингу и так  далее. Это позволяет существенно расширять кругозор студента, – продолжает директор. – Ведь нам предстоит готовить специалиста, который будет иметь голову инженера и золотые руки рабочего. По сути, сегодня все специальности, которые идут по новым стандартам, можно считать неким симбиозом: они сохранили все лучшее, что было накоплено годами в подготовке квалифицированных рабочих, и соединились с новыми веяниями, взяв, например, блоки из охраны труда, бережливого производства.

Уже сегодня студенты колледжа выходят в самостоятельную жизнь с более широким портфелем возможностей рабочих профессий. Те же специалисты по организации обслуживания в общественном питании, помимо того что могут работать администраторами в кафе и ресторанах, знакомы с секретами мастерства бармена, бариста, сомелье.

– У нас есть студенты, которые работают в винных домах Краснодарского края, – не без гордости рассказывает Николай Воеводин. – По программе «Сервисные отряды», аналог строительных, наши ребята ежегодно проходят практику в первоклассных гостиницах и отелях Краснодарского края и Республики Крым. Лучшие потом там остаются.

По словам директора, современные ФГОСы настолько гибкие, что позволяют формировать актуальные модули в рамках основной программы, причем абсолютно безвозмездно для студентов.

Как только колледж взял курс на подготовку студентов по перекрестным рабочим профессиям, это сразу же позволило учреждению поднять показатели трудоустройства не вообще, а по конкретным профессиям или специальностям.

В ногу с работодателем

Сегодня, замечает руководитель образовательного учреждения, уходит сама терминология «общественное питание», «общепит».

– Последний год мы работаем по старому государственному стандарту, сразу после новогодних каникул выйдет новый ФГОС, который объединит ресторанный и гостиничный сервис или бизнес – определения пока плавающие, но сути это не меняет, – поясняет Николай Воеводин. – И тогда наши выпускники смогут работать как в сфере ресторанной индустрии, так и в отельном бизнесе. Одним словом, специальность расширяет горизонты подготовки студентов. Связано это с развитием госпрограммы по развитию внутреннего туризма. Любой работодатель желает найти специалиста, готового оперативно интегрироваться в разные направления этой деятельности не только в пиковый сезон, но и в период затишья. Таким образом, специальности по организации обслуживания в общественном питании и поварское и кондитерское дело – это тот случай, когда мы не догоняем бизнес и работодателя, а идем с ним в ногу или даже впереди.

По словам Николая Воеводина, востребованность в специалистах нового направления огромная, в том числе и в туристическом кластере Томской области. Сфера услуг в регионе становится крайне конкурентной: появляется огромное количество кафе и ресторанов самого разного профиля.

– Возьмите наш проспект Ленина, на отрезке в один километр вы сможете насчитать дюжину заведений общепита. И сказать, какие из них лучше или хуже, очень сложно. Естественно, что при такой конкуренции огромные требования будут предъявляться к кадрам, – подчеркивает руководитель.

А встречают по-прежнему по одежке

И вот тут выявляется парадокс: оказывается, одного профессионализма будет маловато. Сегодня «организация обслуживания в общественном питании» превратилась в специальность, где продолжают встречать по одежке. Избитой фразы из разряда «Чего изволите?» в современных условиях будет недостаточно для качественного обслуживания посетителей. Многое зависит от внешних данных администратора зала, официанта, их культуры речи.

Во избежание различных эксцессов в колледже изменили учебный процесс, добавив пару-тройку дополнительных дисциплин. Казалось бы, ну какое отношение имеет к общепиту «стилистика искусства визажа» и «конструирование и технология швейных изделий»? Все очень просто: свое умение студенты-визажисты теперь оттачивают на будущих рестораторах, подбирая подходящий под их внешние данные персональный стиль.

То же касается и культуры речи. В прошлом году администрация колледжа даже реализовала интереснейший проект с Томским театром драмы, артисты которого обучали будущих рестораторов и отельеров умению общаться с публикой. А еще студентов учат работать «за стеклом», тем самым формируя у них навыки выполнять свои обязанности в присутствии клиентов.

– В государственном стандарте таких нюансов нет, но мы прекрасно понимаем, что должны ориентировать эту специальность на работодателя и готовить своих студентов так, чтобы они могли трудоустраиваться на более выигрышные позиции, – не скрывает амбиций руководитель.

Заработная плата работника ресторанного бизнеса от 20–22 тыс. до 50 тыс. рублей и выше.

Практический подход

Всем этим премудростям в Томском колледже индустрии питания, торговли и сферы услуг ­обучают суперпедагоги. Например, сертифицированный эксперт по направлению «ресторанный сервис» движения WorldSkills «Молодые профессионалы» Оксана Болотова пришла в систему среднего образования из бизнеса, поэтому хорошо знает отрасль изнутри. Ее приход позволил колледжу соединить практику, работодателя и учебный процесс.

– Это та специальность, где создано дуальное обучение, то есть часть занятий вынесена на площадку работодателя. В нашем случае это ресторан «У Крюгера» и центр делового сотрудничества и отдыха «Томь» в Калтае, – поясняет Николай Воеводин. – Таким образом, студенты обучаются не в лабораторных, а в реальных условиях. Подобный подход поз­волил нам поднять показатель трудоустройства по этой специальности до 96%.

В тандеме с Оксаной Болотовой работает бывший выпускник колледжа Никита Кондратьев. Два года назад он получил бронзовую медаль национального чемпионата WorldSkills «Молодые профессионалы», пропустив вперед лишь участников из Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день он является тренером юниорской сборной РФ «Молодые профессионалы» по ресторанному сервису.

Суперпедагоги растят достойную смену: в этом году на нацио­нальном финале чемпионата WorldSkills, который проходил в дистанционном формате, тогда еще второкурсница Валентина Писарева вошла в десятку лучших, получив медальон профессионального мастерства. Если учесть, что в чемпионате принимали участие представители более 50 регионов с развитой системой туристического бизнеса, то достижение томской студентки можно расценивать как победу.

Осознанный выбор

Из года в год конкурс на эту специальность составляет более трех человек на место, а средний балл аттестата не опускается ниже 4,4. Набираются две группы по 25 человек (бюджетная и коммерческая) на базе 11 классов. Это сделано осознанно, чтобы уже с первого курса педагоги могли вводить студентов в профессиональное поле будущей специальности. Но требования к учебе здесь довольно высокие, поэтому треть студентов отсеивается на начальном этапе.

В колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг поступают абитуриенты из Томска, Красноярска, Новосибирска, Кемерова. Ну ладно бы только местная молодежь интересовалась, ведь у соседей имеются собственные учебные учреждения аналогичного профиля. Иногородние студенты голосуют в пользу Сибирских Афин из-за высокого уровня подготовки и наличия компетентных педагогов.

К тому же в Томске до конца текущего года планируется открытие профессионального центра компетенций по ресторанному бизнесу. Он станет тренировочным полигоном и площадкой для отработки новых технологий в ресторанном сервисе, что поз­волит педагогам готовить высококлассных специалистов на опережение.

Требования к работникам ресторанного дела:

  • креативность и воображение;
  • организаторские способности, коммуникабельность;
  • хорошая нервная система, стрессоустойчивость.

Автор: Татьяна Александрова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 8 =