Два дня томичей учили делать снежные фигуры

Мастер по снегу Александр Клебан после окончания художественного училища много лет служил художником-оформителем в «Томскнефти».
«Потом живых художников заменили компьютеры, и мне пришлось переквалифицироваться, – рассказывает мужчина, – теперь я кладу печи и камины. Но мы вносим капельку творчества и в это дело – все наши камины эксклюзивны»

Большая куча снега посреди ледового городка на Новособорной, которую собирали весь январь, за два дня превратилась в симпатичное собачье семейство. В понедельник и вторник здесь проходил мастер-класс по снежной скульптуре. Своими секретами с учениками двух художественных школ города поделился Александр Клебан. Его команда в этом году привезла из Новосибирска первую награду 13-го Международного сибирского фестиваля снежной скульптуры.

Куча с ушами

Когда Александр Клебан увидел снежную глыбу, с которой ему предстояло работать, то сразу разглядел в бесформенной куче собаку. Спросил ребят – учеников 2-й художественной школы. Те подтвердили: «И правда похоже».

– Там прямо ушки были нарисованы, – хитро улыбается резчик по снегу. – Ну и стали мы делать собаку. Сначала вырезали большую из общей кучи, потом из двух снежных кусков – щенков и усадили их снежной маме на спину.

Чтобы кутята не съехали вниз, их нужно было прилепить. Ледовым фигуркам части приращивают с помощью воды, а вот в снежной скульптуре все фрагменты буквально притираются друг к другу. Технология это более тонкая, да и времени требует больше.

Дело мастера боится

Технологию снежного искусства за много лет практики он успел освоить виртуозно. Своего первого крашеного Деда Мороза Александр сделал в 24 года. Профессиональный реставратор памятников деревянного зодчества, Клебан приспособил для работы с холодным материалом весь столярский арсенал. Оказалось, что практически все стамески, резаки и ножовки годятся не только для работы по дереву. А те приспособления, которых в столярке не нашлось, подсказала смекалка. Например, все снежные скульпторы шлифуют свои фигуры самодельными терками.

– Фабричная овощерезка тут не годится, – объясняет Александр, – она слишком острая, не шлифует, а просто снимает верхний слой. Поэтому эту вещь я делал сам – напильником. И шлифует, и выравнивает, и рельеф ею сделать можно.

Про свет и тень

Общий абрис скульптура приобрела еще в первый день. На второй осталась мелкая работа – прорисовать детали так, чтобы снежные животные были похожи на настоящих, и покрасить. Ледяная глазурь сделает фигурки более прочными и яркими.

Таня и Ксюша, учащиеся 4-го класса художественной школы № 1, как раз и занимаются прорисовкой деталей. Таня колдует над животом, а Ксюша специальной теркой шлифует бока, заодно делая рельефную шерсть.

– Главное – заставить играть свет и тень в снежных бороздках по нашим правилам, – объясняет Александр. – Когда работаешь со льдом, то он сам подсказывает, где ляжет тень, а со снегом такого не бывает. В этом отношении с ним работать интереснее.

Сначала скульпторы хотели уложиться в два дня и вполне успели бы, да подвела погода. При небольшом морозе красить фигуру нельзя: она пропитается водой и развалится. Поэтому опрыскивать краской из пульверизатора их будут только тогда, когда температура опустится ниже 20 °С.

Снег позволяет быстро исправлять ошибки. Александр долго изучает фигуру со стороны, а потом берет ножовку и в три движения отпиливает собаке хвост.

«Его надо пустить в другую сторону, – говорит художник, – так будет лучше. А вместо хвоста мы прорисуем завитки шерсти»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =