Спектакль ямщицкой столицы

От момента основания Томска 244 года в городе не было никакого театра. Совсем. Первые 20 лет первопроходцы на землях фронтира наблюдали за порядком, и им было как-то не до театра. Потом, когда граница Российской империи сместилась к Красноярску, а через 40 лет и к Иркутску, Томск на долгое время стал «столицей ямщиков», у которых были свои представления о прекрасном. Трактиры за городской чертой на Иркутском тракте с успехом заменяли им дары Мельпомены. И даже присвоение городу статуса губернского не зародило театральной жизни.

Только в 1848 году профессиональная труппа уфимского антрепренера Иосифа Маркевича, гастролируя по сибирским городам, посетила Томск. Временно перестроенный манеж гарнизонных казарм стал первой сценической площадкой.

Правда, специальное здание театра построили уже через два года, в 1850-м. Это было третье по счету театральное здание в Сибири (после Барнаула и Тобольска). Купец первой гильдии городской голова Н. Е. Филимонов на деньги, собранные по подписке, а частью на собственный капитал выстроил деревянное одноэтажное здание театра. «В зале театра по обеим сторонам боковых стен устроено по шести лож, все пространство между ложами обставлено диванами в десять рядов на каждой стороне, между коими посредине свободный проход для публики, перед самою сценою место для музыкантов. Ложи отделены одна от другой колоннами, верх которых служит основанием галереи, идущей по обеим боковым сторонам… Все диваны, борты стенок лож и галерей обиты красным сукном. Посредине зала висит большая люстра, а на колоннах лож-канделябры…», – описание внутреннего убранства было помещено в 1858 году в «Томских губернских ведомостях». Фотографий же еще не было!

Театр – в дрова!

Несмотря на то что постройка была деревянной, она просуществовала 32 года и была продана на дрова за 200 рублей. «Продается театр. От совета старшин Томского общественного собрания сим объявляется, что 27 числа сего июня месяца, в 12 часов дня будет продаваться с торгов старое, предположенное на слом здание театра. Желающие предварительно осмотреть его будут допускаться каждый день с 11 утра до 5 часов пополудни, исключая праздников и воскресений. Просим спрашивать сторожа Иннокентия». Объявление, помещенное в «Сибирской газете» за 1882 год.

Первое здание томского театра знало годы простоя и годы бурного подъема, регулярные спектакли профессиональной труппы приучали томичей ходить в театр наравне с маскарадами, кулачными боями и т. д.

Нам важнее другое: с 1850 года начинается отсчет театральных сезонов в нашем городе.

Е. И. Королёв, купец первой гильдии коммерции, советник и потомственный почетный гражданин

Полвека антрепризы

Самым удачным сезоном по подбору репертуара и по сборам оказался сезон 1881/82, антрепренера Е. И. Авраховой. Она была талантливой исполнительницей ролей комических старух. Особым успехом пользовались спектакли «Лес» А. Островского и «Материнское благословение, или Бедность и честь» А. Деннери и Г. Лемуана в переводе Н. Некрасова.

1880-е годы в Томске отмечены значительными преобразованиями и ростом городского населения. Идею губернатора И. И. Красовского, камергера императорского двора, о строительстве достойного здания театра поддержал купец первой гильдии коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е. И. Королёв. Губернатор Красовский, оказавшийся большим театралом, сумел сыграть на честолюбии купца. Проект нового театра был доверен архитектору П. П. Нарановичу. Ранее он был приглашен в Томск для строительства первого в Сибири университета. По его авторскому проекту уже был построен в Томске дом губернатора, бесплатная библиотека, Горное управление, несколько магазинов и церквей.

Раньше университета

Новый театр открылся 19 сентября 1885 года спектаклями «Без вины виноватые» А. Островского и «Затейница» Д. Мансфельда. Перед спектаклем состоялся торжественный молебен. «Королёвский» театр был красив, удобен, соразмерен, вмещал до тысячи зрителей. Открытие университета (1888) и технологического института (1900) способствовало притоку студенческой молодежи, любителей театрального искусства, со вкусами которых вынуждены были считаться антрепренеры. Университетский город восторженно принимал пьесы А. Островского, А. Сухово-Кобылина, А. Грибоедова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, а позднее А. Чехова, М. Горького.

События первой русской революции 1905 года коснулись и Томска. Местом проведения митингов и собраний стал «королёвский» театр. В один из октябрьских дней в здании театра шел митинг. На улице были слышны революционные песни, которые подтолкнули черносотенцев к погрому. Они окружили его, перекрыли все входы-выходы и подожгли. В музее театра хранится фотография полностью обгоревшего зрительного зала и сцены, восстанавливать театр запретил епископ Томский и Семипалатинский Макарий. Его трудами был только что закончен самый большой православный долгострой XIX века на Новособорной площади, и владыка с трудом терпел соседство с «вертепом разврата». Так что, когда «королёвский» театр сгорел, святитель Макарий только перекрестился.

Епископ Томский и Симипалатинский (1891–1912) Макарий (Невский)

Дом офицеров

В последующие годы спектакли ставились в помещении Общественного собрания и в небольшом театральном зале при Народной бесплатной библиотеке. Эти площадки во многом уступали по вместимости и техническим возможностям «королёвскому» театру.

В конце ХIХ – начале ХХ века на томской сцене выступали многие театральные знаменитости: Гликерия Федотова, Григорий Ге, Мамонт Дальский, Василий Далматов, Александра Яблочкина, Павел Орленев, братья Адельгейм и другие. Особенно запомнились гастроли актрисы В. Ф. Комиссаржевской в 1909 году. Спектакль «Бой бабочек» Г. Зудермана, где она играла одну из своих любимых ролей, имел оглушительный успех.

Среди зрителей была известная в Томске семья профессора технологического института Н. И. Карташова, которая много лет спустя подарила музею театра драмы свою семейную реликвию. Ею оказалась фотографическая карточка самой актрисы с дарственной надписью: «Милой Белле на память от искренне ее любящей Комиссаржевской». Жена Карташова – Изабелла – была родной сестрой первого артиста театра и постоянного партнера Веры Федоровны Казимира Бравича. По распоряжению Комиссаржевской весь сбор от спектакля был передан в пользу нуждающихся студентов университета и технологического института. Газета «Сибирская жизнь» опубликовала интервью томского литератора Г. Вяткина с актрисой. Вот что сказала она по поводу состояния современного театрального процесса: «Да, театр в настоящее время переживает особенно интенсивный период исканий… Очень серьезного внимания из театральной жизни заслуживает Московский художественный театр, идеально поставивший пьесы такого тонкого и обаятельного художника, как Чехов».

Господи, а когда театр не переживает период исканий? Только вместо Чехова нынче Коляда.

Рожденный революцией

В 1918–1919 годах в Томске при Обществе народного образования была сформирована актером и режиссером И. Г. Калабуховым драматическая студия, позже переименованная в художественную студию. Выпускник драматической школы артист художественного театра А. И. Адашев ориентировался в своих работах на репертуар Московского художественного театра.

Одним из первых спектаклей, который увидели любители театра, был «Сверчок на печи» Ч. Диккенса, где Калабухов играл главную роль. Он отказался от прежней инсценировки, которая была осуществлена в Первой студии МХТ, а предпочел сделать свою, созвучную революционному времени. Сохранилась в музее театра подлинная программка еще одного спектакля «Первой Сибирской художественной студии при Обществе народного образования при участии артистов: Э. Л. Шиловской, В. П. Редлих, Н. Г. Шипановского, А. Э. Рошковского и И. Г. Калабухова. Поставлено будет «Что иногда нужно женщине», комедия в трех действиях Оскара Уайльда, перевод Локердополо». Художественная студия работала в режиме профессионального театра, спектакли шли каждый день с одним выходным. Цена на билеты была строго регламентирована, во вторник и пятницу по «удешевленным» ценам, в четверг – по «возвышенным» (для состоятельного зрителя), а в остальные дни недели – по «нормальным».

