Едва на троечку оценили городские депутаты – члены комитета городского хозяйства результаты очередной реорганизации пассажирских перевозок. Присутствовавшие на заседании общественники дали еще более суровую оценку транспортной недореформе. Что до рядовых томичей, берущих на абордаж автобусы на кольцевых маршрутах даже в семь утра, то их никто не спросил. Какие терминалы? Да вы с ума сошли! В час пик деньги-то передать невозможно! И это еще цветочки. Что будет весной, когда с места стронется многотысячная армия пенсионеров-дачников, сейчас загорающих у телевизоров, страшно даже представить. Не удивлюсь, если эта волна просто смоет чиновников, с умным видом рассуждающих о водителях, которые «прячут терминалы в карманах», и всяческие «центры управления», в которых на каждые два маршрута полагается по одному диспетчеру. С безработицей боремся?

По информации, с которой выступил на комитете заместитель мэра Владимир Брюханцев, с 1 января 2020 года действует актуализированная маршрутная сеть. По сравнению с прошлым годом были изменены некоторые действующие маршруты, ряд дуб­лирующих городских и областных маршрутов были совмещены. В результате пассажиры могут пользоваться восемнадцатью автобусными муниципальными маршрутами, шестью троллейбусными и пятью трамвайными. Кроме того, по территории Томска ходят межмуниципальные автобусы, в том числе и те, к которым были присоединены городские маршруты № 2, 3, 10, 16, 24, 31, 32.

Ломать не строить

Зачем это было сделано, томичи так и не поняли. Сломать складывавшуюся годами систему ради того, чтобы «двойку», ходившую до Басандайки – Аникино (беру в качестве примера этот маршрут, потому что неплохо его знаю), слить с 141-м? Который едет до Ярского через Коларово, Батурино и Вершинино, и туда же «влить» северский 400-й «ветеранский», а с другого конца присобачить еще и «тройку», чтобы она уж точно не составляла конкуренции троллейбусу с тем же номером?

Те, кто придумал этот фантастический маршрут, вряд ли когда-нибудь видел, сколько народу набивается летом в «ярской» автобус, а он будет поболе пазика. (Только не надо говорить про проданные в кассе автовокзала билеты – все знают, что через кассу идет вряд ли даже половина реальной выручки.) А видали наши реформаторы, как к крупномерному почтовскому «четырехсотому» на Южной выстраивается (всегда!) очередь почти исключительно из седовласых бабушек и дедушек, бывших льготников из садового общества «Ветеран»? Там в конце 1980-х давали участки разным заслуженным людям, включая фронтовиков. Забудьте, ветераны! Кончились ваши льготы!

О том, что примерно нас ждет, уже сейчас рассказывают жители Лоскутова, которых «объединили» с пассажирами аэропорта. Умножьте на пять то, что вы видите сейчас, и прикиньте, что здесь будет в дачный сезон. По выходным здесь и раньше были пробки от первого переезда до Апреля, а теперь машины бросятся покупать и те, кто раньше обходился маршрутками. Потому что если сейчас уехать из этого куста на работу сложно, то станет вообще невозможно. Потому что каждая последующая автобусная недореформа (затеваемая якобы для борьбы с пробками) оборачивается ничем иным, как увеличением частного автопарка. То есть если что-то и изменяется, так это число личных авто.

Небезызвестный томский активист-общественник в транспортной сфере Александр Остроушко приводит цифру: прежде парк маршруток состоял из 950 пазиков, осталось 600. А как же с обещаниями не сокращать количество автобусов на маршрутах? По его словам, на всех обсуждениях транспортной реформы 99% населения было категорически против. На людей просто наплевали.

«Изумрудка» отменяется

Красочный пример – уже упомянутая «тройка». Как все, конечно, знают, после предпоследней маршрутной реформы ее «обрезали», практически лишив пассажиров возможности доехать до Дворца спорта – кардиоцентра (троллейбус ходит редко и медленно). Но зато завели ее на Комсомольский, пустив через прокол на «Изумрудный город». Через некоторое время это стал популярнейший маршрут! Сама я нечастая гостья в «Изумрудке», но живу рядом. Вечером автобусы в этом направлении всегда были битком. Причем ехала в основном молодежь. Конечно, они и пешком добегут – ножки резвые, но вот для людей постарше этот торговый центр (точнее, два центра!) теперь практически недоступен. Шла я там как-то пешком. По жаре. Извините, ребята, далеко. А по морозу (и по льду) покажется еще дальше. Но более всего возмущает хамский – иначе не скажешь! – ответ транспортных чиновников: автобусное сообщение с «Изумрудным городом» муниципалитет возобновлять не собирается. Читай: ваше мнение нас не интересует!

О том, что творится с «новым» 118-м (кстати, это его сначала хотели закоротить на «Изумрудку»!), на комитете рассказала Елена Телкова. Она же спросила, насколько город контролирует ситуацию с межмуниципальными маршрутами. Ответа практически не прозвучало, Брюханцев почему-то стал расказывать, как здорово у нас стали ходить трамваи. Ну-ну. Особенно отлично они ходят в сорокаградусные морозы. Которых нынче, к счастью, не было…

Василий Музалев озвучил просьбу жителей Эушты продлить маршрут № 37 до деревни. Андрей Петров удивился, почему так мало информации об изменениях в маршрутной сети.

– У нас когда-нибудь появятся (как во всех цивилизованных городах) элементарные таблички с описанием маршрутов? – недо­умевали и депутаты, и общественники. – А электронные табло установлены, чтобы показывать погоду?

Заместитель мэра объяснил: работа по жалобам, связанным именно с маршрутами, уже ведется, ситуация скоро изменится в лучшую сторону. Без решения остаются вопросы с транспортной доступностью поселков Росинка и Заварзино – дорога там не соответствует нормам для пассажирского транспорта. Отсутствие остановочных комплексов пока не позволяет пустить автобусы и в микрорайон Радонежский. А табло – ну там просто сервер сгорел…

Как соловей лета

– Процесс изменения работы пассажирского транспорта идет. Внедряются безналичные платежи, а это не только удобство пассажиров, но и более четкая налоговая отчетность. В контрактах перевозчиков заложены более жесткие условия исполнения графиков движения. Предпринимателей администрация города стимулирует к обновлению подвижного состава, закупке автобусов, удобных для маломобильных пассажиров. И это хорошо, модернизация направлена на повышение комфорта томичей. Но идет она не так быстро, как хотелось бы, и горожане абсолютно правы, когда обращают внимание властей на недочеты. Поэтому промежуточные итоги работы мэрии можно оценить на «троечку». Что будет дальше – посмотрим, вопрос остается на контроле комитета, – прокомментировал председатель комитета городского хозяйства Максим Резников.

Когда «дальше»? Теперь говорят – в середине февраля. Когда заработает система 2ГИС «Транспорт». Которая будет как «Яндекс-такси» и даже лучше. Ну и полное счастье наступит летом, когда за автобусы, работающие без терминалов, возьмутся фис­кальные органы.

А пока требуйте от водил вытащить терминалы из карманов. Или можете не платить. Как рассказала выступавшая на комитете общественница, она именно так и поступает. В последнее время узнала о себе много нового…

Автор: Марина Боброва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 − 50 =