Александр Феденев

Эксперты «ТН» о проблеме оттока капиталов из страны и причинах бегства бизнеса

На этой неделе федеральные СМИ передали, что, по данным ЦБ РФ, за 10 месяцев 2011 года чистый отток частного капитала из России составил 64 млрд долларов. По итогам года из страны может утечь свыше 85 млрд долларов, сообщил и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов. Минэкономразвития прогнозирует годовой отток в пределах 80 млрд долларов.

Напомним, несколько месяцев назад высказывались прогнозы вдвое-втрое оптимистичнее: в июне первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев предположил, что отток капитала по итогам года составит 35 млрд долларов, экс-министр финансов Алексей Кудрин называл цифру

30 млрд долларов. Эксперты в числе причин ускорения бегства денег называют перспективу возврата в Кремль Владимира Путина, плохой инвестиционный климат, запредельный уровень коррупции, а также ухудшающуюся экономическую ситуацию в мире (известно: когда всем плохо, России хуже всех).

«Страна тотального недоверия»

Александр Феденев, начальник департамента финансов администрации ТО:

– Вот говорят: выводятся за рубеж огромные деньги. А начнешь разбираться, выясняется, что это наши люди сначала выведут их на Кипр какой-нибудь, а потом зарубежный инвестор с этими же деньгами в страну заходит…

Но многие и вправду стараются свои деньги вывести. Потому что мы не любим ни бизнес свой, ни власть. Кто же будет вкладываться в страну, где люди собираются бегать друг за другом с вилами?

Вот сегодня идет кампания по дискредитации выборов. А ведь они отражают настроение людей. Сейчас поддержка власти народом изменилась? Изменилась. Это нашло отражение в итогах выборов? Нашло. Тренд очевиден: если курс не скорректировать, следующие выборы могут дать партии власти еще худшие результаты. Но те, кто сегодня дискредитирует выборы, лишают общество возможности цивилизованно влиять на власть.

У нас страна тотального недоверия. Люди не верят власти, власть – людям. Контролирующих структур с каждым годом больше, теперь вот в каждом муниципалитете свой контрольный орган будут создавать. Представляете численность? И что те контролеры будут делать, когда бюджетам этих муниципалитетов сельсоветы порой не под силу содержать…

«Наблюдаем нормальную общую стагнацию…»

Алексей Сергеев, директор ООО «Арсенал»:

– Думаю, это естественный процесс, вполне ожидаемый – в период выборов деньги из страны уходили всегда, потому что бизнес в это время допускает возможность каких-то неприятностей для себя, нестабильности, перемен к худшему. Но здесь речь идет исключительно о крупном бизнесе и крупных капиталах. Малого и среднего предпринимательства это никоим образом не касается.

У нас очень низкий уровень инвестиционного климата для среднего бизнеса. Живет и развивается только экономика, ориентированная на экспорт. Мы наблюдаем нормальную общую стагнацию…

Расходы небюджетной сферы определяет в основном покупательская способность населения, а она и, соответственно, внутренний спрос падают. Растут цены на продовольствие, а спрос на недвижимость, автомобили снижается. Давайте посмотрим, насколько при этом за последние четыре года выросли цены на энергоносители? Как взлетел социальный налог, ударивший прежде всего по малому и среднему предпринимательству? Прошлым летом, к примеру, втрое-вчетверо поднялась стоимость подключения к сетям водоснабжения…

Какой бизнес это выдержит? Строительство сейчас болтается на уровне себестоимости или ниже – это уже не бизнес…

Малому и среднему предпринимателю уводить из страны, в общем-то, нечего. Правда, некоторые люди продают все и уезжают из России. У многих моих знакомых такие настроения.

И я не вижу симптомов к улучшению ситуации в следующем году.

«Кто хочет двигать бизнес, тот это делает»

Виталий Попов, председатель совета директоров компании «Новые телесистемы»:

– Я не особо верю таким заявлениям. Ни у Минфина, ни у Центробанка нет реальных возможностей по-настоящему подсчитать все утекающие из страны капиталы. Ну скажите, кто может проконтролировать все проходящие через многочисленные офшоры денежные потоки? Считаю озвученные цифры взятыми несколько… с потолка, мягко говоря, а описываемые угрозы – несуществующими.

Я очень внимательно слежу за состоянием фондового рынка и полагаю, что подобные панические высказывания и выступления (дескать, все стало настолько плохо, что бизнес массово бежит из страны) своеобразной игрой. Возможно – политикой, но в любом случае имеющей мало общего с реальностью. Что, скажите, изменилось по сравнению с прошлыми годами? Что кардинально ухудшилось? Бизнес во все времена боялся в первую очередь нестабильности – с этим никаких перемен и никаких мрачных ожиданий. Коррупция? Она как была запредельной, так такой и осталась – тоже ничего нового.

Я бы не стал говорить, что наблюдается стагнация или отрицательная динамика. Возьмем рынок связи: «Ростелеком» инвестирует в развитие мало, но при этом динамично развиваются, насыщая рынок, другие компании. Активно продвигаются вперед IT-компании, заходят новые провайдеры… По широкополосному доступу в Интеренет Томск входит в число лидеров в России, здесь уже довели ситуацию до насыщения.

Динамика изменения инвестиций, если она есть, должна быть оправданна. Растет переработка сельхозпродукции, там есть инвестиции. И так в любой отрасли. Кто хочет работать, двигать бизнес, тот это делает, дефицита денег сейчас нет. А тот, кто не хочет деньги вкладывать, ищет причины, нажимая на политические аргументы. Так что я не вижу особых поводов для беспокойства…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − два =