И. Г. Калабухов

Луначарский и прочие

В Томск прибыл коллектив из Костромы под руководством А. Д. Попова (впоследствии – известный советский режиссер). Театр студийных постановок Попова и художественная студия Калабухова объединились. Новый коллектив не ограничивался только постановкой спектаклей. Большим спросом пользовались вечера поэзии, маскарады, литературные концерты, которые заканчивались бурными диспутами о путях развития современного искусства. Постоянными посетителями таких вечеров была студенческая молодежь. Алексей Дмитриевич позже писал в своих воспоминаниях: «Такую тягу к культуре, как в освобожденной Сибири, трудно себе представить».

В 1922 году в помещении бывшего Общественного собрания открылся Большой городской театр. В 1923 году город посетил нарком просвещения А. В. Луначарский, делавший инспекторскую поездку по городам Сибири. После этого визита театр стал называться «Театр драмы и комедии им. А. В. Луначарского». В 1926 году театральный коллектив перевели в здание кинотеатра «Новый» (ныне – здание ТЮЗа).

В 1926–1927 годах особой популярностью среди жителей пользовался журнал «Томский зритель», где публиковались театральные новости. В 1928–1929 годах приехала труппа под руководством режиссера С. Н. Воронова. С аншлагом шел один из самых удачных его спектаклей – «Три сестры» А. Чехова. Среди зрителей – «вынужденный» томич с 1927 по 1930 год, пострадавший за свои религиозно-философские убеждения, С. Н. Дурылин, специалист по русской классической драматургии. И он положительно оценил работу режиссера.

Грозные годы

В 1935–1936 годах художественное руководство театром осуществляла известная в Сибири актриса и режиссер Л. С. Самборская. Литературной частью заведовал ссыльный драматург Н. Р. Эрдман, которого усилиями друзей перевели в Томск из Енисейска. В нашем городе Николая Робертовича прежде всего интересовала возможность пользоваться Научной библиотекой университета. Автор знаменитых пьес «Мандат» и «Самоубийца» специально для Самборской по просьбе режиссера В. Н. Шевелева написал инсценировку романа «Мать» М. Горького. Роль Ниловны актриса провела с «революционным подъемом». Фамилия автора инсценировки по понятным причинам в афише театра не упоминалась. В одном из газетных интервью режиссер спектакля Шевелев авторство инсценировки взял на себя.

Осенью 1940 года художественным руководителем театра стал режиссер В. В. Гарденин. Бывший студент Московского университета, бывший актер театра В. Ф. Комиссаржевской, бывший студиец МХТ под руководством К. С. Станиславского, известный провинциальный режиссер пользовался заслуженным авторитетом в сибирских театральных кругах. Его спектакли «Канцлер и слесарь» А. Луначарского, «Маскарад» М. Лермонтова, «Старик» М. Горького, «Касатка» Л. Толстого вывели театр на новый творческий уровень.

Эвакуация

В августе 1941 года коллектив томского театра вынужденно переведен в связи с военным положением в Кемерово. Вместе с эвакуированными с запада заводами в Томск приехал коллектив Первого Белорусского государственного драматического театра (ныне – Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр им. Янки Купалы). С 1941 по 1944 год театр восстановил 11 спектаклей прежнего репертуара, создал 14 новых постановок, показал 870 спектак­лей, которые посмотрели 747 тыс. зрителей. Спектакли шли на русском и белорусском языках. В 1944 году в Томске режиссером Л. М. Литвиновым была поставлена знаменитая «Павлинка» Я. Купалы, которая стала визитной карточкой театра. В музее театра бережно хранятся афиши, фотографии и программки военного времени.

Не прекращалась в годы войны и студенческая жизнь. Томские вузы пополнились еще одним – в начале ноября 1942 года Ленинградский государственный театральный институт открыл очередной учебный год на Сибирской земле. Директор ЛГТИ профессор Н. Е. Серебряков так вспоминал то время: «Недалеко от реки Ушайки, впадающей в широкую, как Нева, Томь, в четырехэтажном здании с деревянной надстройкой пустовали четыре большие необставленные комнаты… в одной из комнат расположилось управление институтом, но тут же стояли койки, и комната эта жила двойной жизнью – до 7 утра это была спальня, а с 7 утра – канцелярия, учебная часть, аудитория». Тогда же, в ноябре, прошли вступительные экзамены: на актерский факультет набрали 28 человек и на театроведческий – 14 человек. Студенты и преподаватели института поддерживали тесную связь с университетом.

В Нарымском окружном театре, базирующемся в Колпашеве, ставил спектакли актер и режиссер Ленинградского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина, популярный киноактер В. В. Меркурьев. Он же осуществлял и художественное руководство театром, где кроме него очередным режиссером была И. В. Мейерхольд.

В апреле 1945 года, накануне Дня Победы, в Томск прибыл бывший фронтовой театр имени В. Чкалова. Он был создан на базе театра рабочей молодежи, который незадолго до войны получил статус профессионального колхозно-совхозного театра Горьковской области. Его художественным руководителем в первый год существования в Томске был режиссер Московского театра имени Вахтангова известный поэт П. Г. Антокольский.

Новый театр открылся 30 апреля 1945 года спектаклем «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. В спектакле играли не только актеры фронтового театра, но и актеры, вернувшиеся из Кемерова, актеры Нарымского окружного театра, который в 1944 году был переведен в Томск. Свои впечатления от первых спектаклей нового театра в областной газете «Красное знамя» опубликовал заслуженный деятель науки профессор В. Д. Кузнецов, создатель томской научной школы физики твердого тела: «На спектак­ле «Давным-давно» я искренне аплодировал артистам и радовался тому, что в Томск прибыл театр им. Чкалова. Мои товарищи по науке разделяют мое мнение. Мы, ученые, приветствуем и поздравляем с успехом талантливых энтузиастов-артистов и желаем им творческого роста».

Смутное время

Репертуарная афиша театра в 1950–1960-е годы была достаточно традиционна. Но были в ней и свои особенности – это наличие спектаклей на сибирскую тему. По произведениям писателей-сибиряков, таких как «Угрюм-река» В. Шишкова, «Соль земли» Г. Маркова, «Из племени кедра» А. Шелудякова, были сделаны интересные инсценировки. Пьеса в стихах преподавателя университета Д. Лившица «Университетская роща» (1962) о студенческой молодежи в постановке режиссера М. А. Юфа в течение многих лет была визитной карточкой театра на гастролях. Мелодия песни «Роща моя золотая», написанная к спектаклю заведующим музыкальной частью театра С. А. Королевым, стала позывными театра, которые звучат перед началом каждого спектакля.

Калейдоскоп режиссерских фамилий этого периода типичен для провинциального театра. Но были интересные, запоминающиеся спектакли. Такие постановки были у режиссеров Н. А. Смирнова (1946–1949), Л. А. Лукацкогов (1950–1951), А. А. Резинина (1951–1952), Г. И. Иванова (1952–1959), И. Б. Колтынюка (1959–1961), Н. И. Курганского (1961–1962), М. А. Юфа (1962–1966), Б. Ф. Дубенского (1966–1972), И. А. Южакова (1973–1975). Все эти годы в томской драме работал очень талантливый главный художник, начинавший во фронтовом театре, Сергей Сергеевич Постников.

В августе 1964 года томский драматический театр показал три спектакля на сцене Кремлевского театра в Москве. «…Самое хорошее, интересное, что есть в томском театре,– это его актеры», – писала газета «Советская культура». В разное время в Томске работали известные по Сибири актеры: А. М. Затонский, Д. А. Лядов, М. П. Кузнецов, Б. М. Молотов, В. А. Афонина, Л. А. Баум, В. А. Калинченко, Н. Н. Юргенс, Н. И. Надеждина, Т. П. Лебедева, А. В. Ратомский, Л. И. Долматова, А. А. Аркин, М. А. Исаев и другие.

