Шаг от утопии до реальности

Одной из задач, которые в 1990-х остро стояли перед Томской областью, стало возведение мостового перехода через реку Томь в районе города Северска. Томичи задумали грандиозное сооружение – мост длиной 800 м и 24 км подъезда с устройством двух путепроводов. По меркам не только города и области, но и в рамках страны, которая испытывала величайшие проблемы с финансированием объектов транспортной инфраструктуры, это казалось утопией.

А ведь объект мог не состояться! Уж очень много было тогда проблем, и стройка не раз замораживалась. Нам повезло, что нашего земляка Игоря Урманова тогда заметили в федеральном центре и назначили одним из руководителей федерального дорожного агентства «Росавтодор», ведь именно эта структура отвечала и курировала строительство моста. ГП «Светленское ДРСУ» и его начальник Анатолий Акулов, управление механизации «Трансстрой» и его директор Виктор Карпов, «Мостоотряд-101» и его директор Василий Музалёв – вот герои той стройки, на плечи, головы и сердца которых лег нелегкий, но благодарный труд по созданию такого грандиозного объекта.

Старались все, и усилия были приложены весьма значительные. И руководство области, и руководство территориального органа управления автомобильными дорогами (тогда – Дорожного фонда Томской области (Томскавтодор) в лице Александра Кадесникова) прекрасно осознавали, как важен этот объект для экономической и социальной жизни региона, и делали все возможное, чтобы открытие моста через реку Томь стало праздником для всех жителей. Благодаря неимоверным усилиям мостостроителей и дорожников мы это сделали.

Не стоит забывать и того, что помимо самого мостового перехода были построены подходы к нему с обоих берегов Томи длиной почти 25 км, новые развязки, путепроводы. Нас тогда критиковали: мол, строим мост в пустоту, только для вероятной эвакуации Северска в случае чего… Но вскоре выяснилось, как необходим он, открывая путь в сторону Красноярска, поскольку Томская область передает на обеспечение федерального центра дорогу от границы с Новосибирской областью через Кожевниково и Мельниково (пока до Зоркальцевского кольца), а потом и дальше, на Мариинск. Значит, всё мы тогда правильно сделали, и сооружение оказалось востребованным не только томичами, но и всей страной. А это дорогого стоит.

Поздравляю всех жителей региона со знаменательными датами – с 75-летним юбилеем Томской области и 20-летием ввода моста через реку Томь!

Желаю всем здоровья, удачи и как можно больше таких значимых событий!

Николай Бойков,
член совета директоров группы компаний «Индор»

 

Премьерный показ

С приглашением высоких гостей на открытие моста была целая история. Все-таки объект федерального масштаба, в те годы немного таких строилось. Хотелось, чтобы это заметили не только томичи.

Но тут началась такая чехарда с председателями правительства! Только предварительно договорились с премьер-министром Кириенко о присутствии на открытии моста, как его отправляют в отставку после дефолта в августе 1998 года. Назначают Примакова. Я к Евгению Максимовичу, приглашаю. Он обещает обязательно быть. Когда до завершения строительства моста остается меньше трех месяцев, Примаков отправляется в отставку, на его место назначают Сергея Степашина. Опять договариваемся. И вдруг в августе – новая отставка. За четыре дня до открытия моста председателем правительства становится Владимир Путин. Я представил груз ответственности и дел, которые свалились тогда на молодого политика, не до мостов ему… Даю распоряжение – открываем мост в день 55-летнего юбилея области. Не откладывать же, раз старались приурочить к такой дате!

Вдруг поздно вечером 11 или 12 августа звонок по кремлевской линии. Голос молодой, бод­рый… Дословно уже не помню, но Путин говорил примерно так: «Вы там мост собираетесь открывать через Томь? Я приеду…» Так, с нового моста в день рождения региона и началось знакомство будущего президента России с Сибирью и Томской областью.

Виктор Кресс,
член Совета Федерации, в 1995 году губернатор Томской области

 

Поговорить с мостом

Мост задумывали строить в конце 1980-х, а приступили к работам только в 1991 году. Денег не было. Все вокруг твердили, что людям зарплату платить нечем, а мы с каким-то мостом носимся. Железные конструкции, цемент получали в долг, по взаимозачетам, поэтому и сроки поставок срывались не один раз. При той бешеной инфляции брали кредиты в банках под 200%, чтобы расплатиться с поставщиками, выдать людям заработную плату: задержки по ней у мостостроителей доходили до полугода (!). Выручал бартер: вез продукты из Кузбасса в Томск, чтобы хотя бы семьи строителей не голодали.

Мы все под богом ходим, а мостостроители особенно. Я же не покоритель рек, с рекой уважительно надо разговаривать, тем более с Томью. Хорошо помню, как во время ледохода у нас сорвало плавучий кран и понесло к пролету строившегося моста. Приняли решение кран взрывать, чтобы он не разрушил пролет. Уже и взрывчатку заложили, но бог миловал, зацепили, вытянули тросами, хотя против такой силищи реки, казалось бы, не попрешь.

В 1995-м в ноябре выводили опоры из замерзшей реки, поставили баржи, вроде все по плану. И вдруг оттепель в Кузбассе, к нам хлынула вода и сорвала баржу. Она уплыла к Северску, и вдруг – 18-градусный мороз. Баржа вмерзла. Пока притащили обратно, поставили, как надо, ушло время. Думал, не нагоним уже.

Потом, когда появилось финансирование за счет областного дорожного налога, когда заказчиком стал федеральный Росавтодор, стало чуть полегче, но зато в апреле 1999 года Москва нам поставила жесткое условие: сдать мост к 1 сентября, чтобы показать всей стране – жива Сибирь, строится! Я понимал, что с оставшимися объемами работ мы не справимся. Но пошел ва-банк: говорю, решите проблемы с финансированием – сдадим мост. А потом новая вводная – не к 1 сентября, а к 13 августа!

…Ушел с моста поздно вечером 12 августа. Спал не спал, не помню. В 6 часов уже был на нем. Сфотографировал на память с мыслями: «Сегодня после обеда ты уже заработаешь»… Мост стоял с иголочки, ни одной недоделки. Приехало руководство Росавтодора, говорят, что такое и новому премьеру не грех показать, сейчас в России ничего подобного не строят.

Где-то в обед с левого берега приехал Владимир Путин, остановился посередине моста, вышел, говорит: «Мост прекрасный, а ленточку я резать не буду, моей заслуги тут нет. А вот вы режьте».

Мы и разрезали, заодно поговорили с Владимиром Владимировичем про будущий мост через Чулым у Первомайского…

Василий Музалёв,
заслуженный строитель Российской Федерации, почетный дорожник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 4