http://tomsk-novosti.ru/tomskvodokanal-vy-nuzhdaet-predprinimatelej-platit-za-vodu-v-pyatikratnom-razmere/

По словам представителей бизнеса, лимиты им зачастую устанавливают значительно меньше реального потребления воды, а за каждый кубометр, потребленный сверх лимита, им приходится платить в пять раз дороже установленного тарифа. За любое нарушение условий договора абонентов заставляют платить «по пропускной способности трубы» – в сотни раз больше фактического водопотребления.

При этом законодательство формально вроде бы не нарушается, бизнесу выкручивают руки в строгом соответствии с буквой закона.

Опрошенные «ТН» эксперты сошлись во мнении, что главной причиной сложившейся ситуации являются пробелы в законодательстве.

Потребителей превратили в просителей

Анатолий Емелин, преподаватель Томского института бизнеса, бизнес-тренер, преподаватель Института дополнительного образования ТУСУРа:

– Ну как же так? Делаем автомобиль – получается танк, сокращаем штат чиновников – их число растет, стимулируем и развиваем бизнес – пациент скорее мертв, чем жив. Закупаем снегоуборочную технику… без комментариев. Боремся с ростом тарифов, создаем тарифные комиссии, которые не допустят необос­нованного повышения тарифов, и получаем решение Думы города Томска № 1367 от 1 декабря 2009 года, которым утвердили Порядок установления лимитов водопотребления и водоотведения, а также нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам организаций водопроводно-канализационного хозяйства на территории муниципального образования «Город Томск».

Читаем его и в сухом остатке получаем лимит, на который может в самом худшем случае рассчитывать абонент, – 80% от фактических объемов водопотребления и водоотведения (сброса) за предыдущий отчетный период (месяц, год). И все вроде бы в порядке, но сам документ написан крепкими хозяйственниками таким образом, что уполномоченный орган (в данном случае «Водоканал») не несет никакой ответственности за нарушение им правил, установленных этим документом.

Более того, в этом документе потребитель поставлен в положение просителя, а монополист получает право устраивать проверки достоверности предоставленных абонентом сведений.

На деле монополист устанавливает лимит по своей, только ему одному понятной логике. И расчетов лимита не предоставляет. Лимит потребитель оплачивает по цене, утвержденной тарифной комиссией, а за объемы, превышающие лимит, платит в пять раз дороже.

Как должно быть

– В потреблении и отведении воды не содержится никакого тайного смысла и сакральных истин. Один хозяйствующий субъект оказывает другому услуги по доставке воды через городской водопровод, другой субъект обязан потребленное и вылитое оплатить по установленным в договоре ценам.

Но есть нюанс: поставщик услуг, в данном случае естественная монополия, имеет преимущество перед потребителями, которых много…

В силу своего доминирующего положения на рынке деятельность монополиста нуждается в регулировании и корректировке в интересах потребителей. Собственно этим и должна заниматься власть всех уровней, от муниципальной до федеральной.

Именно с этими целями создаются антимонопольные органы, которые совместно с другими органами власти призваны защищать потребителя от монополий, способных нанести вред рынку товаров и услуг, снижая конкуренцию.

Особое положение занимают естественные монополии, к примеру городские коммунальные службы, организации, оказывающие услуги по электро- и водоснабжению, водоотведению, городской транспорт.

Предприниматели получают право эксплуатировать городское имущество, сети, право оказывать услуги и получать прибыль вне конкуренции в обмен на особый режим контроля своей деятельности, внешнего регулирования цен на услуги, особого режима распределения прибыли, основная часть которой направляется на развитие городской инфраструктуры.

Так должно быть… Но в Сибирских Афинах, в умном городе, городе, занявшем в рейтинге «Форбса» по свободе бизнеса 15-е место среди 30 городов России, все по-другому.

Как есть

– Не секрет, что городские сети водопровода и канализации сильно изношены. Но это только одна из проблем. Город развивается, и это требует развития инфраструктуры. Ремонт и развитие сетей – прямая обязанность и смысл существования естественной монополии, данную инфраструктуру эксплуатирующей.

Томичи, кто из вас видел план по ремонту существующей водопроводной сети и ее развитию с указанием источников финансирования? Где естественный монополист собирается взять деньги на ремонт и развитие сети? Когда он (монополист) их возьмет, куда потратит? Кто за это перед нами ответит?

В ближайшее время стоимость проезда в маршрутных автобусах города поднимется на 5 рублей… Говорят, пора обновлять автобусный парк. Кто видел расчет? Снова поверим на слово?

Суров закон, но это закон

Владимир Шевченко, руководитель УФАС по Томской области:

– Основная канва статьи – лимиты, которые устанавливают непонятно как, и пятикратные поборы сверх лимитов да плюс при вышедшем из строя счетчике – жуткая штрафная рента… Кто это придумал? Монополия? Нет, это регламентировано постановлением Правительства РФ. Давнишним, но действующим поныне. Так давайте бить во все колокола, чтобы это постановление отменили, изменили и т.п. Лимит?! Ну да, здесь вроде как надо бы поразбираться всем вместе… Включая антимонопольщиков. Может быть, где-то внутри этого механизма встроена гнилинка, которая потом вырастает в язву… При большом желании монополию можно побеждать.

Сейчас мы решаем оргвопросы по возможному открытию антимонопольного расследования. Цель – понять, как формируются лимиты и почему возникают дискриминационные условия, так что можно договориться – одним одно, другим другое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 18 = 28