Золотое время

Приехавший из Казани режиссер Ф. Г. Григорьян проработал художественным руководителем томского театра драмы девять лет (1975–1984). В эти годы театр успешно гастролировал по стране – в Ленинграде (1979), Москве (1980), Харькове (1985) и других городах. Спектакли достойно оценивались местной критикой. Театр получил дипломы всесоюзных и всероссийских фестивалей, был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984). Ведущие актеры получили почетные звания «Заслуженный артист РСФСР», «Народный артист РСФСР».

Каждый новый спектакль режиссера Ф. Г. Григорьяна на томской сцене, будь то «Женитьба» Н. Гоголя, «Золотой слон» А. Копкова, «Гроза» А. Островского, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, был своеобразным художественным открытием не только для нашего города. Значимым спектаклем, в котором участвовала вся труппа, стал спектакль «Соленая падь» по роману С. Залыгина, инсценировка которого была сделана самим режиссером. Творческий коллектив театра под руководством Ф. Г. Григорьяна сумел осветить по-новому трудные революционные события страны. Режиссер спектакля Ф. Г. Григорьян и исполнитель главной роли артист В. В. Варенцов были удостоены в 1980 году за этот спектакль Государственной премии им. К. С. Станиславского.

Новый дом – новые режиссеры

Особая театральная атмосфера в городе студентов достигалась благодаря многолетнему существованию театрального факультета Межвузовского университета искусств. В городе регулярно проходили дни театра для крупных промышленных предприятий и НИИ, выездные спектакли на отдаленные буровые в Стрежевом и Александрове. В музее театра хранится бутылочка с нефтью из первых проб первой томской нефти, подаренная актерам после спектакля благодарными буровиками.

В 1978 году по проекту архитектора Г. И. Аранжереевой в центре города появилось новое здание театра. Его открытие стало настоящим праздником для всех томичей. Просторный зрительный зал, удобные помещения для работы цехов, современное световое и звуковое оборудование, уникальная комплектация сценической площадки – все это позволяло вывести технические возможности спектаклей на новый уровень. Однако замысел переустройства центральной площади Томска не был доведен до конца, и театр встал к центральной площади боком. Во многом из-за этого он и получил в народе название «элеватор». Но даже в «элеватор» томичи с удовольствием ходили.

Продолжение последовало

После девяти плодотворных лет (1975–1984) работы в нашем театре режиссера Ф. Г. Григорьяна наступило время режиссеров, ненадолго задерживающихся в нашем городе. Среди них М. Б. Борисов (1984–1986), А. В. Лапиков (1987–1988), Н. А. Воложанин (1988–1989), О. Р. Пермяков (1992–1996), Ю. А. Ильин (1996–1999), Б. И. Цейтлин (2000–2001), Ю. А. Пахомов (2002–2011). У каждого из них были удачные спектакли. А такие, как «Поминальная молитва» (1991) Г. Горина в постановке О. Р. Пермякова, не сходили со сцены 20 лет. Моноспектакль народной артистки России Валентины Бекетовой в постановке Ю. Ильина «Тебе – через сто лет» по произведениям Марины Цветаевой с постоянным успехом идет с 1997 года.

Но продуманной, творчески интересной репертуарной политики, какая была у Ф. Г. Григорьяна, перечисленным режиссерам осуществить не удалось.

Режиссер Б. И. Цейтлин уже по итогам первого сезона в 2000 году вывел спектакль «Ангел приходит в Вавилон» по пьесе Ф. Дюрренматта на номинацию всесоюзной «Золотой маски» как «лучший спектакль». При нем театр принял участие в международном проекте «Истории школьного двора» на фестивале в Берлине (Германия) и Лионе (Франция).

В 2000 году был торжественно отмечен юбилейный, 150-й сезон (1850–2000). Томский театр драмы открыл его фестивалем, где были показаны лучшие спектакли из Омска, Новосибирска, Иркутска, Новокузнецка, Екатеринбурга. Приехали на юбилей и актеры Белорусского театра имени Янки Купалы. Встретили их с особым радушием и сибирскими подарками.

Автор: Денис Лапшин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

52 + = 54